По неподтвержденной официальной информацией, но рассказанной подписчиком версии, ночью на Советской карета скорой помощи сбила велосипедиста на пешеходном переходе. В соцсетях со ссылкой на очевидцев оперативно всплыли подробности: вроде как медики с мигалками спешили на вызов, а любитель двухколёсного транспорта – переезжал дорогу, был в наушниках и подшофе (так это или нет должно установить следствие).
Произошло и произошло, чего уж. Но вся соль в том, что уже с 27 октября велосипедисты смогут законно не спешиваться на пешеходных переходах. А некоторые на птичьих правах практикуют подобное с сентября. И мало кто вспоминает о том, как работает наш мозг. Почитайте, может, это спасёт вам жизнь (велосипедисту) или избавит от крупного штрафа, лишения в/у или пожизненных выплат пострадавшему (касается водителей).
Сначала немного фактов о самом ДТП. Всё произошло на пешеходном переходе перекрёстка Советская-Дынды примерно в половине десятого ночи 29 сентября. На снимке с места происшествия можно рассмотреть “останки” велосипеда и находящуюся на газоне “скорую” без включенных маяков. Подписчики поделились с редакцией видео, где чуть поодаль на проезжей части видно автомобиль ГАИ с включенной световой сигнализацией.
Из имеющейся информации можно сделать вывод, что версия пользователей о случившемся имеет право на существование хотя бы в качестве предположения. До утра официальную позицию сотрудников ГАИ всё равно не узнать. Надеемся, что с велосипедистом будет всё хорошо.
Пока же попытаемся проанализировать картину ДТП в целом и добавить в текст научные наблюдения специалистов за интересным, но крайне опасным “синдромом невнимания”: водители могут просто не замечать появляющиеся объекты там, где их ранее не было и с большой вероятностью быть не могло. Даже если они занимают значительную часть поля зрения. Это особенно актуально, когда мозг человека за рулём сосредоточен на некотором привычном занятии. Наблюдении “на автомате” за дорогой и построении маршрута, маневрировании, выискивании теней пешеходов близ переходов, фиксации скорости на спидометре и прочем.
Как это работает? Представим вышеописанную ситуацию глазами водителя. Он движется на большой скорости на срочный вызов. Его задача – как можно быстрее и безопасно довезти дежурную бригаду медиков до человека, которому требуется помощь. Эту работу он делает постоянно и ежедневно. Каждое движение отточено, а знания городских улиц безупречно. Тем более время – далеко не час пик. На дороге мало машин, тротуары просматриваются далеко вперёд. Что может пойти не так?
Допустим, велосипедист движется параллельно “скорой” по тротуару со стороны центра города или едет по дорожке наперерез автомобилю медиков в направлении перехода, а светофор в ночное время выключен, что превращает переход в нерегулируемый.
Мозг в это время не фиксирует его как опасность. Потому что велосипедист должен спешиться перед переходом или хотя бы изменить скорость. Только тогда наши рефлексы водителя начнут действовать согласно ПДД. А если объект выезжает из-за границ нашего внимания, движется поступательно и достаточно быстро или внезапно меняет свою траекторию – вот тут происходят чудеса с нашим восприятием. Велосипедист становится невидимкой, хотя водитель может смотреть чуть ли не прямо на него. Причин ровно две.
Первая банальна и уже частично озвучена. Водитель привык высматривать и опасаться пешеходов. Он знает их скорость и возможности, в том числе маленьких детей, которые внезапно могут выбежать на проезжую часть без всякой причины. С опаской водители относятся и к остановившемуся автобусу/троллейбусу. Впереди или позади них не менее молниеносно могут “нарисоваться” их пассажиры. Это всё относится к умению читать возможные ситуации на дороге. Кто-то владеет этим навыком лучше, кто-то хуже. Но он есть у всех.
Если что-то выпадает из привычных рамок или появляется новое взамен старого, например, новая организация дорожного движения на знакомом многие годы участке – происходит первый сбой. Глазами видим новые знаки и разметку, умом едем по-старинке. Это же будет отчасти относиться и к нынешним/будущим не спешивающимся на переходе велосипедистам.
Вторая – научно обоснована и подтверждена экспериментами. Так называемая “слепота невнимания” как психологическое явление была распознана в 1999 году американскими учёными Дэниелом Симонсом и Кристофером Шабри на основе исследований Ульрика Найссера 1975 года.
Они начали проводить серию экспериментов, самым известным из которых является «невидимая горилла». В ходе эксперимента смотрящие должны были посмотреть игру двух команд (одетых в белые и чёрные рубашки), которые передавали друг другу баскетбольный мяч. Смотрящие должны были выполнить задание — посчитать количество подач той или иной команды. В один из периодов игры на поле появлялся человек в костюме гориллы.
По результатам опроса после игры, 50% респондентов не заметили ничего необычного в ходе просмотра игры и выполнении задания. Неспособность увидеть гориллу связана с чрезмерной концентрацией на выполнении подсчёта количества подач.
Эксперимент Симонса и Шабри был использован британским телевидением как социальная реклама для велосипедистов, которым опасна слепота невнимания. В рекламе горилла была заменена на медведя, который исполняет “лунную походку”.
По результатам исследований, наибольшей опасности подвергаются участники дорожного движения. Например, водители, которые слишком сильно сконцентрировались на спидометре или отвлекаются на предметы или людей внутри машины, могут не заметить опасность, возникающую прямо напротив них. Такой опасностью могут стать другие автомобили, пешеходы, препятствия на дороге.
Обезопасить себя от подобных игр разума как водителю авто, так и велосипедисту достаточно просто. Во-первых, со временем водители привыкнут к новшествам в ПДД, и их восприятие в отношении велосипедистов перестроится. Из существующей практики, на это обычно уходит от нескольких месяцев до полугода. До этого велосипедистам и водителям надо просто следовать рекомендациям ГАИ и знать о проблеме “синдрома невнимания”.
Правила выживания в городской черте и при проезде пешеходных переходов на нерегулируемых светофорами участках с 27 октября такие.
Велосипедистам – снизить скорость, установить зрительный контакт с водителями, убедиться, что вас видят и пропускают (авто притормаживают и/или останавливаются). Как вариант – двигаться вместе с колонной пешеходов с их скоростью. Одиночные пешеходы для этой цели не годятся.
Водителям – тренировать свой мозг и внимание на велосипедистах. Специально замечайте и отмечайте их траектории. Всегда(!) допускайте возможность их внезапного появления на пешеходном переходе. Далеко не все из них будут двигаться со скоростью пешехода. Отчаянных голов хватает. И не забывайте, что в любой спорной ситуации виноватыми окажетесь вы. Потому как автомобиль – средство повышенной опасности. Об этом стоит помнить всегда.