Мозырянин сдал в утиль автомобиль, а на нём совершили ДТП. Как такое могло случиться и кто будет платить?

Мозырянин сдал в утиль автомобиль, а на нём совершили ДТП. Как такое могло случиться и кто будет платить?

08.08.2020 в 12:42
Евгений Грачёв, ABW.by

Если вы хотите правильно “проститься” с автомобилем, которому место на свалке, процесс утилизации надо доводить до конца. Иначе возможны сюрпризы, как у героя этой истории.

Мозырянин сдал в утиль автомобиль, а на нём совершили ДТП. Как такое могло случиться и кто будет платить?

“Отдал человеку, который занимается скупкой металлолома”

Андрей: “Помогите разобраться в ситуации. Принадлежащий мне Ford Escort был снят с учета 20 апреля 2019 года в связи с утилизацией. Я предоставил в ГАИ свидетельство о регистрации, талон ТО и регистрационные знаки, то есть сделал все по законодательству. Автомобиль отдал человеку, занимающемуся скупкой металлолома, для его разборки и утилизации, но без составления договора, только по устной договоренности. VIN на кузове отсутствовал, имелась только дублирующая табличка под капотом.

17 февраля 2020 было совершено ДТП с участием этого Ford Escort без регистрационных знаков, водитель скрылся. Дело об административном правонарушении закрыли, поскольку нарушителя найти не смогли. Однако на мое имя поступила претензия от Белорусского бюро по транспортному страхованию о возмещении затрат – ГАИ установила, что автомобиль-участник ДТП принадлежит мне (по дублирующей табличке с VIN под капотом).

Я узнавал и в этом Бюро, и в ГАИ – везде говорят, что я должен был сдать машину в государственный пункт приема металлолома, а не частному лицу, и что я был последний владелец машины.

Взял в ГАИ справку о том, что с момента снятия автомобиля с учета и по 25.07.2020 года на мне в МРЭО нет зарегистрированных машин. ДТП произошло как раз в этот период времени. Правомерны ли действия Бюро и должен ли я возмещать затраты?”.

Автомобиль “ожил”

Что имеем? Потерпевшему нужно выплатить страховое возмещение. Однако виновник аварии (водитель) не установлен, какой-либо страховки на “восставший из пепла” автомобиль быть не может – расходы взяло на себя Белорусское бюро по транспортному страхованию.

Установить, кому принадлежал автомобиль Ford Escort, проблем не составляет: запрос в ГАИ по VIN – и вот тот самый Андрей, снявший автомобиль с учета “для его утилизации”.

Важная деталь: Андрей, возможно, сам того не желая, ввел ГАИ в заблуждение, ведь до последней стадии утилизации он не дошел. Вероятно, по незнанию того, чем это может обернуться. Цели, на основании которых автомобиль снимался с учета, не достигнуты.

Андрей считает, что автомобилей на него не зарегистрировано, значит, и материальную ответственность за неизвестное ему ДТП он не несет. В качестве “доказательства” он получает в Госавтоинспекции еще один документ.

Действительно, на момент ДТП с “ожившим” автомобилем на Андрее не числится никаких транспортных средств. И все потому, что опять-таки он снял с регистрационного учета авто “для списания (утилизации)”, о чем получил соответствующую справку ГАИ. Ни транзитных, ни иных других “номеров” при этом не выдается, да и представлять сам автомобиль на осмотр не требуется.

Проведение осмотра не требуется в случае:

  • снятия с учета транспортного средства для его утилизации;
  • снятия с учета похищенного и необнаруженного транспортного средства;
  • снятия с учета транспортного средства, изъятого и обращенного в доход иностранного государства;
  • снятия с учета транспортного средства в соответствии с частью первой пункта 236 Положения о порядке учета;

Кому платить?

В силу положения ст.855 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК РБ) к Бюро по транспортному страхованию перешло право требования понесенных расходов с лица, ответственного за убытки.

Гражданский Кодекс Республики Беларусь

Статья 855. Переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба (суброгация)

1. Если договором имущественного страхования и страхования ответственности не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. Условие договора, исключающее переход к страховщику права требования к лицу, умышленно причинившему убытки, ничтожно.

Да и про источник повышенной опасности необходимо вспомнить. В ст.948 ГК РБ сказано, что владельцы источников повышенной опасности, к которым относятся автомобили, несут ответственность за вред, причиненный третьим лицам.

В результате Бюро в претензии предлагает добровольно выплатить понесенные ими расходы, возникшие из-за ДТП с автомобилем-“фениксом”, фактическим собственником которого является Андрей. В противном случае – суд, что значит, что финансовое бремя может только увеличиться. Справка из ГАИ о том, что на Андрее “ничего нет”, тут вряд ли поможет, поскольку после вопроса судьи “каким способом вы утилизировали автомобиль?” все станет очевидным – не утилизировал.

Если бы Андрей заключил договор на утилизацию с организацией, занимающейся такой услугой, то проблем бы не возникло даже в случае, если бы автомобиль неким образом “ожил”, как в данной истории. Показал документ – снял с себя ответственность. Причем сейчас по звонку приезжают прямо к месту хранения подлежащего утилизации автомобиля. Да и самостоятельно доставить на эвакуаторе авто в специализированные организации для утилизации не составляет труда.

Не хватило совсем чуть-чуть, и из-за этого с большой долей вероятности придется платить, если не добровольно, то по решению суда.

Обсуждение