В "Белтехосмотре" надеются, что дорожный налог отвяжут от техосмотра в этом году

В “Белтехосмотре” надеются, что дорожный налог отвяжут от техосмотра в этом году

24.02.2020 в 17:03

Уменьшение количества автомобилей, проходящих техосмотр, связано с введением в 2014 году государственной пошлины за выдачу разрешений на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и её увеличением в 2016-м в среднем на 1-3 базовые величины. И количество автомобилей с техосмотром продолжает ежегодно снижаться.

Эти и другие факты озвучил директор УП “Белтехосмотр” Юрий Ленчевский в интервью sb.by.

– За минувший год нами выдано разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении на 7,2 процента меньше, чем в 2018-м, – рассказал Юрий Ленчевский. – Мы предполагаем, что гостех­осмотр в наше время проходят не более 50 процентов транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Решение вопроса по отвязке госпошлины от прохождения гостехосмотра помогло бы вернуть автовладельцев на станции диагностики при осуществлении действенного контроля со стороны ряда госорганов. На дорогах эту функцию должны выполнять сотрудники ГАИ, при пересечении границы – Госпогранкомитета и т.д. Меня удивляет, что литовские пограничники разворачивают белорусских автовладельцев, не прошедших техосмотр, а нашим нет до этого дела. А вообще, у нас есть свое предложение по решению данной проблемы. Мы считаем, что нужно отвязать административную процедуру по выдаче разрешения на участие в дорожном движении от прохождения техосмотра и организовать ее в электронном виде с выдачей разрешения на полгода либо один год с обязательной уплатой госпошлины. Таким образом, за автомобили моложе 10 лет не придется платить за два года вперед, а за автомобили-такси не нужно будет уплачивать пошлину два раза в год. При этом административная ответственность должна наступать именно за отсутствие пройденного техосмотра, где стоимость ТО сопоставима с размером штрафа, а за несвоевременную уплату госпошлины необходимо взимать ее в двойном размере без привлечения к административной ответственности.

По словам Юрия Ленчевского, отвязка дорожного сбора от техосмотра может произойти уже в этом году. Тогда оплату планируется возложить на другое ведомство. Скорее всего, изменится и порядок контроля.

– Главное, чтобы уплата этого налога никак не повлияла на прохождение водителями планового гостехосмотра как главного условия для обеспечения безопасности дорожного движения. Варианты могут быть разными, это можно возложить на страховые компании при заключении договора обязательного страхования, как это сделано в России, либо на налоговые органы по примеру Германии, где просто уплачивается налог на автомобиль, так же как налог на землю и недвижимость. Его можно уплачивать в течение года, что, безусловно, легче, чем осуществлять разовый платеж. К тому же это помогло бы очистить информационную базу ГАИ от автомобилей, давно не участвующих в дорожном движении, но до сих пор не снятых с учета. Возможен вариант, который предлагаем мы. При этом контрольные функции государства должны быть значительно усилены различными органами по всем направлениям. Моя позиция остается однозначной: госпошлина не должна быть никоим образом связана с процедурой гостехосмотра. Необходим комплекс мероприятий, не только стимулирующих, но и контролирующих, – сказал руководитель “Белтахосмотра”.

Что касается статистики аварийности по причине ненадлежащего технического состояния транспортных средств, на предприятии её нет.

– Статистикой ДТП занимается Госавтоинспекция, во главу угла ставится тяжесть последствий таких ДТП – дорожно-транспортные происшествия по причине неисправности автомобиля без пострадавших в статистику не попадают. Что касается нашей статистики, то в 2019 году диагностическими станциями было проведено более миллиона проверок технического состояния легковых автомобилей – свыше 25 процентов их диагностических карт было отмечено вердиктом “не соответствует”. Если говорить о причинах неисправностей автомашин, то это проблемы тормозной системы (8,2 процента общего количества проверок), неисправности световых приборов (5,9 процента), проблемы с двигателем, элементами ходовой части, кузовом (кабиной), элементами комплектации транспортного средства (около 2 процентов по каждому из нарушений). Хочу сразу сказать, что необходимо проверять именно техническое состояние автомобиля, а не наличие в нем аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. Эти требования перекочевали к нам из Правил дорожного движения и никак не отражаются на исправности автомобиля. К тому же, насколько известно, появился своеобразный бизнес по сдаче в аренду данного комплекта для прохождения гостехосмотра, – отметил Юрий Ленчевский.