Они были действительно народными. Самые популярные автомобили белорусов в 1990-х

Они были действительно народными. Самые популярные автомобили белорусов в 1990-х

24.07.2019 в 21:57
Иван Кришкевич, ABW.by

Mercedes W123, Audi 100 C3, VW Passat B3… Для кого-то – первая иномарка, а для кого-то вообще первый личный автомобиль в жизни. Эти модели встречаются до сих пор, а в 1990-х были самыми желанными и популярными у белорусов. Вспомним?

Ностальгия ностальгией, но и система в обзоре тоже должна быть. Мы взяли подшивку “Автобизнеса” за 1994-1996 годы, изучили объявления о продаже машин – и выявили самые популярные модели в те годы. Заодно обратили внимание на цены. Итак… 

Audi 100 (1982-1991)

Самой популярной моделью у белорусов, причем не только среди других моделей марки, а вообще, в 1990-х была, безусловно, Audi 100 C3. Она же “сигара”, она же “селедка”. Вытянутый и отлично проработанный с точки зрения аэродинамики кузов уже сам по себе привлекал внимание, а салон радовал не только размерами, но и уровнем комфорта. 

В 1980-х годах Audi только пробивала себе дорогу в премиум-сегмент, поэтому отчаянно старалась предложить максимальный уровень технологий в классе: продвинутые дизельные моторы, полный привод, полностью оцинкованный кузов… Высочайшую антикоррозионную стойкость и надежность белорусы в полной мере оценили несколько позже, а пока просто наслаждались большим и комфортным автомобилем, который стоил несколько дешевле одноклассников от Mercedes и BMW. 

Конечно, у большинства были довольно скромные “сотки” с карбюраторным 1,8-литровым или “впрысковым” 2,0-литровым мотором либо 2,0-литровым дизелем, на “веслах”, стальных 14-дюймовых дисках, в лучшем случае с механическим люком в крыше. Кто был побогаче, мог себе позволить рестайлинг с утопленными ручками, “полной панелью” и более мощным мотором 2.3 либо люксовую версию Audi 200. Ну а особый шик – полный привод Quattro, 2,2-литровый турбомотор или крайне редкий (ибо предлагали только под самый конец производства) турбодизель с непосредственным впрыском топлива 2.5 TDI. 

Большинство “соток” были седанами, но у “коммерсов” были популярны и универсалы Avant с необычно динамичным обликом за счет сильно заваленных задних стоек. Все-таки аналоги были куда более грузными на вид. Цены? В 1996 году Aud 100 “попроще” (года эдак 1984-го, с карбюраторным двигателем 1.8) предлагали за 3500-4000$, а за более холеные экземпляры 1987-1988 г.в. просили не меньше 6000$.

BMW 3 E30 (1982-1994)

Вообще, по популярности с “тройкой” запросто могла поспорить пятая серия. Но если выделять конкретное поколение, то в 1990-х пятую серию на белорусском рынке сначала представляла модель Е28, а затем Е34, а вот Е30 всерьез преобладала над Е36 – золотые годы последней на белорусском рынке пришлись на конец 1990-х – начало 2000-х. В общем, практически все 1990-е самой популярной BMW была именно “тройка” Е30. 

Это сейчас старая “тридцатка” – заготовка для дрифта или первый “поджопник” для малолеток. Четверть века назад по доступности и статусу это было примерно то же самое, что Е90 в наши дни. То есть еще довольно свежая и, в общем-то, не совсем дешевая модель, которую брали уже достаточно зрелые люди. 

Считайте это компенсацией после 20 лет на “жигулях”! Лаконичный дизайн и довольно скромный, но уютный интерьер с отлично проработанной эргономикой, знаменитым разворотом передней панели к водителю, ну а главное – отменные ходовые качества! Ради них можно было закрыть глаза на тесный задний ряд, в целом более дорогое содержание в сравнении с одноклассниками массовых марок и все остальное. 

Впрочем, сколько было на наших дорогах 325-х, не говоря уже про настоящие “эмки”? Основой белорусского парка Е30 были бензиновые 316i, 316i, 318i и 318iS с моторами М10 и М40, тех же 320i и уж тем более 325e с моторами M20 было куда меньше. Зато выбором дачника со стажем вполне мог стать дизельный вариант 324d/td – второй даже был достаточно “бодрым”. Как водится, наиболее популярными были автомобили в возрасте 8-10 лет по цене 4000-6000$.

Ford Sierra (1982-1993)

Если вы обратите внимание, то увидите, что на белорусских дорогах до сих пор полно “сиерр” – уж очень много их навезли в 1990-х! За относительно небольшие деньги вы получали вполне себе добротного “немца” с просторным салоном, а в версии универсал – еще и с огромным багажником. 

На популярность модели играло еще и многообразие модельного ряда. Четыре варианта кузова, карбюраторные, инжекторные, четырех- и шестицилиндровые бензиновые моторы, “тот самый” 2,3-литровый дизель, который “не едет”, но практически вечен. Для “фанатиков” были полноприводные версии, в том числе с турбомотором Cosworth, хотя таких машин в стране были единицы. В общем, каждый мог выбрать вариант по своему вкусу и, что важнее, под свои финансовые возможности. Скажем, в 1996-м 10-летний экземпляр можно было найти за 3000-4000$, а 6-летняя Sierra предлагалась за 5500-7000$. 

К концу 1990-х волна популярности модели у городских жителей спала, зато Sierra стала интересна для небогатых покупателей на периферии. К тому моменту цены относительно более современных одноклассников припали, на вторичный рынок вышел Mondeo первого поколения – модель перестала быть модной и престижной, зато осталась добротной и стала куда более доступной. 

Карбюраторные моторы и задний привод после эпохи “жигулей” и “москвичей” были скорее преимуществом, плюс неплохая надежность и отличная ремонтопригодность – в общем, Sierra нашла в Беларуси жизнь после смерти в Европе. 

Mercedes W123

Честно говоря, выбор был непростой: писать про W123 или про W124? Первая модель была популярна у нас в начале 1990-х, вторая – в конце. Давайте все же про 123-й кузов, ведь именно он для многих белорусов стал первым Mercedes, да и вообще первой иномаркой, когда в начале 1990-х поток подержанных авто хлынул к нам из Европы. 

Сначала это был просто относительно доступный Mercedes, ведь более свежий W124 был намного дороже, а W201, также более свежих лет выпуска, – просто дороже. А 10-летний 200D в начале 1990-х можно было пригнать за 4000-5000$. Чем дальше, тем ниже становился средний ценник на старую модель, но спрос оставался стабильным, особенно если автомобиль проявлял признаки жизни. 

Однако в том-то и фишка, что W123 оказался чертовски ресурсным! Да, устаревший, скажем прямо – архаичный на фоне моделей конца 1980-х – начала 1990-х. Но с толстенным кузовным металлом, дизельными моторами-“миллионниками”, выносливой подвеской. И при этом простой как грабли. Редкая модель могла сравниться с W123 по части имиджа автомобиля-крепости, разве что Volvo 200-й серии. 

С W123 случилась та же история, что и с другими “живучими” иномарками. По мере увеличения возраста с одновременным падением статуса и стоимости “последний настоящий” постепенно перебрался в регионы – и продолжает играть роль незаменимого транспортного средства по сей день. Правда, по-настоящему “живых” рабочих лошадок с каждым днем встречается все меньше. Зато те счастливчики, что попали в заботливые руки поклонников марки, теперь имеют шансы сохранить свою жизнь в статусе янгтаймеров. 

Opel Kadett E (1984-1989)

Изучая объявления 1990-х, с удивлением замечаешь, что предложений по Opel Kadett куда больше, чем по Volkswagen Golf II! С другой стороны, а почему бы и нет? Kadett был чуть дешевле, выбор кузовов больше (ведь столь любимый белорусами универсал у Golf появился лишь в третьем поколении). Ну а то, что Opel гниет быстрее, чем едет, стало понятно лишь со временем. 

В общем, как ни крути, a Kadett Е был одной из наиболее популярных моделей малого среднего класса вплоть до середины 1990-х. И одним из самых популярных представителей марки Opel, выпускавшихся в 1980-х. На равных продавалась Ascona. А вот более свежие Vectra и Omega были дороже, предложений по ним было меньше. Их время, как и в случае с Astra, пришлось на вторую половину 1990-х, но к тому моменту и альтернатив от других марок на рынке стало больше. 

Итак, чем же брал Kadett? Разнообразием кузовов (хэтчбек, седан, универсал и даже кабриолет) и моторов: наиболее популярные у нас – бензиновые 1.3, 1.4 и 1.6, а также 1.6D, более свежие версии 1.7D/TD, равно как и мощные бензиновые модификации с моторами 1.8 и 2.0, все-таки встречались реже. А цена тоже имела значение. В начале 1990-х 10-летний Kadett можно было взять за 2000-2300$, более свежие 5-7-летние экземпляры стоили уже дороже 4000$. 

Да, с коррозионной стойкостью, как вскоре выяснилось, дела обстояли не самым лучшим образом, что сказалось на ликвидности модели. А вот с общей надежностью все было неплохо, с ремонтопригодностью – еще лучше. И хотя Kadett не стал народным любимцем и уже тем более “легендой”, свою долю популярности в 1990-х он заслуженно получил. 

Volkswagen Passat B3 (1988-1993)

Ну и, конечно, как можно делать подобный обзор, не включив в него главный автомобиль белоруса 1990-х? Самой собой, это белый дизельный универсал Passat B3! Жители приграничных районов использовали такие в качестве топливовозов и (чего греха таить) перевозки контрабанды, коммерсанты – для “закупов” и вообще доставки товара на точки, для остальных Passat был отличным семейным автомобилем. 

Впрочем, почему это мы все о нем в прошлом времени? В3 жил, жив и будет жить не только в наших сердцах, но и на наших дорогах. В массе своей эти машины постепенно исчезли из крупных городов, но их до сих пор много на периферии. Все просто: если по части ресурса, надежности и ремонтопригодности альтернатива еще может быть, то в совокупности с практичностью и ликвидностью достойных соперников у Passat B3 действительно немного. 

А в середине 1990-х это был еще и очень престижный автомобиль! Дизельный Passat Varian запросто мог стоить дороже, чем Audi 80, Opel Vectra и даже Opel Omega того же года выпуска в сопоставимом состоянии. В 1994-м за автомобиль 1990 г.в. запросто могли просить 8500-9000$, да и в принципе меньше чем за 6000$ в те годы B3 найти было сложно. 

Конечно, “заряженные” версии G60 и VR6 у нас были редкими и не очень интересными широкой массе покупателей. Наибольшей популярностью пользовались куда более доступные бензиновые версии 1.6 (72 и 75 л.с.) и 1.8 (75, а лучше 90 л.с.). 16-клапанный двигатель 1.8 (136), равно как и 2,0-литровые версии (115 и 136 л.с.), тоже встречались не так уж часто. Зато именно при покупке Passat многие белорусы впервые лично познакомились с турбодизелем 1.6 TD (80 л.с.) или более поздним 1.9 TD (75 л.с.). Был и атмосферный 1.9D на 68 л.с., но для тяжелого автомобиля он был откровенно хилым. 

Все стало намного интереснее с появлением мотора 1.9 TDI (90 и 110 л.с.) на модели Passat B4, который, по сути, является глубоко модернизированным В3. Но выпуск этой модели был начат в 1993 году, а пик ее популярности пришелся опять же на 2000-е, так что это немного другая история.