Цены на автомобили обязательно рухнут, только вам это не понравится

Цены на автомобили обязательно рухнут, только вам это не понравится

22.07.2019 в 19:45
Иван Кришкевич, ABW.by

Без малого пять лет назад ослабление российского рубля привело к двукратному падению цен на автомобили в валютном эквиваленте. Такое бывает раз в жизни и больше не повторится? История белорусского автомобильного рынка говорит об обратном…

1998-й: дефолт в России

17 августа 1998 года в России был объявлен дефолт, одновременно с этим российский рубль отправился в свободное плавание – до этого его курс к доллару искусственно сдерживался. В результате произошла девальвация российской валюты: если до объявления дефолта в первой половине августа за доллар давали около 6 рублей, то уже в сентябре – более 9 рублей, а в октябре – 16. К концу года курс превысил 20 рублей за доллар!

Сильное ослабление российской валюты привело к значительному снижению цен на выпускаемую в РФ продукцию в валютном эквиваленте. Если в начале 1997-го “жигули” стоили около 5000$, а “самары” шли по 6000-7000$, то уже к осени цены рухнули в два с лишним раза! Как вам ВАЗ-2107 за 2100$ или ВАЗ-21093 за 2700$? “Волгу” ГАЗ-3110 можно было купить за 3500$, а “Ока” и вовсе стоила 1500$! Дайте две… нет, лучше три! Правда, постепенно цены свое отыграли. 

К тому же от подобных ценовых чудес могли выиграть лишь те из белорусов, кто имел доходы и сбережения в иностранной валюте. Ведь белорусский рубль в ту пору тоже изрядно лихорадило. Подняв архивы, можно узнать, что в январе 1998-го доллар стоил около 30 тыс. белорусских рублей, в конце августа достиг отметки 50 тысяч, а к концу года превысил 100 тыс. рублей! И это был официальный курс – на черном рынке он был в полтора-два раза выше!

2008-й: мировой экономический кризис

К концу года отголоски мирового кризиса, начавшегося с ипотечного кризиса в США, докатились и до нас. Если говорить об автомобильном бизнесе, то он пострадал в первую очередь из-за изменившейся банковской политики. 

Важный нюанс состоял в том, что к тому моменту рынок был на “разгоне”, многие дилеры вкладывали значительные средства в расширение бизнес, в первую очередь развивая отделы продаж и увеличивая складские запасы (если кто забыл, в 2008-м одним из конкурентных преимуществ стало наличие автомобиля у дилера или его скорая поставка). К тому моменту и белорусы привыкли покупать в кредит – финансовые инструменты стали локомотивом продаж. И вот в конце 2008-го этот самый локомотив применил экстренное торможение! 

Сначала пропали относительно доступные кредиты (дешевыми они у нас никогда не были); банки если и продолжали предлагать свои услуги, то с куда большей осторожностью и разборчивостью и под куда больший процент. Те, кто имел возможность оплатить дорогостоящую покупку сразу, по вполне понятным причинам предпочли повременить – мало ли как начнут развиваться события. И тут началось!

Многие из дилеров, стремясь как можно быстрее распродать складские запасы (ибо это не что иное, как “замороженные” деньги, причем далеко не всегда собственные, а привлеченные средства, по которым до сих пор “капает процент”), прибегли к невиданным акциям и скидкам. Кто мог купить новый автомобиль, получил редкую возможность сделать это, заплатив на 15-25% меньше первоначальной стоимости. 

Весной 2009-го автомобили Renault можно было купить со скидкой 10-20%, Toyota – 20-25%, Hyundai – 12,5-15%, Mazda и VW – около 10%, на покупке моделей Ford можно было сэкономить до 5000$, а в случае с BMW получить скидку в пределах 6000-7000 евро. Ну а самым неожиданным и при этом щедрым было предложение от дилера Land Rover: при покупке двух британских внедорожников клиент получал в подарок Mazda 2!

А вот несколько конкретных примеров. Toyota Corolla предлагалась по цене 13.320$ против старой цены 17.750$, Toyota Camry с 2,4-литровым двигателем (167 л.с.) и в вовсе не бедной базовой комплектации Comfort продавали за 22.320$ против 29.900$, а Renault Koleos с полноприводной трансмиссией и 171-сильным мотором можно было купить со скидкой 20%, заплатив всего 20.500$ против 25.600$. А как вам Outlander 2.0 за 17.970$, что на 22,6% меньше предыдущего ценника (23.207$)?

Но опять же внешние кризисные явления нашли свое отражение и в белорусской экономике. Самым значительным проявлением этого для простых граждан стала девальвация белорусского рубля: 2 января 2009 года Нацбанк Беларуси снизил его курс на 20,5% по отношению к доллару США – до 2650 рублей за доллар. Кстати, именно с этого момента Нацбанк перешел к механизму привязки курса к корзине иностранных валют. 

2014-й: ослабление российского рубля

Санкции против России и снижение цен на нефть привели к серьезным изменениям в российской экономике и практически двукратному ослаблению национальной валюты. Так, если летом 2014-го за доллар давали 33,8 рос. рубля, то к концу году курс снизился до 60 рублей, а в отдельные дни уходил за 65-рублевую отметку. При этом цены на все товары в России оперативно не переписывались, даже на импорт! В том числе на автомобили. “Отыгрывать” стоимость импортеры начали позже, но к тому моменту белорусы сориентировались и бросились в Россию за подешевевшими вдвое покупками. 

Пик “халявы” пришелся на конец 2014-го – начало 2015-го года, когда многие автомобили в долларовом эквиваленте стали стоить вдвое дешевле. Вот вам немного арифметики. При курсе 35 руб. за доллар автомобиль стоимостью 600.000 рос. руб. обходился белорусскому покупателю в 17.140$. При курсе 45 ценник в валютном эквиваленте опустился до 13.333$, при 55-ти – составлял 10.900$, при 65-ти – скатился до 9230$! Итого меньше десяти тысяч за новый хорошо оснащенный “бюджетник”, а то и начальную версию модели гольф-класса!

На какое-то время белорусы получили возможность купить “Ниву” (ладно, Lada 4×4) за 5000$, Volkswagen Polo дешевле 10.000$ или Renault Duster за 15.000$. Причем вскоре такую возможность предоставили и белорусские дилеры, переписавшие цены в соответствии с установившимися курсами. Пожалуй, это было самым большим и масштабным снижением цен на автомобили, причем не только на новые, так как сложившаяся ситуация значительно отразилась и на рынке подержанных машин.

Правда, этот праздник был омрачен для белорусов стремительным падением белорусского рубля. Если в начале 2014-го доллар стоил порядка 9500 руб., то уже в ноябре был на уровне 10.750. В конце декабря курс составлял уже 11.800 руб., а уже к середине января достиг 15.000 – в несколько этапов Нацбанк девальвировал рубль почти в полтора раза. К концу 2015-го года доллар стоил уже 18.550 рублей …

А как же 2011-й?

Да-да, мы помним тот веселый год, в котором белорусский рубль ослаб в три раза. Но в том-то и фокус, что на ценах на автомобили это практически не отразилось – все цены были привязаны к долларам или евро, а рублевые ценники рассчитывались по курсу на день оплаты. 

Вот что существенно подешевело, так это топливо. Разумеется, в долларовом эквиваленте, зато почти в два раза! В рублях же его стоимость неоднократно повышалась, что даже привело к протестам. К слову, в 2015-м топливо совершило практически такое же падение в стоимости, только на этот раз оно было куда более стремительным. Так что, если хотите, чтобы литр 95-го стоил 50 центов, будьте осторожнее с вашими мечтами!

Что дальше?

Аналитики по-разному оценивают нынешнее положение дел в мире и отдельных странах, а в отношении Беларуси всегда имеет значение не только влияние мировой экономики, но и тенденции в России, а также административный фактор. Перспективы на ближайшее будущее все рисуют по-разному, и часть экономистов полагают, что очередной мировой кризисный виток может случиться уже в конце 2019 – 2020 года. 

Так или иначе, на приближающийся кризис указывают следующие признаки:

Признак №1. Уровень безработицы – перед кризисом она начинает расти.

Признак №2. Отток капитала с фондовых рынков.  

Признак №3. Buyback: крупные компании начинают выкупать с рынка собственные акции. Чаще всего, в обычное время, компания старается направить свободную ликвидность на модернизацию, развитие бизнеса, а не на выплаты дивидендов. Это выгоднее с точки зрения налогов на дивиденды, подробнее можно изучить этот вопрос в сети. Но перед кризисом важно удержать стоимость акций на достаточно высоком уровне как можно дольше.

Признак №4. Инвертированная кривая доходности. Когда на рынке все хорошо, инвесторы готовы вкладывать средства в рисковые активы, например, в акции. Спрос на долгосрочные долговые облигации падает. Чтобы привлечь интерес инвесторов, ставки по долгосрочным облигациям поднимают, поэтому они более привлекательны чем краткосрочные бумаги. Когда на рынке появляются какие-либо признаки надвигающегося кризиса, инвесторы начинают покидать фондовый рынок, продавать акции и прятать деньги в активы убежища, например, в такие как долгосрочные государственные облигации, золото и т.д. По мере роста спроса на долгосрочные облигации, ставка по их доходности начинает падать. В итоге разница в доходности между долгосрочными и краткосрочными бумагами стремится к нулю. 

Признак №5. Активы-убежища. Начинается перетекание капиталов из рисковых активов, в активы убежища. Среди традиционных активов – золото, швейцарский франк и японская йена. Реже, недвижимость и акции золотодобывающих компаний.

Кризисы цикличны, так что рано или поздно мы вновь станем свидетелями интересных событий, курсовых колебаний и “удивительных” цен. Кому-то даже повезет поймать момент и купить по дешевке автомобиль. Но стоит помнить, что и выгодно продать старую машину при этом не получится (в эту ловушку многие попали в 2014-2015 гг.).

Но главное – кризис приводит к девальвации национальной валюты и снижает уровень доходов, по крайней мере у тех, кто имеет рублевые зарплаты. И тут уже не до обновления автопарка.