Несколько дней назад, садясь в такси, с удивлением узнал в водителе сына своих знакомых. Как вы можете догадаться, всю дорогу я расспрашивал, как он в 19 лет умудрился стать таксистом, много ли зарабатывает, и какие неожиданности могут подстерегать таксиста на улицах Светлогорска. В Международный день таксиста, я решил рассказать нашу содержательную беседу-интервью.

— Водить машину – это была моя мечта детства, — говорит Алексей. – Конечно, отец иногда давал порулить нашей легковушкой. В автошколу пошёл учиться с таким расчётом, чтобы получить права к своему 18-летию.

— А как ты стал таксистом?

— Я, скорее, водитель такси… О такой возможности узнал от знакомых. Сказали, что одной фирме нужен водитель. Я поинтересовался, можно ли. Указал, что водительский стаж у меня всего год, никакой спецподготовки (таксисты обучаются на специальных курсах, получают соответствующее удостоверение) не проходил. Сказали, почему бы и нет. Так и стал работать.

Наша фирма появилась в Светлогорске сравнительно недавно. Это такси с собственным автопарком. В нашем городе у них два автомобиля, и их сдают в аренду таким водителям, как я. Насколько я понял, их бизнес основан на получении денег от сдачи машин в аренду, и на услугах диспетчера. Цена аренды машины на смену (12 часов) – 25 рублей. Заправляем тоже за свои деньги. Диспетчеру платим из расчёта 60 копеек с городского заказа, и 10% от стоимости междугороднего. Фирма не запрещает брать клиентов «с бордюра» (заказ, принятый в обход диспетчера), и это, можно сказать, наш основной источник заработка.

— И много получается заработать?

— Раньше, говорят, это были хорошие деньги, сейчас же иначе чем подработка моё занятие не назвать. По городу за проезд от места до места получается 4-5 рублей максимум. Это не считая, сколько доплатят за ожидание и т.п. Бывают и чаевые. Помню, клиент попросил поставить французский рэп, и у меня такая композиция нашлась. Он мне за это дал 5 рублей чаевых. Смены, конечно, бывают разные, иногда и аренду не отбиваешь, но в среднем за месяц выходит порядка 500 рублей.

— А раньше?

— Я-то работаю недавно, но общался с людьми, которые в этой сфере довольно долго. Один из них рассказывал, что «раньше я выполнял заказ, брал 50 000, заправлял 7 литров топлива, и на них полсмены-смену работал, зарабатывал неплохие деньги». Сейчас, при таких тарифах на проезд, стоимость топлива составляет существенную долю затрат. Если за заказ заплатят 3 рубля, этого даже на два литра топлива не хватит…

— В Светлогорске высокая конкуренция в сфере такси?

— Насколько мне известно, сейчас в городе работает порядка 13 фирм, которые оказывают услуги такси. Одновременно на улицах Светлогорска может находиться порядка 40-50 такси. Это не считая тех, кто просто таксует в выходные на личном авто, берёт клиентов «с бордюра». Большинство не включают таксометры, даже если они и есть, а для расчёта пользуются различными приложениями в смартфоне.

— В конце февраля в Гомеле таксисты даже устроили акцию протеста против работы таких фирм, как твоя…

— Наверное, они в праве протестовать. Всё-таки обычные таксисты открывают фирмы, оформляют ИП, покупают таксометр, платят налоги – всё, как положено. У нас в городе тоже такие есть, и их большинство. Но я не считаю, что их гнев должен или может быть направлен против таких водителей, как я. Против фирм – может быть. Это ведь они «забирают» работу у обычных таксистов, а мы что, мы работаем «на дядю». На нас зарабатывают все: фирма, заправка… В Светлогорске таких эксцессов не было, а так… Бывает, что конкуренты заказывают наше такси, ездят и просто не платят в конце поездки.

— И что в таком случае можно сделать?

— Реально – только милицию вызывать, но чаще всего проще высадить человека и ехать дальше зарабатывать деньги, чем терять время на разбирательства. Ведь никого не волнует, почему меня нет на линии. Я плачу 25 рублей, и на 12 часов машина моя – никому нет дела, сколько я заработал. Ну, кроме диспетчера.

— Кстати, а они хорошо зарабатывают?

— Одна из них мне как-то сказала, что «это того не стоит: выслушивать постоянные оскорбления от пассажиров, которые куда-то опаздывают…». Это ж тоже как повезёт: бывают спокойные, хорошие смены, а бывает – приходится много чего выслушивать. Особенно, когда люди опаздывают, к примеру, на поезд. Да, им сказали, что свободных машин нет, но заказ приняли, не уточнив, что машину придётся ждать 20 минут. Но ведь это не моя вина, а диспетчера, ну а выслушивать их возмущение приходится мне.

— До рукоприкладства не доходило?

— Я о таких случаях не слышал. Никаких средств защиты у меня при себе нет: ни баллончика, ни чего-либо подобного. Инструкцией предусмотрены только меры по вызову милиции.

— Долго ещё планируешь так пытаться зарабатывать?

— Я студент, сейчас пишу диплом, а потом начнётся «отработка», и я буду должен уехать в другой город. Возвращаться в такси не планирую, но кто знает, как жизнь может сложиться. Может, снова подработка понадобится.


Более 100 лет назад, а точнее 22 марта 1907 года в Англии появилось первое такси — кэб со специальным таксометром, который оказывал услуги по перевозке пассажиров. С тех пор этот день все таксисты считают своим профессиональным праздником. Кстати, в СССР такси появились лишь в 1925 году, регулярное движение началось 25 июня, а потому наши водители имеют полное право отмечать праздник дважды в году.