Кому-то предупреждения достаточно, а кому-то наказания мало. Журналист «ГВ» побывала в рейде со службами, которые выявляют нарушителей, и узнала, есть ли в маршрутках города «зайцы» и перегруз.
Через заднюю дверь
Невыдача билетов и перегруз – это самые распространённые нарушения. Нередко приходится удивляться ограниченности самих пассажиров, которые становятся на сторону тех, кто нарушает их права. Наверное, многие сталкивались с ситуацией, когда водитель брал рубль, но не выдавал вам билет. А многие его просили? Конечно, помните, как в час пик приходилось толкаться в «резиновой» маршрутке. Здесь лишним пассажирам рады: берут столько, сколько поместится, а не столько, сколько положено по документам. Особенно не позавидуешь тому, кто оказался стоящим в хвосте набитого до отказа микроавтобуса и кого на каждой остановке ещё и просят потесниться. В таких ситуациях в салоне то и дело раздаётся вопрос ставших заложниками тесной ситуации: «Нам через заднюю дверь выйти?»
Медвежьи услуги
В очередной раз проводить рейд предстоит совместными усилиями контрольно-ревизорской службы государственного предприятия «Гомельоблпассажиртранс» – оператора автомобильных перевозок пассажиров в нашем регионе, ДПС ГАИ УВД Гомельского облисполкома и других служб.
На часах около 8:00. Это бойкое время. Люди едут на работу и хотят добраться до пункта назначения как можно быстрее. В таких случаях, бывает, водители забывают вести счёт количества пассажиров.
Не одно нарекание нашлось к трём следующим в центр города микроавтобусам, которые остановили инспекторы ГАИ.
Удивительно, от намётанного глаза проверяющих ничего не скрыть. При подходе к маршрутке № 109 замечают: водитель бойко пробивает билеты. Как говорится, ловкость рук и никакого мошенничества… Взяв билеты, контролёр первым делом смотрит на часы и сверяет со временем, пробитым на бумажке. По всему очевидно: его выдали только что. На лице водителя читается плохо скрытый испуг. Конечно же, «маршруточники» нет-нет да и рискуют не выдать билет, авось пронесёт. Но даже в таких случаях можно добиться уплаты штрафа через суд.
В салон второй маршрутки, следующей в направлении вокзала, с трудом удаётся зайти. Выясняется: по техпаспорту предусмотрено 19 мест, а по факту в микроавтобусе аж 23 пассажира!
Водитель агрессивно проявляет своё недовольство:
– А вы так никогда не ездили? Конечно, никто и никогда так не делает!
Кто громче крикнул, тот и прав? Аргументы недостаточно убедительные…
Правда, нарушитель всё-таки отрицать свою вину не стал и готов уплатить штраф за «излишки».
Аналогичная ситуация обнаружилась и в маршрутке № 34. Открывается автоматическая дверь – на нас смотрят спины пассажиров, спрессованных будто шпроты в консервной банке.
Водитель не делает вид, что, мол, не заметил, как взял больше людей, чем предусмотрено мест. А в целом в ход пускаются разные «оправдания». Например, просили подвезти – по-человечески помог. «Я только остановку проехала и сейчас выхожу, мужчина уже сел на моё место, какое же это нарушение?» – можно услышать и такие отговорки от самих горожан.
Правоохранители предлагают оформить документы на конечке, чтобы не задерживать транспортный поток. За лишних нужно уплатить ощутимый штраф. Нетрудно подсчитать, что за проезд четверо отдали 4 рубля, а штраф, если водитель признал свою вину, для него на первый раз составляет 0,5 базовой величины. Конечно же, не соблюдать правила перевозки с материальной точки зрения невыгодно.
Пока двигаемся в направлении конечной, инспекторы ГАИ проверяют по базе тех, кто попал в их поле зрения. Оказывается, что один из водителей в 2017-м за второе по счёту нарушение по перегрузу должен уплатить штраф в размере двух базовых величин (46 рублей).
Кто прав, кто виноват
Поскольку сарафанное радио работает безотказно и молва о контроле разносится со скоростью света, меняем месторасположение.
Советский район. В маршрутке № 14 водитель, притормаживая, на ходу пробивает билет по кассе. Позже выясняется: «счастливый» билетик – в руках у девушки, сидящей с ним рядом. Занимательно, что, судя по времени на бумаге, в салон она должна была зайти не на предыдущей остановке, а вместе с контролем. И кто же прав, а кто виноват?..
К слову, за безбилетный провоз пассажира грозит штраф от 4 до 10 базовых величин.
– Билет – это страховой полис в случае ДТП. Если его не выдали, об этом можно нам сообщить по телефону: 23-87-34. С января по август 2017 года проверено 3168 маршрутных такси негосударственной формы собственности. За это время выявлено 414 нарушений правил автомобильных перевозок пассажиров, – подытожила начальник контрольно-ревизорской службы «Гомельоблпассажиртранса» Ирина Куц. – Пресечён провоз 264 пассажиров, оплативших проезд, но не получивших билет. Водители, их не выдавшие, уплатили штрафы на общую сумму 7518 рублей. Отмечу, что наша задача не наказать, а помочь наладить работу. Перевозчики исправляют недочёты, на которые мы указываем. Маршрутные такси обязаны предоставлять качественные услуги, а человек должен доехать до места назначения, не испытывая дискомфорта.
P.S. А что если посмотреть на привычную ситуацию при новых обстоятельствах? Представим, что утром вы опаздываете на работу. К остановке подъезжает переполненный автобус. Повисаете на ступеньках, передаёте деньги за проезд кондуктору. Взяв оплату у «новеньких», в том числе и у вас, тот никому не выдаёт билет и продолжает продвигаться по салону. Сделаете вид как будто ничего не произошло?..