Иногда, гуляя по городу, глаз цепляется за интересные достопримечательности. Ближе к окраинам старинной архитектуры уже почти не встретишь, поэтому внимание невольно переключается уже на современные изыски. Так, возле гипермаркета “Гиппо” нами был встречен довольно примечательный и редкий экземпляр Peugeot 405 GRD Break.

Фото Александра Друзика, Progomel.by
Особенностью данного авто, который производился с 1988 по 1992 год, является кузов с огромным багажным отделением. Потому как 69 дизельных лошадок в 2018 году могут впечатлить разве что человека, впервые севшего за руль.

Итак, славная история Peugeot 405 GRD Break.
Бронирование автомобилей этого класса хлопотно и технически сложно. Фирма Labbe — одна из немногих, которые за это берутся. К тому же покупателей на такую машину найти не так просто.

Фото Александра Друзика, Progomel.by
Это автомобиль откровенно бронированного вида, предназначенный для инкассации. Поскольку его защита лишь 2-го класса, он не очень годится для серьёзного боя, но суровая внешность может сыграть свою роль и, возможно, охладить пыл потенциального грабителя. У машины четыре боковые бойницы, на крыше — оранжевый проблесковый маячок, боковые окна грузового отсека в базе заменены стальным листом, прикрывающим сейф с грузом от взглядов посторонних (в нашем случае установлены тонированные стёкла – прим.), смотровые бронеокошки задних дверей и хмурое лобовое стекло, разделенное посередине стойкой. Всё это однозначно свидетельствует о том, что автомобиль состоит на очень ответственной службе. Ну, или так было раньше.


Поначалу были некоторые опасения по поводу работы тормозов. И напрасно. Тормоза отличные. А вот подвеска перегрузки переносит хуже.


Почему инкассаторский броневик РАФ можно было вскрыть лобзиком?
Об истории появления и слабых местах первого инкассаторского фургона для Госбанка СССР.


Labbe-RAF

Бронеавтомобиль «Нива» из кинофильма «Мираж»
Появись бронированный «рафик» в 1983 году, никаких сомнений, что именно он сыграл бы в фильме. Ведь кинокартина по роману Джеймса Хедли Чейза снималась на Рижской киностудии. Едва ли, правда, Labbe-RAF можно было тогда закатить в трейлер: длина «Нивы» 3,7 м, а Labbe – около 5 м. Но создатели фильма наверняка бы что-то придумали. Особенно, если машину предоставили на условиях product placement. То есть, заплатив деньги за ее скрытую рекламу.
Французской фирме Labbe (как всегда, французская фамилия, ударение на последний слог), сделавшей в реальной жизни проект броневика по советской заявке, хорошая реклама не помешала бы. Бронеавтомобили наши делать умели, но лишь для полномасштабной войны. Для таких машин существуют специфические требования, главное из которых – время жизни на поле боя. Маневренность, комфорт и эргономика – не про военные автомобили. А в середине 80-х в СССР задумались об инкассаторской машине для города. Преступность росла, но перевозить, например, выручку из магазинов было не на чем.

Техническое задание предусматривало создание круговой защиты и обстрела. Впереди для круглой бойницы срезали окно. Но обзорность и так была очень плохой, так что в серию пошел вариант со скошенным уголком. Фото: autowp.ru
Вначале московский ВНИИ Стали и оружейный «Ижмаш» попытались сделать машину на базе ульяновской «буханки». Были сделаны две машины – для опытной эксплуатации и для обстрела на полигоне. Говорят, что результаты были плохие, но конкретики сейчас уже найти не удается. Вероятнее всего, уже тогда база УАЗ-452 была признана старой и не слишком удачной для города. Так или иначе, Госбанк СССР решил объявить тендер на разработку и поставку инкассаторских машин.
Причем, заказчику, естественно, хотелось, чтобы будущие автомобили можно было хотя бы частично обслуживать и ремонтировать своими силами. То есть машины предлагалось строить на отечественном шасси. Кроме рижского РАФ-2203, тогда, пожалуй, другой кандидатуры и не было. Достоинство «рафика» (и его же недостаток) – микроавтобус базировался на шасси 24-й «Волги», включая и двигатели Заволжского моторного завода. Для разработки были прописаны требования: защита примерно по II классу (грубо говоря, это защита от ТТ с пистолетным патроном 7,62; при такой защите правила предписывают инкассаторам находиться даже в автомобиле в бронежилетах), трое человек экипажа и 300 кг полезного груза, и полная масса машины, не превышающая таковую у гражданского микроавтобуса. Последнее требование, видимо, диктовалось тем соображением, что «рафику» на волговских агрегатах было и так предельно тяжело.

Итальянская Fontauto привезла свой вариант на конкурс чуть позже. Причем, их машина была и симпатичнее, и весила всего на 37 кг выше «нормы».

Fontauto-РАФ 1988
Но Госбанк все равно предпочел французов по политическим соображениям: тогда готовились к визиту в Москву премьер-министра Франции Жака Ширака. Президентом он станет только через девять лет. Теперь следим за руками: штаб-квартира Labbe находилась, и находится сейчас, во французской коммуне Ламбаль. С 1971 по 1995 там был мэром – кто? – правильно: Фернан Лаббе, основатель замечательной фабрики! Он же – член партии «Объединение в поддержку республики» (RPR), основанной в 1976 году – кем? – Жаком Шираком!
В итоге Labbe получила заказ на 62 автомобиля для работы в службе инкассации Госбанка СССР. Появление этих машин на улице было целым событием. Примерно так же мы реагировали, когда в телевизоре показывали автомобили будущего на заморских автошоу! Labbe-RAF были, одновременно, страшны и эффектны. Но, как оказалось, совершенно бестолковы: несмотря на замененный усиленный передний мост от Mercedes-Benz 408 D (предшественника «Спринтера»), шасси оставалось слабым. Плюс – плохие управляемость и экономичность. А пассивная безопасность и у самих «рафиков» с посадкой водителя над передней осью была плохой.


Штаб-квартира Carat теперь находится в Ламбаль. Впрочем, остальные подразделения Labbe расположены там же. Но они входят в гигант Gruau, который занимается постройкой различных спецавтомобилей от машин скорой помощи и «пожарок» до катафалков и фургонов для перевозки лошадей.










































