Что там у казахов? Президент Токаев анонсировал политические и экономические реформы, которых добивались протестующие

Что там у казахов? Президент Токаев анонсировал политические и экономические реформы, которых добивались протестующие

11.01.2022 в 14:00

Судя по риторике выступления, эпоха влияния семьи Назарбаева в Казахстане закончилась. “Впервые с интересом слушала президента”, – пишет одна из пользовательниц. Выбрали самое важное и интересное, в том числе и для белорусов.

11 января президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев выступил на заседании мажилиса парламента, перечислил актуальные проблемы страны и предложил пути их решения.

Вывод миротворческих сил ОДКБ

“В целом острая фаза контртеррористической операции пройдена. Ситуация во всех регионах стабильная. В связи с этим заявляю, что основная миссия миротворческих сил ОДКБ успешно завершена. Через два дня начнется поэтапный вывод объединенного миротворческого контингента ОДКБ. Процесс вывода контингента займет не более 10 дней”.

Напомним, основной задачей миротворческих сил ОДКБ стала охрана важных государственных и военных объектов Республики Казахстан. Белорусскую  роту из состава 103-й воздушно-десантной Витебской бригады сил специальных операций задействовали на обеспечении безопасности военного аэродрома Жетыген и арсенала боеприпасов. 

Искажённое представление чиновников о жизни людей

“Следует признать, что произошедшие трагические события во многом вызваны серьезными социально-экономическими проблемами и неэффективной, а точнее, провальной деятельностью некоторых государственных органов.

Произошел заметный отрыв отдельных исполнительных органов от трудных реалий и потребностей граждан. У представителей властных структур сформировалось искаженное представление о жизни людей, их чаяниях и запросах.

Обострилась и проблема неравенства. Она усугубляется из года в год, хотя средние показатели доходов населения вроде бы растут, по крайней мере на бумаге.

Однако за приличными средними заработками скрывается сильное имущественное расслоение в обществе. Многие насущные проблемы граждан не решены.

Обеспечение благополучия и качества жизни – главная задача государства. Эти слова следует перевести в плоскость реальных дел.

Доходы всех групп населения должны расти по мере роста экономики. Это непреложная аксиома, которая в нашем случае не работает.

Созданная в стране социально-экономическая система показала достаточную эффективность в обеспечении общего роста национального дохода, но при этом является неэффективной в его распределении, и вы это хорошо понимаете и знаете.

Ключевыми выгодоприобретателями экономического роста стали финансово-олигархические группы.

Сложившиеся олигополии серьезно ограничили развитие свободного рынка и снизили конкурентоспособность страны”.

“Друзьям всё, остальным – по закону”

“Много справедливых вопросов вызывает эффективность и доступность мер государственной поддержки.

Сложившаяся система ориентирована главным образом на обслуживание крупных структур по принципу: “друзьям все, остальным – по закону”.

По сути, данная система еще более усиливает олигополию в экономике. Большие предприятия пользуются особыми привилегиями, подавляя конкуренцию и препятствуя проведению реформ.

Например, Банк развития Казахстана, по сути, превратился в личный банк для избранного круга лиц, представляющих финансово-промышленные и строительные группы. Мы знаем всех пофамильно.

Пользуясь доступом в высокие кабинеты, они получают привилегированные условия для реализации своих проектов.

На эти проекты отвлекаются ресурсы государства, которые могли быть использованы для развития именно малого и среднего предпринимательства.

Правительству поручается перестроить деятельность БРК.

Остаются непрозрачными, неэффективными и процедуры предоставления мер государственной поддержки.

Следует кардинально пересмотреть эти подходы. Это должны быть прозрачные и понятные механизмы. Особое внимание нужно уделить развитию малого и среднего бизнеса в регионах”.

Коррупция на границе с Китаем

“Значительный потенциал в повышении доходов бюджета кроется в наведении порядка на таможне. Особенно на границе с Китаем.

Самый настоящий бардак, творящийся там, общеизвестен. Машины не досматриваются, налоги и пошлины не платятся. Расхождения в “зеркальной” статистике с таможенными органами КНР достигают миллиардов долларов.

Существуют некие “уполномоченные операторы”, имеющие статус неприкасаемых.

Страна теряет десятки миллиардов тенге в виде налогов. Так дело не пойдет”.

5-летний мораторий на повышение зарплат членов Правительства, депутатов и акимов

“Говоря о доходах бюджета, нельзя не отметить и некоторые статьи расходов.

Отмечу заработные платы членов Правительства, депутатов и акимов.

В конце прошлого года данный вопрос активно обсуждался в обществе.

Считаю, что заработные платы у упомянутой категории государственных служащих вполне достаточные.

Поэтому считаю возможным объявить пятилетний мораторий на повышение заработных плат членов Правительства, акимов регионов и депутатов.

Я понимаю, что это не очень хорошая новость для депутатов Мажилиса, но думаю, что вы эту новость воспримите с пониманием.

Административным госслужащим и бюджетникам заработные платы продолжим поднимать по мере роста возможностей бюджета”.

Вывод капитала за рубеж

“В связи с введением чрезвычайного положения высок риск вывода капитала отдельных финансово-промышленных групп за рубеж, в том числе путем заключения фиктивных сделок.

Мы уже зафиксировали движение на счетах отдельных лиц.

Поэтому поручаю Национальному банку совместно с Агентствами по финансовому мониторингу и регулированию финрынков обеспечить четкое наблюдение, проверку и контроль всех транзакций и лиц, необоснованно выводящих средства из страны”.

Бедные, но богатые нефтью регионы

“Далее. Не секрет, что зачастую уровень поддержки региона зависит от “веса” конкретного акима, а не от реальных потребностей жителей.

Это ведет к диспропорциям в развитии и недовольству граждан.

Многие из них, особенно жители сырьевых регионов, считают, что их области заслуживают большего внимания при распределении бюджетных ресурсов.

Данные области, являясь донорами бюджета, отстают по многим параметрам социально-экономического развития.

Поэтому подходы нужно постепенно менять. Назрела основательная реформа межбюджетных отношений”.

Чиновники годами просиживают штаны в кабинетах

“Комплексного реформирования требует система государственного управления.

Необходимо признать невысокий кадровый потенциал, формализм, коррупцию, большую текучесть кадров.

Поэтому сохраняется низкий уровень доверия общества к институтам государственной власти.

Следует усовершенствовать систему отбора кадров на государственную службу, убрать излишние препоны и барьеры для поступления.

Реальным принципом приема и продвижения по службе должен стать принцип “меритократии”.

Государственная служба должна быть открыта любому казахстанцу.

Следует также упростить порядок “выхода” из государственной службы.

Некоторые безынициативные чиновники могут просиживать штаны годами в своих кабинетах. Они не дают расти молодым и перспективным ребятам, снижают эффективность госаппарата.

С такими чиновниками надо легко прощаться, хотя, что касается государственного аппарата, институциональная память чиновников имеет очень большое значение. Нельзя просто так, “чохом”, заменять всех чиновников на молодых.

Здесь должен быть абсолютно разумный подход. Если человек справляется в свои 60 лет с работой, обладает институциональной памятью, очень полезен для государственной службы, его ни в коем случае увольнять нельзя. То есть здесь должен присутствовать разумный, дифференцированный подход.

Поручаю Правительству и Агентству по делам госслужбы разработать и внедрить соответствующие механизмы”.

Боязнь общаться с народом и тотальная бюрократия

“Необходимо констатировать, что в целом эффективность диалога чиновников с гражданами по-прежнему низка. Руководители госорганов не умеют, а порой и боятся общаться с народом.

Члены Правительства должны регулярно выезжать в регионы, а акимы регионов обязаны проводить постоянные встречи с жителями каждого населенного пункта.

Еще одна проблема – тотальная бюрократия.

Она справедливо формирует у граждан представление о госаппарате как медлительной, равнодушной машине.

Бюрократия – одна из главных причин некачественной реализации реформ.

От этой болезни предстоит излечиться всем нам.

Приоритетом должно стать содержание, а не форма. Отчет ради отчета и контроль ради контроля должны уйти в прошлое.

Конечный результат важнее процесса. Все процессы, неоправданно усложняющие и замедляющие реальные решения, должны быть ликвидированы.

Сегодня госорганы ориентированы не на содержательную реализацию поручения, а на его бюрократическое исполнение.

Готовятся документы – образцовые по форме, но выхолощенные по содержанию.

Несмотря на интеграцию ключевых информационных систем, госорганы по-прежнему плодят макулатуру и бессмысленную переписку”.

Реальная безработица и игра цифрами

“Благополучие граждан и их социальное самочувствие должны быть главными и всегда находиться в фокусе внимания государства.

Пора завершать игру с цифрами и переходить к реальным делам. Зачастую госорганы любят маскировать ситуацию терминами вроде “продуктивных самозанятых”, “неформальной занятости”.

В результате многие люди остаются “один на один” с безработицей и социальной незащищенностью.

Это требует качественного обновления социально-трудовой сферы.

В этих целях следует принять комплекс следующих мер.

Разработать программу повышения доходов населения.

Работа должна быть точной и адресной. На каждом управленческом уровне следует установить конкретные показатели снижения бедности.

Предстоит выявить реальное количество граждан, нуждающихся в трудоустройстве.

Поручаю Правительству совместно с “Атамекен” в двухмесячный срок принять программу по повышению доходов населения.

Правительству следует обеспечить своевременное принятие Социального кодекса.

В рамках данного документа мы должны адаптировать социальную политику под новые реалии с учетом вызовов пандемии и накопившихся проблем.

Социальный кодекс должен стать ключевым элементом нового “общественного договора”.

Особое внимание следует уделить снижению безработицы, особенно молодежной.

Выпускники вузов, колледжей, особенно молодежь без образования не всегда имеют возможность трудоустроиться на постоянные рабочие места. Это мы хорошо знаем. Выживают, перебиваясь случайными заработками.

Некоторые в поисках дохода могут переступить закон.

Поручаю Правительству рассмотреть возможность увеличения продолжительности участия и размера оплаты труда по проектам “Молодежная практика” и “Первое рабочее место”.

Важно создавать условия для реализации деловых инициатив молодежи и уязвимых категорий населения”.

Гуманитариев уже достаточно

“Считаю необходимым к 2025 году открыть в нашей стране не менее 5 филиалов авторитетных зарубежных университетов.

При этом два филиала вузов с техническим уклоном необходимо открыть на западе страны.

В целом, нам всем нужно изменить взгляд на образование. Пора увлечения гуманитарными специальностями прошла, приоритет нужно отдать техническим профессиям. Предстоит взрастить новое поколение инженеров, промышленников.

Социальная Конституция и отдельный “прозрачный” Фонд

Далее. Важнейшим вопросом остается социальная справедливость. Казахстан по Конституции – социальное государство.

Государством делается немало. Более 50 % расходов республиканского бюджета – расходы социального характера. Но этого недостаточно.

У нас есть Национальный фонд – это финансовая опора страны.

Сегодня же я поручаю создать общественный социальный Фонд “Қазақстан халқына”.

Он будет заниматься решением реальных проблем в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки.

Например, помощью детям с редкими заболеваниями. Ведь для большинства семей расходы на лечение попросту неподъемны.

Будем строить спортивные объекты для детей в городах, районах, поселках, селах. Окажем содействие способным детям. Поддержим культуру. Поможем Алматы оправиться от страшной трагедии.

Из средств этого Фонда мы поддержим семьи погибших полицейских и военнослужащих.

И это лишь отдельные примеры.

Подчеркну: это не фонд Президента, Правительства или какого-либо другого государственного органа. Это фонд всех казахстанцев, народный фонд.

Он не будет функционировать при Администрации или Правительстве.

Будет создан авторитетный наблюдательный совет, назначен честный и ответственный руководитель.

Обеспечим полную прозрачность его деятельности, подотчетность и подконтрольность именно обществу.

Планы, бюджет, проекты будут публиковаться на сайте. Вся информация будет открытой.

Финансирование Фонда будет осуществляться из частных и государственных источников. Планируется привлечь помощь международных благотворительных организаций.

В данный фонд будут направлены обязательные отчисления оператора лотерейной деятельности, центра учета ставок и других монополистов.

Конечно, мы ожидаем значительные и регулярные, я подчеркиваю, регулярные отчисления в Фонд со стороны крупного бизнеса”.

Сторонникам Назарбаева предложено поделиться

“Благодаря Первому Президенту – Елбасы в стране появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка людей, богатых даже по международным меркам.

Считаю, что пришло время отдать должное народу Казахстана и помогать ему на системной и регулярной основе.

Поэтому Правительству предстоит определить круг компаний и согласовать с ними размер ежегодных взносов в Фонд.

Кроме того, ожидаю активного участия и от тех лиц, которые, фактически обладая огромными средствами, находятся в тени.

Уверен, Фонд может стать еще одним инструментом консолидации общества, укрепит в гражданах чувство социальной справедливости”.


Нынешний президент Казахстана Токаев, ранее воспринимавшийся как марионетка Нурсултана Назарбаева, продолжает стремительно набирать влияние и политический вес. В ходе акций протеста он пошёл на значительные уступки протестующим: снизил цены на сжиженный газ, занял пост председателя Совета Безопасности вместо Назарбаева, отправил правительство в отставку.

На этом фоне появляются сведения о массовом отлёте сторонников и родственников Назарбаева из Казахстана.

При этом бывший президент Казахстана 81-летний Нурсултан Назарбаев ни разу не появился на публике с начала беспорядков в стране, дав почву для предположений, слухов и инсайдов. Пресс-секретарь Елбасы Айдос Укибай заявил, что, мол, Назарбаев жив, находится в Казахстане и что он добровольно покинул пост главы Совета безопасности, полагавшийся ему пожизненно.

Тем временем британское издание The Telegraph утверждает, что младшая дочь бывшего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Алия вывела из Казахстана порядка $300 млн личного состояния и в 2006 году приобрела особняк на севере Лондона, намереваясь получить британское гражданство. О ее тратах и дорогостоящих покупках, как пишет издание, стало известно благодаря иску, который она подала к своим финансовым консультантам.

По информации The Telegraph, ссылающейся на данные иска, список приобретений Алии Назарбаевой включал:

  • частный самолет Challenger Bombardier за $25 млн;
  • дом за 8,75 млн фунтов стерлингов в престижном лондонском районе Хайгейт;
  • недвижимость в Дубае за $14 млн, включая виллу на искусственном острове Палм-Джумейра;
  • долю в 51% швейцарского банка CBH Bank за $108 млн.

Обсуждение