Лига справедливости: студент гомельского вуза годами доказывает правду в Литве

Лига справедливости: студент гомельского вуза годами доказывает правду в Литве

24.11.2017 в 20:47
Иван Храмченко, "Вечерний Гомель"

Уже несколько лет на некогда мирном участке Литовской железной дороги идет «холодная война». Железнодорожник Станиславас с высшим образованием, полученном в Гомеле, пытается защитить права несправедливо уволенных под сомнительными или сфабрикованными предлогами коллег. Разрешение спорных вопросов перешло в залы судов. Заседания шли одно за другим, но ожидаемого результата в восстановлении прав рабочих не дали.

Лига справедливости: студент гомельского вуза годами доказывает правду в ЛитвеПройдя все круги судебных инстанций, Станиславас верит, что правда все же восторжествует.

ЗА СЕБЯ И ТЕХ ПАРНЕЙ

Станиславас более 20 лет работал на Литовской железной дороге. Осмотрщик вагонов активно занимался общественной деятельностью. Защищал права простых рабочих, возглавляя одно из отделений независимого профсоюза «Солидарность». В Литве нет представителей международной организации труда, поэтому решение многих проблем решили взять в свои руки.

Из-за активной общественной деятельности, опытный специалист, изучивший работу изнутри, лишился работы. Причем повод для увольнения, по его мнению, был явно сфабрикован. Обязанности, чётко прописанные в должностной инструкции, новое руководство обошло восьмерками. Как результат – увольнение, несогласие и поиски законной защиты прав. За защитой правды он обратился в суд.  

Студент факультета иностранных студентов БелГУТа не может оставаться неравнодушным к подобной несправедливости. Годы судебных разбирательств, немалые суммы издержек и нарушенные права трудящихся не останавливают мужчину. Тем более что такая несправедливость коснулась не только его.

ЗАКУЛИСЬЕ ИНТРИГ

До декабря 2016 года Станиславас общался с представителями партии «Союз Отечества». Для активации правозащитных процессов передавал информацию о нарушении прав, трудящихся консерваторам. Тем же, в свою очередь, эта позиция накануне выборов была кстати – для компрометации альтернативных партий.

После выборов 2016 года во главе предприятия стали представители команды Грибаускайте. Ее политические взгляды солидарны с партией «Союз Отечества», желающей увеличить влияние на Литовскую ЖД. Новая же дирекция контактирует с активом профсоюзом, используя информацию для сбора компромата на руководителей среднего звена. Правое дело стало средством политической борьбы.

Станиславас же ведет свою линию. Благодаря его стараниям восстанавливаются нарушенные права простых работников.

ОПЫТ ЕСТЬ

Свою правду он однажды уже доказал. Тогда на обслуживание ему выделили вагон, заведомо не соответствовавший нормам инструкций. Он не поставил подпись в документе, согласившись со своим «приговором». За эту «провинность» и распрощался с работой. Тогда свои права удалось отстоять только в апелляционном суде.

Станиславаса восстановили, но он постоянно ощущал какое-то притеснение, придирки, негатив. Жил и работал в постоянном ожидании очередной подставы. Профессиональный подход и понимание тонкостей своего дела помогали дипломатично избегать ловушек. Но…

Спустя какое-то время снова его уволили. На этот раз, как было указано в документах, «за однократное грубое нарушение (самоуправство и бюрократизм)». В очередной раз опытный железнодорожник отказался ставить подпись в ведомостях и журналах за осмотренные им поезда, которые не отправлялись в его смену. Фактически за то время, пока вагоны покинут станцию, может произойти что угодно, а ответственность будет нести осмотрщик, оставивший визу в документах.

– Из достоверных источников я уже знал, какой «сценарий» мне подготовили, – поделился подробностями Станиславас.

Планировали преднамеренно сломать или выбросить какую-либо деталь, чтобы потом получить телеграмму со станции прибытия о наличии брака или неисправности вагона или вагонов. Готовая причина наказать осмотрщика, чья подпись стоит в документах. А в течение года создать несколько таких прецедентов и уволить за систематическое нарушение должностных обязанностей. Стас уже знал и чувствовал, что его потихоньку готовят к увольнению. По такой схеме в этом году распрощались с его заместителем Павелом, также студентом гомельского вуза.

И ЭФФЕКТ ЕСТЬ

Несмотря ни на что, независимый профсоюз продолжает борьбу справедливого фронта.

Один из рабочих был обвинен в том, что не проходил мед. комиссию перед и после работы, что входит в его обязательства. Машинист, который вступил в ряды профсоюза в начале 2016 года, написал жалобу в рабочую инспекцию по поводу неуплаты машинистам и их помощникам за простой по вине работодателя. Рабочая инспекция признала, что неуплата за простой незаконна, и Литовская ЖД была вынуждена заплатить рабочим за первую декаду 2016 года более 15 тысяч евро. Спустя полгода с рабочими рассчитались за 2013, 2014 и 2015 годы. На данный момент активисты требуют, чтобы рабочим выплатили за весь рабочий стаж. К слову, это нарушение длилось более 20 лет, с 1992 года.

С тех пор начались гонения на инициатора этой жалобы – Андрюса. На него также было заведено дело. Однако суд первой инстанции признал, что дважды было констатировано преследование рабочего из-за профсоюзной деятельности. По сомнительной случайности, обвинение было сразу после жалобы в рабочую инспекцию. К тому же его обвинили за тот период, когда Андрюс еще не вступил в профсоюз. Это был досадный казус для стороны обвинения – представителей ЖД. Рабочий был признан полностью невиновным. ЖД решение суда обжаловала в апелляционном порядке. Решение первой инстанции осталось в силе. Андрюсу сняли выговор и вернули все неуплаченные деньги, которые не были выплачены в связи с выговором. К слову, в ближайшее время Андрюс планирует пополнить число иностранных студентов БелГУТа из Литвы.

На данный момент в процессе и дело с еще одним членом совета правления профсоюза. Виктор также студент факультета экономики Белорусского государственного университета транспорта. После двух выигранных судов мужчине – не до радости побед. Ухудшилось здоровье, жена подала на развод. Теперь он подал иск об оплате морального ущерба на сумму 50 тысяч евро. Первая и вторая инстанции были не в его пользу. Верховный суд также не принял дело Виктора к рассмотрению.

Был уволен и еще один профсоюзный соратник Станиславаса – работник Литовской ЖД с многолетним стажем, бывший машинист Юрий. 20 лет он терпел издевательства от своего непосредственного начальника. После вступления в 2015 году в профсоюз вместе с председателем выиграли около 10 судебных дел. Но после долгого периода постоянных гонений у Юрия не выдержали нервы. При встрече с начальником в спортивном комплексе воздал ему за моральные издевательства физически. Прямо в бассейне произошел инцидент, в итоге которого у начальника был сломан нос и выбито три зуба. Хотя события происходили не на работе и в выходной день, на Юрия уволили за несоблюдение этических норм на рабочем месте.

ВЕРХОВНАЯ ИСТИНА

Все сфабрикованные на инициативных защитников факты – просто ловкость манипулирования ситуациями и только следствие. Истинная причина череды увольнений, о которой известно всем, – активная профсоюзная деятельность. Не ради галочки, а ради действенной помощи и поддержки людей. Станиславас как руководитель ячейки активно отстаивает их права. Требует правды во всех инстанциях – освобождались кресла в кабинетах чиновников. Люди говорили защитнику «Спасибо» и он понимал, что все не напрасно.

И на этот раз, после «проигранного» заседания в суде первой инстанции и поданной апелляции, сдаваться председатель независимого профсоюза не собирается, несмотря на то, что сложно предугадать, что новый день ему готовит.

– Дело с моим увольнением было рассмотрено в суде первой инстанции и проиграно. Результат обжалования в апелляционной инстанции – тоже проигрыш. Отказы суда, конечно же, абсурдные. Очень чувствуется влияние сверху. И это не мои фантазии. В этом уже уверены и компетентные, влиятельные адвокаты, присутствовавшие на процессе. Похоже, что указ устранить нас исходил из высших эшелонов. Доказательств правоты было выше крыши, но суд первой инстанции не удовлетворил мою просьбу приобщить к делу даже должностную инструкцию, – разъясняет подробности Станиславас.

Суд отклонил закономерную просьбу, и дело рассматривалось без основного документа, который доказал бы правоту опытного работника. В апелляционную инстанцию были приложены все необходимые документы и инструкции. Апелляционный суд эту базу даже не рассматривал и частично поддержал решение первой инстанции суда. После этого было вынесено парадоксальное решение: апелляционному суду недостаточно оснований, чтобы менять решение первой инстанции суда. Железнодорожник пошел выше – в верховный суд.

– В начале ноября верховный суд проигран. До 10 мая буду готовить дело в европейский суд по правам человека в Страсбург. Срок подачи 6 месяцев после решения верховного суда в случае проигрыша. Сколько это будет стоить, пока не знаю. Учитывая, что обращение в верховный суд мне стоило 2000 евро, то думаю, что обращение в Страсбург будет намного дороже, – уверен Станиславас. – Придется позаботиться о переводе документов на английский язык, а это тоже статья расходов.

Дело было принято на рассмотрение, и это уже достижение. Как показывает практика, верховный суд принимает к рассмотрению от 10 до 15 % дел. Так что Станиславас доволен – шансы были достаточно велики.

Он уверен, что все, что не убивает нас, делает сильнее, а потому продолжает борьбу за восстановление справедливости. Пока же хождение по мукам продолжается…

Метки: