Гомельчанка Яна полгода назад переехала в Польшу, так как боялась потерять работу в IT-сфере. Вот что девушка рассказала о трудовой миграции и жизни в другой стране.
– Яна, программисты в нашей стране неплохо живут, почему вы решили переехать в Польшу?
– Я проектный менеджер в IT-компании. В последние годы ситуация в нашей сфере ухудшается: даже IT-гиганты сокращают штат специалистов, что в целом негативно отражается на более мелких организациях, таких как наша. В частности это сказывается на уменьшении количества заказов. Все это связано с санкциями, которыми Беларусь накрывают последние три года.
– Что вас беспокоило больше всего?
–Стало меньше работы и появилась вероятность, что ее не будет вообще, что возможны проблемы с банковским сектором, и я не смогу получать зарплату. Поэтому я, как трудовой мигрант, переехала в Польшу, чтобы работать там, пока ситуация не стабилизируется.
– Вы уехали со своей фирмой?
– У моей компании есть белорусский офис в Польше, а также она имеет там отдельно зарегистрированный польский. Сначала перевелась в белорусское представительство. Потом стало хуже с клиентами, и я решила перевестись в польский офис. Там обстановка благополучная: нет проблем с проектами, так как нет санкционного давления. Заказчики чаще представители американского и западноевропейского рынка.
– В каком городе вы остановились?
– В Варшаве. Она и ближе к дому, и там живут знакомые. Переехала туда с молодым человеком.
– Как вы оцениваете жизнь в Польше?
– На самом деле, много в чем мы похожи. В Польше нормальные продукты, но наши лучше. Цены на еду приблизительно одинаковые. Большая разница в стоимости аренды жилья. Снять квартиру в Минске можно за 350 долларов, в Варшаве за 800 долларов. Плюс коммуналка. Электричество в Польше стоит примерно 70 рублей в месяц. Если у нас особо не задумываешься, сколько тратишь воды, то там ее нужно жестко экономить.
Переехать айтишнику в Польшу проще, и доход будет нормальным. А вот людям без образования и профессии будет сложнее, их труд оплачивается заметно ниже.
– Вы планируете возвращаться в Беларусь?
– Да, конечно. Я люблю свою страну и хочу вернуться домой. Здесь у меня родители, сестра, бабушки, дяди и тети. Не представляю, что останусь в Польше навсегда. Очень бы хотела, чтобы нашу страну перестали душить санкциями, и в нашу сферу вернулись заказчики. Потому что у нас отличная база разработчиков программного обеспечения, мы производим продукт в идеальном соотношении цены и качества. Многие заказчики на самом деле хотели бы с нами сотрудничать, но по чьей-то указке должны действовать даже в ущерб себе.