Вагон-дефектоскоп, вагон-церковь, вагон-дискоклуб, вагон-зоопарк… В Гомеле строительство специальных вагонов было налажено параллельно с ремонтом и переоборудованием пассажирских. Сегодня вагоностроительный завод готов построить, отремонтировать или модернизировать вагоны более чем пятидесяти видов, предназначенных как для обслуживания самих магистралей, так и выполнения специфических задач по заказу различных ведомств или частных покупателей.
— В Советском Союзе было порядка двадцати вагоноремонтных заводов, но специальными вагонами занималось не более трёх предприятий. С обретением республиками независимости часть заводов была упразднена, на других сократили производство. В Гомеле его не только сохранили, но и продолжают развивать. Отдельные вагоны, разработанные и построенные нашими специалистами, не имеют аналогов на дорогах СНГ, — вводит в курс дела начальник отдела маркетинга Гомельского ВСЗ Юрий Макаров.
В советское время завод выполнял крупные заказы различных Министерств и ведомств. Переоборудовались вагоны для скрытой перевозки ракетного топлива, размещения воинского караула, обеспечения связи. Железные дороги Союза массово требовали дефектоскопы для обследования путевого хозяйства. Не по инерции, а благодаря качеству теперь уже независимые транспортные компании продолжают сотрудничать с гомельчанами.
Найти дефект на скорости гепарда
К традиционным для завода видам деятельности можно отнести строительство диагностических центров состояния полотна. Сейчас готовится к отправке российскому заказчику скоростная путеобследовательская станция с бесконтактным съёмом и автоматической обработкой информации о дефектах пути. Она построена с нуля на базе кузова тверского пассажирского вагона. В задачи станции входит измерение вертикальных и горизонтальных перемещений головки рельса, его бокового износа, стыковых зазоров. Вагон может работать в составе скорых пассажирских поездов или с локомотивом со скоростью до 140 км/ч.
Такие комплексы востребованы службами пути дорог, дорожными центрами диагностики, проектными организациями. Экипажи вагонов, а это от шести до восьми человек, работают вахтовым методом. Вагон практически всё время находится в пути. С учётом этого, заводчане вложили душу в оборудование жилых и бытовых помещений расчёта. В двухместных купе есть шкафчики для вещей, письменные столики. Пищу дефектоскописты готовят на собственной кухне, а обедают в салоне за общим столом. Площадь позволяет не только поставить тарелки, но и в свободную минуту отдохнуть с комфортом. Нет настроения — можно посмотреть телевизор или любимый фильм в записи.
Вагон полностью автономен. Бесперебойная работа измерительной аппаратуры и бытовые нужды обеспечиваются электроэнергией от собственной дизель- генераторной установки. Её работа не мешает проживанию экипажа, так как дизель от жилого отсека отделён дополнительным помещением, стены которого обшиты качественной звукоизоляцией.
Накормить терпящих бедствие
Порой приходится удивляться тому, какие разноплановые объекты гомельские вагоностроители умудряются вписать в габарит обычного пассажирского вагона. Буквально месяц назад для казахстанских партнеров заводчане изготовили и отправили вагон-кухню. Спасатели будут использовать его как мобильный пункт приготовления горячей пищи в условиях чрезвычайной ситуации. В вагоне нашлось место для горячего и холодного цехов, моечного отделения, кладовой.
— Вы бывали на кухне ресторана? — спросил у нас Юрий Макаров. — Тогда должны видеть, что в вагоне установлено такое же оборудование для приготовления пищи и хранения продуктов, начиная от овощерезок и заканчивая варочными поверхностями. В соответствие приведена вентиляция. Санитарные нормы для мобильной кухни ничуть не лояльнее, чем для наземного общепита. Они выдержаны как по оборудованию, так и по потребностям работников. К их услугам вакуумные туалетные комплексы, умывальники с горячей водой и возможность принять душ.
В условиях прицепной кухни к упомянутым нормам прибавляются ещё и строжайшие требования пожарной безопасности. Поэтому мы видим стальные потолки и трудногорючий линолеум, активные системы пожаротушения и оповещения персонала вагона.
Без привязки к местности
К возможным чрезвычайным ситуациям на железной дороге вообще относятся серьёзно. Не зря гомельчане уже изготовили несколько вагонов-электростанций. Они используются в случае аварий в энергосистеме, вызванных, к примеру, обрывами линий электропередач. Вагон транспортируют на ближайшую станцию, оперативно включают в работу и обеспечивают светом посёлок средней величины. Ремонтники в это время могут без спешки ликвидировать последствия аварии. Тест в реальных условиях передвижные электростанции из Гомеля уже прошли, свидетельством чему стали благодарственные письма гомельским заводчанам.
Конструкторами Гомельского ВСЗ в свое время разрабатывались специальные вагоны и для работы в условиях крупных природных и техногенных катастроф. Они включаются в состав пожарного аварийно-спасательного поезда.
К тем, что не имеют аналогов, относят и многофункциональный мобильный экипировочный комплекс. Он используется в условиях низких температур для экипировки тепловозов топливом, смазочными материалами, песком и водой на удалённых станциях, где нет стационарных пунктов обслуживания локомотивов.
Круиз под перестук колёс
В вагонах, изготовленных по спецзаказам, можно жить. Это полноценные дома на колесах. И если вопросы приготовления пищи и энергоснабжения, как мы уже убедились, в доме решены, то можно задуматься о досуге. Как рассказал нам Юрий Макаров, эта тема получила развитие ещё в 2000-е годы.
Для туристической организации Белорусской магистрали «Дортурсервис» изготовили туристический поезд, курсирующий из Минска в Москву за туристами, а потом через всю Россию — во Владивосток. Ночью его пассажиры отдыхают в пути, днём — осматривают достопримечательности городов, расположенных по пути следования.
Отдыхают по-разному. В состав включены вагоны на любой кошелёк. Спальные купе рассчитаны на четырёх или на двух человек. Для особо взыскательных есть вагон-салон с кабинетом для работы, залом для заседаний, собственными ванной комнатой, кухней и столовой. Других пассажиров просят кушать в штатном вагоне-ресторане.
Интересен в этом поезде придуманный гомельчанами вагон-клуб. Это не пустое помещение с табуретками и белой простынёй, использовавшееся в агитационных целях после революции. Вагон оборудован подиумом и концертной сценой с настоящим пианино. Смонтированы профессиональные концертные свет и звук. По требованию заказчика гомельчане установили в этом своём изделии шест для танцев, не сразу найдя требуемые параметры специфического оборудования.
Сделано в Гомеле
Как оказалось, заводчане не только способны на эксклюзив, но и любят браться за подобную работу. В своём вагоне ездит на гастроли по России и ближнему зарубежью Юрий Куклачёв, для которого изготовили единственный в своём роде в мире вагон-кошатник. Это, конечно, не официальное его название. На заводе это изделие называют вагоном перевозки артистов цирка. Но именно в нём в комфортных условиях перемещаются между цирками питомцы знаменитого дрессировщика.
На предприятии имеется опыт изготовления вагона-церкви. Его интерьер оформлен в соответствии с православной традицией. Внутри есть всё необходимое для совершения религиозных обрядов, проведения служб.
Размаху мысли вагоностроителей собственно в вагонных габаритах стало уже тесно. В результате известность получил автобус Гомельской ГАИ, в котором можно хоть неделю жить на трассе. Новые интерьеры преобразили два теплохода. Один для переоборудования привезли прямо на завод. Второй в виду его внушительных размеров отремонтировали в пункте стоянки.
Конструкторы, дизайнеры, мастера и рабочие утверждают, что мы ещё не раз удивимся плодам их технического творчества. Причём не в чертежах, а в натуре. Как показала жизнь, на смелую идею покупатель найдётся.