Вагон-дефектоскоп, вагон-церковь, вагон-дискоклуб, вагон-зоопарк… В Гомеле строительство специальных вагонов было налажено параллельно с ремонтом и переоборудованием пассажирских. Сегодня вагоностроительный завод готов построить, отремонтировать или модернизировать вагоны более чем пятидесяти видов, предназначенных как для обслуживания самих магистралей, так и выполнения специфических задач по заказу различных ведомств или частных покупателей.
![](https://progomel.by/wp-content/uploads/2017/08/lyuboj-kapriz-v-…he-vagon-zoopark15.jpg)
Начальник отдела маркетинга вагоностроительного завода Юрий Макаров
— В Советском Союзе было порядка двадцати вагоноремонтных заводов, но специальными вагонами занималось не более трёх предприятий. С обретением республиками независимости часть заводов была упразднена, на других сократили производство. В Гомеле его не только сохранили, но и продолжают развивать. Отдельные вагоны, разработанные и построенные нашими специалистами, не имеют аналогов на дорогах СНГ, — вводит в курс дела начальник отдела маркетинга Гомельского ВСЗ Юрий Макаров.
В советское время завод выполнял крупные заказы различных Министерств и ведомств. Переоборудовались вагоны для скрытой перевозки ракетного топлива, размещения воинского караула, обеспечения связи. Железные дороги Союза массово требовали дефектоскопы для обследования путевого хозяйства. Не по инерции, а благодаря качеству теперь уже независимые транспортные компании продолжают сотрудничать с гомельчанами.
Найти дефект на скорости гепарда
К традиционным для завода видам деятельности можно отнести строительство диагностических центров состояния полотна. Сейчас готовится к отправке российскому заказчику скоростная путеобследовательская станция с бесконтактным съёмом и автоматической обработкой информации о дефектах пути. Она построена с нуля на базе кузова тверского пассажирского вагона. В задачи станции входит измерение вертикальных и горизонтальных перемещений головки рельса, его бокового износа, стыковых зазоров. Вагон может работать в составе скорых пассажирских поездов или с локомотивом со скоростью до 140 км/ч.
Такие комплексы востребованы службами пути дорог, дорожными центрами диагностики, проектными организациями. Экипажи вагонов, а это от шести до восьми человек, работают вахтовым методом. Вагон практически всё время находится в пути. С учётом этого, заводчане вложили душу в оборудование жилых и бытовых помещений расчёта. В двухместных купе есть шкафчики для вещей, письменные столики. Пищу дефектоскописты готовят на собственной кухне, а обедают в салоне за общим столом. Площадь позволяет не только поставить тарелки, но и в свободную минуту отдохнуть с комфортом. Нет настроения — можно посмотреть телевизор или любимый фильм в записи.
Вагон полностью автономен. Бесперебойная работа измерительной аппаратуры и бытовые нужды обеспечиваются электроэнергией от собственной дизель- генераторной установки. Её работа не мешает проживанию экипажа, так как дизель от жилого отсека отделён дополнительным помещением, стены которого обшиты качественной звукоизоляцией.
![](https://progomel.by/wp-content/uploads/2017/08/lyuboj-kapriz-v-…he-vagon-zoopark11.jpg)
Заместитель начальника вагоносборочного цеха по вагонам специального назначения Сергей Морозов
Накормить терпящих бедствие
Порой приходится удивляться тому, какие разноплановые объекты гомельские вагоностроители умудряются вписать в габарит обычного пассажирского вагона. Буквально месяц назад для казахстанских партнеров заводчане изготовили и отправили вагон-кухню. Спасатели будут использовать его как мобильный пункт приготовления горячей пищи в условиях чрезвычайной ситуации. В вагоне нашлось место для горячего и холодного цехов, моечного отделения, кладовой.
— Вы бывали на кухне ресторана? — спросил у нас Юрий Макаров. — Тогда должны видеть, что в вагоне установлено такое же оборудование для приготовления пищи и хранения продуктов, начиная от овощерезок и заканчивая варочными поверхностями. В соответствие приведена вентиляция. Санитарные нормы для мобильной кухни ничуть не лояльнее, чем для наземного общепита. Они выдержаны как по оборудованию, так и по потребностям работников. К их услугам вакуумные туалетные комплексы, умывальники с горячей водой и возможность принять душ.
В условиях прицепной кухни к упомянутым нормам прибавляются ещё и строжайшие требования пожарной безопасности. Поэтому мы видим стальные потолки и трудногорючий линолеум, активные системы пожаротушения и оповещения персонала вагона.
![](https://progomel.by/wp-content/uploads/2017/08/lyuboj-kapriz-v-…he-vagon-zoopark2.jpg)
Начальник конструкторского бюро технического отдела Юрий Овчаров и инженер-конструктор Михаил Каморников.
Без привязки к местности
К возможным чрезвычайным ситуациям на железной дороге вообще относятся серьёзно. Не зря гомельчане уже изготовили несколько вагонов-электростанций. Они используются в случае аварий в энергосистеме, вызванных, к примеру, обрывами линий электропередач. Вагон транспортируют на ближайшую станцию, оперативно включают в работу и обеспечивают светом посёлок средней величины. Ремонтники в это время могут без спешки ликвидировать последствия аварии. Тест в реальных условиях передвижные электростанции из Гомеля уже прошли, свидетельством чему стали благодарственные письма гомельским заводчанам.
Конструкторами Гомельского ВСЗ в свое время разрабатывались специальные вагоны и для работы в условиях крупных природных и техногенных катастроф. Они включаются в состав пожарного аварийно-спасательного поезда.
К тем, что не имеют аналогов, относят и многофункциональный мобильный экипировочный комплекс. Он используется в условиях низких температур для экипировки тепловозов топливом, смазочными материалами, песком и водой на удалённых станциях, где нет стационарных пунктов обслуживания локомотивов.
![](https://progomel.by/wp-content/uploads/2017/08/lyuboj-kapriz-v-…he-vagon-zoopark9.jpg)
Столяр вагоносборочного цеха Михаил Власенко
Круиз под перестук колёс
В вагонах, изготовленных по спецзаказам, можно жить. Это полноценные дома на колесах. И если вопросы приготовления пищи и энергоснабжения, как мы уже убедились, в доме решены, то можно задуматься о досуге. Как рассказал нам Юрий Макаров, эта тема получила развитие ещё в 2000-е годы.
Для туристической организации Белорусской магистрали «Дортурсервис» изготовили туристический поезд, курсирующий из Минска в Москву за туристами, а потом через всю Россию — во Владивосток. Ночью его пассажиры отдыхают в пути, днём — осматривают достопримечательности городов, расположенных по пути следования.
Отдыхают по-разному. В состав включены вагоны на любой кошелёк. Спальные купе рассчитаны на четырёх или на двух человек. Для особо взыскательных есть вагон-салон с кабинетом для работы, залом для заседаний, собственными ванной комнатой, кухней и столовой. Других пассажиров просят кушать в штатном вагоне-ресторане.
Интересен в этом поезде придуманный гомельчанами вагон-клуб. Это не пустое помещение с табуретками и белой простынёй, использовавшееся в агитационных целях после революции. Вагон оборудован подиумом и концертной сценой с настоящим пианино. Смонтированы профессиональные концертные свет и звук. По требованию заказчика гомельчане установили в этом своём изделии шест для танцев, не сразу найдя требуемые параметры специфического оборудования.
Сделано в Гомеле
Как оказалось, заводчане не только способны на эксклюзив, но и любят браться за подобную работу. В своём вагоне ездит на гастроли по России и ближнему зарубежью Юрий Куклачёв, для которого изготовили единственный в своём роде в мире вагон-кошатник. Это, конечно, не официальное его название. На заводе это изделие называют вагоном перевозки артистов цирка. Но именно в нём в комфортных условиях перемещаются между цирками питомцы знаменитого дрессировщика.
На предприятии имеется опыт изготовления вагона-церкви. Его интерьер оформлен в соответствии с православной традицией. Внутри есть всё необходимое для совершения религиозных обрядов, проведения служб.
Размаху мысли вагоностроителей собственно в вагонных габаритах стало уже тесно. В результате известность получил автобус Гомельской ГАИ, в котором можно хоть неделю жить на трассе. Новые интерьеры преобразили два теплохода. Один для переоборудования привезли прямо на завод. Второй в виду его внушительных размеров отремонтировали в пункте стоянки.
Конструкторы, дизайнеры, мастера и рабочие утверждают, что мы ещё не раз удивимся плодам их технического творчества. Причём не в чертежах, а в натуре. Как показала жизнь, на смелую идею покупатель найдётся.
![](https://progomel.by/wp-content/uploads/2017/08/lyuboj-kapriz-v-…he-vagon-zoopark16.jpg)
Территория вагоностроительного завода