Любой каприз. В Гомеле могут собрать и укомплектовать вагон-кухню, вагон-кошатник и даже вагон-клуб с шестом

Любой каприз. В Гомеле могут собрать и укомплектовать вагон-кухню, вагон-кошатник и даже вагон-клуб с шестом

04.08.2017 в 11:47
Евгений Захаров, Belkagomel.by, фото: Мария Амелина

Вагон-дефектоскоп, вагон-церковь, вагон-дискоклуб, вагон-зоопарк… В Гомеле строительство специальных ваго­нов было налажено параллельно с ре­монтом и переоборудованием пасса­жирских. Сегодня вагоностроительный завод готов построить, отремонтиро­вать или модернизировать вагоны бо­лее чем пятидесяти видов, предназна­ченных как для обслуживания самих магистралей, так и выполнения специфических задач по заказу различных ведомств или частных покупателей.

Начальник отдела маркетинга вагоностроительного завода Юрий Макаров

— В Советском Союзе было порядка двадцати вагоноремонтных заводов, но специальными вагонами занималось не более трёх предприятий. С обретением республиками независимости часть заво­дов была упразднена, на других сократи­ли производство. В Гомеле его не только сохранили, но и продолжают развивать. Отдельные вагоны, разработанные и по­строенные нашими специалистами, не имеют аналогов на дорогах СНГ, — вво­дит в курс дела начальник отдела марке­тинга Гомельского ВСЗ Юрий Макаров.

В советское время завод выполнял крупные заказы различных Министерств и ведомств. Переоборудовались вагоны для скрытой перевозки ракетного топли­ва, размещения воинского караула, обе­спечения связи. Железные дороги Сою­за массово требовали дефектоскопы для обследования путевого хозяйства. Не по инерции, а благодаря качеству теперь уже независимые транспортные компа­нии продолжают сотрудничать с гомель­чанами.

Найти дефект на скорости гепарда

К традиционным для завода видам де­ятельности можно отнести строительство диагностических центров состояния по­лотна. Сейчас готовится к отправке рос­сийскому заказчику скоростная путеоб­следовательская станция с бесконтакт­ным съёмом и автоматической обработ­кой информации о дефектах пути. Она построена с нуля на базе кузова тверского пассажирского вагона. В задачи станции входит измерение вертикальных и гори­зонтальных перемещений головки рель­са, его бокового износа, стыковых зазо­ров. Вагон может работать в составе ско­рых пассажирских поездов или с локомо­тивом со скоростью до 140 км/ч.

Такие комплексы востребованы служ­бами пути дорог, дорожными центрами диагностики, проектными организация­ми. Экипажи вагонов, а это от шести до восьми человек, работают вахтовым ме­тодом. Вагон практически всё время на­ходится в пути. С учётом этого, завод­чане вложили душу в оборудование жи­лых и бытовых помещений расчёта. В двухместных купе есть шкафчики для вещей, письменные столики. Пищу де­фектоскописты готовят на собственной кухне, а обедают в салоне за общим сто­лом. Площадь позволяет не только по­ставить тарелки, но и в свободную мину­ту отдохнуть с комфортом. Нет настрое­ния — можно посмотреть телевизор или любимый фильм в записи.

Вагон полностью автономен. Беспе­ребойная работа измерительной аппара­туры и бытовые нужды обеспечиваются электроэнергией от собственной дизель- генераторной установки. Её работа не ме­шает проживанию экипажа, так как ди­зель от жилого отсека отделён дополни­тельным помещением, стены которого обшиты качественной звукоизоляцией.

Заместитель начальника вагоносборочного цеха по вагонам специального назначения Сергей Морозов

Накормить терпящих бедствие

Порой приходится удивляться тому, ка­кие разноплановые объекты гомельские вагоностроители умудряются вписать в габарит обычного пассажирского ваго­на. Буквально месяц назад для казахстан­ских партнеров заводчане изготовили и отправили вагон-кухню. Спасатели будут использовать его как мобильный пункт приготовления горячей пищи в услови­ях чрезвычайной ситуации. В вагоне на­шлось место для горячего и холодного це­хов, моечного отделения, кладовой.

— Вы бывали на кухне ресторана? — спросил у нас Юрий Макаров. — Тогда должны видеть, что в вагоне установле­но такое же оборудование для приготов­ления пищи и хранения продуктов, начи­ная от овощерезок и заканчивая варочны­ми поверхностями. В соответствие при­ведена вентиляция. Санитарные нормы для мобильной кухни ничуть не лояль­нее, чем для наземного общепита. Они выдержаны как по оборудованию, так и по потребностям работников. К их услу­гам вакуумные туалетные комплексы, умывальники с горячей водой и возмож­ность принять душ.

В условиях прицепной кухни к упомя­нутым нормам прибавляются ещё и стро­жайшие требования пожарной безопас­ности. Поэтому мы видим стальные по­толки и трудногорючий линолеум, актив­ные системы пожаротушения и оповеще­ния персонала вагона.

Начальник конструкторского бюро технического отдела Юрий Овчаров и инженер-конструктор Михаил Каморников.

Без привязки к местности

К возможным чрезвычайным ситуаци­ям на железной дороге вообще относятся серьёзно. Не зря гомельчане уже изгото­вили несколько вагонов-электростанций. Они используются в случае аварий в энергосистеме, вызванных, к примеру, обрывами линий электропередач. Вагон транспортируют на ближайшую стан­цию, оперативно включают в работу и обеспечивают светом посёлок средней величины. Ремонтники в это время мо­гут без спешки ликвидировать послед­ствия аварии. Тест в реальных условиях передвижные электростанции из Гомеля уже прошли, свидетельством чему ста­ли благодарственные письма гомельским заводчанам.

Конструкторами Гомельского ВСЗ в свое время разрабатывались специ­альные вагоны и для работы в усло­виях крупных природных и техноген­ных катастроф. Они включаются в со­став пожарного аварийно-спасательного поезда.

К тем, что не имеют аналогов, отно­сят и многофункциональный мобиль­ный экипировочный комплекс. Он ис­пользуется в условиях низких темпера­тур для экипировки тепловозов топли­вом, смазочными материалами, песком и водой на удалённых станциях, где нет стационарных пунктов обслуживания локомотивов.

Столяр вагоносборочного цеха Михаил Власенко

Круиз под перестук колёс

В вагонах, изготовленных по спецза­казам, можно жить. Это полноценные дома на колесах. И если вопросы при­готовления пищи и энергоснабжения, как мы уже убедились, в доме решены, то можно задуматься о досуге. Как рас­сказал нам Юрий Макаров, эта тема по­лучила развитие ещё в 2000-е годы.

Для туристической организации Белорус­ской магистрали «Дортурсервис» изго­товили туристический поезд, курсиру­ющий из Минска в Москву за туриста­ми, а потом через всю Россию — во Вла­дивосток. Ночью его пассажиры отды­хают в пути, днём — осматривают до­стопримечательности городов, распо­ложенных по пути следования.

Отдыха­ют по-разному. В состав включены ва­гоны на любой кошелёк. Спальные ку­пе рассчитаны на четырёх или на двух человек. Для особо взыскательных есть вагон-салон с кабинетом для работы, за­лом для заседаний, собственными ван­ной комнатой, кухней и столовой. Дру­гих пассажиров просят кушать в штат­ном вагоне-ресторане.

Интересен в этом поезде придуман­ный гомельчанами вагон-клуб. Это не пустое помещение с табуретками и бе­лой простынёй, использовавшееся в аги­тационных целях после революции. Ва­гон оборудован подиумом и концертной сценой с настоящим пианино. Смонти­рованы профессиональные концертные свет и звук. По требованию заказчика гомельчане установили в этом своём из­делии шест для танцев, не сразу найдя требуемые параметры специфического оборудования.

Сделано в Гомеле

Как оказалось, заводчане не толь­ко способны на эксклюзив, но и любят браться за подобную работу. В своём ва­гоне ездит на гастроли по России и ближ­нему зарубежью Юрий Куклачёв, для ко­торого изготовили единственный в сво­ём роде в мире вагон-кошатник. Это, ко­нечно, не официальное его название. На заводе это изделие называют вагоном перевозки артистов цирка. Но именно в нём в комфортных условиях перемеща­ются между цирками питомцы знамени­того дрессировщика.

На предприятии имеется опыт изго­товления вагона-церкви. Его интерьер оформлен в соответствии с православ­ной традицией. Внутри есть всё необхо­димое для совершения религиозных об­рядов, проведения служб.

Размаху мысли вагоностроителей соб­ственно в вагонных габаритах стало уже тесно. В результате известность полу­чил автобус Гомельской ГАИ, в котором можно хоть неделю жить на трассе. Но­вые интерьеры преобразили два теплохо­да. Один для переоборудования привезли прямо на завод. Второй в виду его вну­шительных размеров отремонтировали в пункте стоянки.

Конструкторы, дизайнеры, мастера и рабочие утверждают, что мы ещё не раз удивимся плодам их технического твор­чества. Причём не в чертежах, а в нату­ре. Как показала жизнь, на смелую идею покупатель найдётся.

Территория вагоностроительного завода

Метки: