Елизавета Чабай: Волейбол – это совокупность красивой игры команды

Елизавета Чабай: Волейбол – это совокупность красивой игры команды

05.01.2020 в 21:27
Дмитрий Степанец, "СпортНавины"

В свои 22 года уроженка Молодечно является одной из ведущих спортсменок в пляжном волейболе Беларуси. Неоднократно представляла Беларусь на международной арене. На счету Елизаветы и её напарницы Виктории Секретовой уже два чемпионских титула Беларуси и два Кубка страны, причём подряд. Тандем Чабай-Секретова многократно становились призёрами турниров Восточно-Европейской Зональной Ассоциации Волейбола (EEVZA), первого этапа Континентального Кубка.

Воспользовавшись тем, что спортсменка новогодние праздники провела в Гомеле, корреспондент “СпортНавин” Дмитрий Степанец побеседовал с Елизаветой о карьере, личной жизни, целях в профессиональном спорте и узнал, почему именно в Гомеле она бывает чаще всего.

Фото Елизаветы Чабай, vk.com

— Елизавета, когда ты впервые стала на волейбольную «тропу»?

— Это был 2008 год. К нам в школу на урок физкультуры пришёл тренер из СДЮШОР, предложил заниматься волейболом. Учительница посоветовала попробовать. Я тогда уже успела походить в секции по лёгкой атлетике, баскетболу… везде себя попробовала. Решила, почему бы ещё и на волейбол не записаться. И знаешь, как-то затянуло (смеётся). Тогда с нашей школы в СДЮШОР пошли четыре человека: я, сестры Антосюк Аня и Настя, ещё одна девочка. Мы с сёстрами Антосюк втроём дотянули до Гомеля. Аня сейчас по-прежнему играет, Настя где-то во Франции выступает, а про четвёртую уже даже и не скажу.

 — Кого считаешь своим первым тренером, кто привёл тебя в профессиональный волейбол?

 — Шумилов Валерий Викторович. Всегда когда появляюсь в Молодечно, стараюсь повидаться с ним. Сейчас тренер растит новую плеяду спортсменов, начиная с малышей и до 9-10 класса, затем передаёт их дальше.

Шумилов Валерий Викторович, первый тренер Елизаветы:

 — Я хорошо помню момент, когда Елизавета пришла на первое занятие. Наверное, это судьба (улыбается). Я тогда собирался уходить из преподавания, не получалось набрать группу. А учитель физкультуры школы, где училась Лиза, предложил посмотреть на пять девочек, которые сильно упирались и хотели идти в баскетбол (смеётся). Я предложил попробовать им походить на несколько тренировок по волейболу. И у них всё получалось, а потом будущие спортсменки втянулись. Это мой самый первый возраст, я с ними и Республику выиграл. Это тот возраст, благодаря которому я поднялся, состоялся как тренер. Сейчас слежу за успехами Лизы, часто заезжает в гости. Всегда ей говорю, чтобы была в настроении и играла с удовольствием.

Фото: rguor.by

— Когда встала на профессиональную волейбольную дорогу?

— Профессионально? Наверное, это был первый год в Гомеле. В гомельской «Надежде» был первый профессиональный опыт в классическом волейболе.

— Ты уже тогда поняла, что волейбол – это часть твоей жизни и далее ты выбираешь путь спортсмена-профессионала?

 — Нет, раньше. Это случилось, когда я заканчивала 10-й класс. Пошла в школу с семи лет, не как все мои ровесницы с шести (смеётся). Получается, они все уже поступали в ВУЗы, ССУЗы, а я остаюсь в Молодечно. Команда распадалась, а мне хотелось продолжать занятия волейболом. Тогда и почувствовала, что не наигралась ещё (смеётся). Поговорила с тренером, он помог выйти на «Надежду», и уже перед 11-м классом я переехала в Гомель. В тот момент поняла, что не готова поступать и учиться дальше, а хочу ещё побыть в спорте. Так меня до сих пор спорт и не отпускает (смеётся).

— Сейчас ты выступаешь за гродненский «Коммунальник»?

 — Да, сейчас играю в Гродно.

Елизавета Чабай: Волейбол – это совокупность красивой игры команды

Фото Елизаветы Чабай, vk.com

— Давай вернёмся к пляжному волейболу. Сколько уходит времени на подготовку к сезону пляжного волейбола?

 — Начинаю подготовку за месяц. В апреле в «классике» заканчивается чемпионат, и уже в мае обычно начинаются какие-то соревнования. В конце апреля – начале мая ещё какие-то турнирчики, в междусобойчики собираемся поиграть. А вот к концу мая начинаются серьёзные соревнования, отборы на турниры. Получается, у меня месяц, чтобы к ним подготовиться.

— Получается, ты человек без отпуска? Заканчивается классический волейбол, и сразу уходишь с головой в пляжный?

— Да, получается так (смеётся). Сейчас, в январе, ухожу в «пляжке» в отпуск, но работаю с командой в «классике», а с «классики» ухожу в отпуск и перехожу в «пляжку».

— Как выдерживаешь такой темп, это же всё время в тонусе надо держаться: и в физическом, и в моральном. Были ли моменты, когда хотелось всё бросить?

— Если говорить откровенно, в «классике» чемпионат не настолько сложный. Мы не загружены, как, к примеру, «Минчанка». Они же играют и в российском чемпионате, и в белорусском. У нас свой, междоусобный (улыбается). То есть физически ты «вывозишь», в выходные отдохнул – и нормально. А вот психологически иногда начинает «нагружать», надоедать, хочется отложить мяч и просто полежать где-нибудь, не думая о волейболе. Но чтобы «взять и всё бросить», наверное, не было. Было «отстаньте от меня, дайте отдохнуть».

 — Удавалось отдохнуть? (улыбаюсь)

— Неделю максимум. И вот сидишь ты дома, и просто не можешь ничего не делать, не думать о волейболе. Сходишь в тренажёрный зал, побегаешь, ещё что-нибудь. Наверное, без мяча неделька и была (пауза) когда-то (смеётся).

По большей части всю эту усталость нужно перетерпеть, мне отдыха всё равно никто не даст (смеётся). Скажут: «Давай, вперёд, работай!». И ты, стиснув зубы, пойдёшь работать.

— Уже распланировала предстоящий сезон?

 — Всё ещё на уровне договоренностей. Идёт общение с агентом. Неизвестно, как пойдёт. Захотят ли в нашей федерации заплатить трансферы или смогут немного скинуть.

 — У тебя есть конкретное предложение выступления за рубежом?

— Оно ещё в прошлом году было. В конце августа – начале сентября разговаривали, но там были нюансы. Когда агент услышал, какие у нас трансферы для белорусских спортсменов, появились небольшие сложности. Сейчас, кажется, всё налаживается, должно быть намного проще.

— Хорошо, можешь не говорить из каких клубов были предложения. Скажи, из каких стран?

— В прошлом году – это Греция, Бельгия и Австрия. В пляжном я могу выступать только в сборной, здесь не так, как в иных видах спорта. Тут либо играешь за сборную, либо за свои деньги. Ну или находишь своего спонсора.

 — Самый эмоциональный момент в карьере?

— Май 2019-го года. Первый отбор на Олимпиаду. Там такая система была: четыре команды, играют первые-четвёртые, вторые-третьи. Мы с Викой были третьей командой, играли с Англией. И вот последняя игра, нам нужно выиграть, иначе завершаем участие в отборе. И в третьей партии мы проигрываем 10:14. Получается, одно очко – и всё, мы едем домой. Тогда мы выиграли 17:15. Это были непередаваемые эмоции, ощущения! До сих пор вспоминаем тот момент с напарницей.

 — Вспомнишь первый профессиональный опыт на зарубежной арене?

— Чемпионат мира среди ВУЗов. Он проходил в Мюнхене. Но на ум почему-то приходит Европа U-22, в прошлом году, в Юрмале.

Фото: БФВ

— Раз коснулись трансферов, вернёмся немного назад. А были предложения по смене паспорта, чтобы выступать за другую страну?

— Тут много сложностей. Если ты выступал за сборную Беларуси, то в случае смены гражданства ты не можешь выступать за другую страну на международной арене около двух лет. Кто захочет столько ждать? Можно тренироваться, допустим, в другой стране, но выигранные деньги, вернее какую-то их часть, ты будешь отдавать тому, кто тренировал. Если лучше условия предложат, потому-то у нас условий для тренировок в женской «пляжке» практически нет. У мальчиков есть. Волейбольный клуб «Минск», например, круглый год «сидит на песке», потому что у них есть и классический, и детский, и пляжный волейбол. У нас такой возможности нету. Во-первых, на нашей 0,5 ставки в сборной не высидишь в Минске, а во-вторых, сложности возникают по оплате ангара зимой. Зимой и выехать никуда не можем, нет никакого спонсирования. Летом стараемся иногда даже за свой счёт выезжать.

 — Сколько вы уже вместе с Секретовой в паре играете? Какие отношения у вас с напарницей на площадке и в обычной жизни?

 — Уже два года вместе играем. Отличные отношения, часто общаемся, даже по окончании сезона. Созваниваемся, поздравляем друг дружку с праздниками. Бывает даже созваниваемся, чтобы пожаловаться, поплакаться о своём, о женском (смеётся). Когда бываю в Минске, всегда стараемся увидеться, т.е. общение полностью не пропадает, хоть и разъезжаемся по разным городам.

Не знаю, как правильно назвать фактор, объединяющий нас на площадке. Мы обе не любим, когда предъявляют претензии в грубой форме. Знаешь, во время игры иногда напарник ошибается, и партнёр начинает кричать, возмущаться эмоционально. Я люблю, чтобы спокойно всё было. И Вика так же. Если уж сильно накипит, мы разойдёмся сторонам, помолчим, каждая обдумает свои ошибки, вернёмся к игре – и всё: «Давай, забыли, играем дальше». У нас всё молча происходит, никто не кричит, не ругается. Посмотрим друг на друга, понимаем, что нужно отдохнуть и снова: «Что нам тут по одному делать, пошли вместе».

Фото Виктории Секретовой, vk.com

Виктория Секретова, напарница Елизаветы:

 — Мы достаточно быстро нашли общий язык. Несмотря на то, что не так давно начали играть вместе. Первый матч в паре сыграли в сезоне 2018 года. Не вспомню, на Кубок Беларуси по пляжному волейболу или это был чемпионат. Тогда вместе взяли первое золото. Не было даже особых притирок, просто сошлись характерами. Уже третий год в паре. Конечно, бывают разногласия, но они как-то быстро решаются.

Фото Виктории Секретовой, vk.com

— Как настраиваешься на игру? Есть какой-то особый подход к настрою перед игрой?

— Как ни странно, никак (смеётся). Я такой человек, если начну думать и настраиваться на игру, то у меня всё пойдет еще хуже. Стараюсь вообще не задумываться об игре перед самой игрой, хоть и звучит банально. За день до игры прорабатываю все предыдущие ошибки, планирую, на что нужно обратить особое внимание, что исправить. На площадку выхожу, чтобы играть, получить удовольствие от матча. Если что-то начинает не получаться, то тайм-аут – посижу, обдумаю, выброшу всё из головы. Мне думать вообще нельзя (смеётся).

— Долго отходишь после игры?

 — Самое долгое – сутки. Дольше меня не держит (улыбается). Стараюсь в любом случае идти дальше.

— На кого равняешься в волейболе, есть кумир? Как в футболе: вот этот футболист классный, много забивает, мне он нравится, хочу быть похожим на него.

 — Такого нет. Люблю волейбол именно за командную игру. Сложно выделить одного человека. Например, нападающий не сделает красивый удар без хорошего приёма и хорошей игры связки. Если связка хорошо «паснула», хороший доигровщик сможет завершить. Не будет доигровщик хорошим, какой ему пас не давай – не сможет завершить. Волейбол – это совокупность красивой игры команды.

Мечта и цель в жизни?

— Наверное, мечта каждого спортсмена – попасть на Олимпиаду. Что касается цели, то хотелось бы более стабильно связать свою жизнь с волейболом, с пляжным волейболом. С «классикой» понятно – агент, клуб и пошёл дальше играть. В пляжном такой стабильности, к сожалению, нет. Хочется круглый год «сидеть на песке», ездить на сборы, мировые туры, зарабатывать очки. Пляжный волейбол – это международный волейбол. В Беларуси он не так широко распространён, как хотелось бы. Все турниры проходят классно, в весёлой и дружественной атмосфере, но для более профессионального уровня нужен и более высокий уровень турниров.

— Мониторил твои социальные сети и обратил внимание, что где-то с 2015 года ты выбирала татуировку. Рисовала на руках, ногах… и в итоге в 2018 году решилась сделать себе на животе цветок с волейбольным мячом вместо бутона. Это единственный рисунок на теле? Почему именно такой?

— Я вообще любитель порисовать, но когда нет листочка бумаги рядом, рисую на руках (смеётся). Бывает, ловлю музу и хочется порисовать. Дома даже лежит целая папка.

Как я сделала татуировку? Это интересная история (смеётся). Пришла к мастеру совершенно с другой идеей. Там была надпись на плече вертикальная. Мастер говорит: «По расположению ладно, но надпись – это так банально для первой татуировки». Он как-то расположил меня к себе, и я доверилась. Давай, мол, расскажи о себе чего-нибудь, а я что-нибудь набросаю. Естественно, я рассказала про волейбол (смеётся). Позднее мне скинул пару вариантов и мы сошлись на том, что волейбольный мяч и цветок, оптимальный вариант. Итог мне понравился. Место мы вообще выбрали во время процесса нанесения рисунка.

— Как думаешь, это первая и последняя татуировка?

— Пока хватит. Сейчас не хочется, но я понимаю, что когда-нибудь вновь захочу сделать себе ещё одну, а может и две.

— Любимое место, где чаще всего хочешь проводить свободное время?

— Дом. В Молодечно. Я не так часто там бываю, но когда приезжаю, как в крепость какую-то попадаю в хорошем смысле слова. Заботы сами собой пропадают, вокруг люди, которые выслушают, поддержат. Мама, бабушка, отчим – все за меня волнуются, переживают. Проблемы уходят, ты просто лежишь дома и наслаждаешься умиротворённостью, тишиной, заботой, трудно это описать на словах.

— Родные следят за твоей карьерой, смотрят игры, переживают?

— Да, конечно. Но мама игры не может смотреть. Она очень эмоциональная, близко к сердцу всё принимает. Говорит: «Я лучше потом позвоню и узнаю». Она знает, в какое время начинается игра, и с этого момента уже начинает переживать. Даже иногда садимся пересматривать игры, а она всё равно переживает. Знает, что выиграем, но переживает.

— Завершим «официальную» часть интервью парой вопросов о личной жизни?

— Я не против.

— Ты уже достаточно давно встречаешься с Андреем Марченко из солигорского «Шахтёра». Как познакомились и как давно у вас отношения? Я так понимаю, Новый год ты встречала с Андреем?

— Да, всё верно, Новый год встречала с Андреем. Мы уже четыре с половиной года вместе. Познакомились, когда у меня заканчивался первый год в гомельской «Надежде». Нас отправили на турнир Содружества на границе трех стран, вроде «Три сестры» назывался. На турнире проводились матчи смешанных команд – две девочки и четыре мальчика. Мы играли в одной команде и заняли первое место. Там и познакомились. Общались, речь зашла о выпускном. Тогда у него выпускной был, и у меня. Я говорю, мол, надо экзамены ещё все успеть сдать до выпускного. Он на меня посмотрел с недоумением: «В смысле до выпускного? Сколько тебе лет?». Я говорю – семнадцать. А он удивленно: «Я думал двадцать три». Как-то так наше первое знакомство и состоялось. Он стал ходить на пляж чаще, вместе начали играть, потом вместе гулять стали… так пошло-поехало.

— Немного провокационный вопрос. Как это – отношения на расстоянии? Андрей играет в Солигорске, ты – в Гродно.

— Честно? Сложно. Но оно ещё больше сближает. Потому что если бы мы находились всё это время вместе, то, наверное бы, не были уже вместе (смеётся). Оба молодые, оба вспыльчивые. Думаю, было бы больше разборок, выяснения отношений. В нашем случае, когда видимся, мы отлично проводим время, без ссор, без ругани. Да, потом разъезжаешься, начинаешь скучать: звонки, переписки… Как только появляется возможность – мы снова вместе. Чаще Андрей ко мне приезжает, ему проще: сел на машину, приехал. Пока всех всё устраивает. Андрея даже сестра подначивает. Мол, сколько вы уже вместе, четыре с половиной года? Мне: «Лиза, покажи руки. Где кольцо?». Мы переглядываемся с Андреем, пока уходим от ответа (смущается).

Да, разговоры о будущем, конечно, идут. Сам понимаешь: не будешь всю жизнь так вот на расстоянии, в разъездах. Рано или поздно придётся кому-то из нас пожертвовать карьерой. Как говорят, нельзя, чтобы в семье было два профессиональных спортсмена. Да, да, не удивляйся. Это очень, очень редко бывает, когда в семье два профессионала. Я много знаю волейбольных пар, в которых кто-то один оставляет карьеру, чаще это девушки. Парни остаются в спорте, а девушки уходят из спорта и остаются за своими парнями, мужьями.

— Чего на твой взгляд не хватает в белорусском пляжном волейболе?

— У нас много людей, играющих в пляжный волейбол, но не всем удобно ездить в Молодечно, Гомель. Всем удобнее «тусоваться» в Минске. Мало турниров: три, в лучшем случае четыре этапа чемпионата Беларуси. У нас почти нет коммерческих турниров. Я наблюдала за результатами в детских школах. Нам замену подготовить на данный момент можно, но выбор невелик. Ставка делается больше на классический волейбол, отношение к пляжному не совсем серьёзное. Если создать клуб именно по пляжному волейболу, там можно готовить резерв, т.е. основной состав, дублирующий, детский. Чтобы всегда была замена, чтобы нам не пришлось проходить этап смены поколений. Вдруг у нас что-то пойдёт не так, кто-то захочет уехать – всё, нет пары. Хотя и мы на международной арене не так уж особо зарекомендовали себя, чтобы так говорить. С другой стороны, мы приезжаем на международные соревнования, месяц потренировавшись, и выступаем не хуже тех пар, которые круглый год «сидят на песке».

— По традиции нашего сайта, с тебя пожелания белорусской волейбольной общественности в наступившем году. И, своего рода, наказ молодому поколению, решившему связать своё будущее с пляжным волейболом.

— Сообществу желаю больше побед, успехов и, главное, всем здоровья. Молодым волейболистам и волейболисткам – гореть этим видом спорта, гореть игрой. Без особого желания ничего не получится. Не будет горящих глаз, потом придёт разочарование. Если уже решили связать свою жизнь с пляжным волейболом – не сдаваться. Не сдаваться ни в коем случае, бороться, добиваться, слушать старших и идти к своей цели.

Благодарю, Елизавета, что уделила время. Желаю тебе в предстоящем сезоне новых побед, достижений, успехов в профессиональной и личной жизни!

Метки: