«Худеть или не худеть?» — вот в чём вопрос. Многие девушки в погоне за «идеалом», сжимают всю волю в кулак и начинают морить себя голодом. Сначала никаких булочек, пирожных и мороженого. Затем из рациона исчезают картошечка, мясо, яйца, потом — вообще все продукты. Остается вода или кефир. Такой путь от неуверенности в себе до анорексии прошла Янина Жарликова. Сейчас она очаровательная девушка, спортсменка и специалист по питанию, но 10 лет назад всё было совсем не так.
— Почему ты решила худеть?
— У меня с детства были комплексы. Подружка (ни в чем её не виню) говорила, что у меня толстые ноги. Я росла, этот комплекс тоже рос. И со временем внушила себе, что действительно имею проблему с ногами – они толстые. Подростком я уехала учиться и работать в Минск, там приняла решение, что нужно похудеть. Мне не нравилось собственное отражение в зеркале, я видела себя толстой и пришла к тому, что питалась практически одним кефиром. Потом срывалась и ела все подряд. У меня было компульсивное переедание. Я пила таблетки слабительного, могла выпить всю пластинку (блистер) за один раз. Таким способом очищалась. Это длилось, наверное, около года. Окружающие стали говорить, что я очень худая. Родители плакали, но я как бы не видела ничего, казалось, что все хорошо, а знакомые жалостливо на меня смотрели.
— Сколько ты весила в начале гонки за стройной фигурой и когда уже довела себя «до ручки»?
— Я весила 46-47 кг, а затем где-то 38 кг. Я не всегда взвешивалась, может, даже и меньше вес был. В общей сложности сбросила примерно 10 кг. Я смотрела на себя в зеркало: вроде уже очень худая, но мне всё казалось, что здесь висит что-то, тут не то. Мне не нравилось, как я выглядела. А ведь проблема была в голове. И я бы сама с этим не справилась.
— Не говорила подруге, что это она виновата в ситуации, которая с тобой произошла?
— Потом мы мало общались. Как-то увиделись, и она сказала, что я худая, что больше худеть не нужно. Я рассказывала это у себя в Инстаграме, а она прочитала. Мне кажется, она не до конца поняла, что тогда нанесла мне душевную травму.
— Как ты поняла, что пора перестать худеть и начать восстанавливать здоровье?
— Мы пошли на каток с подружкой, на ровном месте я подвернула и сломала ногу. Поскольку я не питалась нормально, у меня были слабые кости. Я ведь пила только кефир. Появились проблемы с желудком, я не могла съедать нормальную порцию. Я себя очень плохо чувствовала. Когда обратилась к врачам, оказалось, что у меня атрофия желудочно-кишечного тракта, т.е. – это предраковое состояние. А еще у меня год не было месячных. Врачи сделали УЗИ и сказали, что нужно пить гормоны, по-другому не восстановлюсь.
— Ты осознала, что у тебя анорексия?
— Я не хотела никого слушать, не хотела в это верить, я думала, что все ко мне придираются. Считала, что у меня все нормально: я себя чувствую более-менее, выгляжу неплохо. Я ничего не осознавала, словно переклинило в голове. А когда сломала ногу и начались другие проблемы со здоровьем — испугалась. Чтобы осознать, что все это мне было не нужно вообще, понадобилось около двух лет.
Анорексия — это один из видов расстройства пищевого поведения. Она предполагает сознательное, устойчивое, целеустремленное желание похудеть.
— Что помогло выбраться из этого состояния?
— В первую очередь, мне помог Бог и родители. Они очень поддержали. Мама и бабушка плакали. Я просто видела их лица и понимала: что-то я делаю не так. Они помогали мне советом. А еще знакомые поддержали, им спасибо большое.
— Насколько сложно было возвращаться к нормальному питанию?
— Это было сложно. Болел желудок. По утрам, чтобы нормализовать свое состояние я пила лекарство и ела овсяную вязкую кашу, которая обволакивает и защищает слизистую. Постепенно начала полноценно питаться, но еще не заморачивалась на здоровом питании. Пришла к нему позже. Был период, когда я даже набрала лишний вес, но уже не зацикливалась на своей фигуре. Я начала изучать медицинскую литературу и поняла, что хочу жить этим. Теперь жалею, что отучилась на экономиста, а не врача. Сейчас это моя мечта. Я прошла курсы по диетологии, познакомилась с девушкой-диетологом, она расписала мне меню, чтобы восстановиться. Именно она дала мне толчок, чтобы я еще больше углубилась в тему правильного питания. Потом я сама начала составлять людям меню, помогать похудеть. Но я не помогаю похудеть тем, кому это не нужно, только тем, у кого реально лишний вес, кто хочет восстановить свое здоровье и прийти в хорошую форму. Я против всяких добавок, я за правильное питание.
— Как ты расписываешь меню, что оно в себя включает?
— Никаких мудрёных продуктов. Например, макароны из твердых сортов пшеницы, кусочек запечного мяса, овощной салат с растительным маслом – это обед. Я все рассчитываю по весу, росту, возрасту человека и даже по привычкам.
— Достаточно правильного питания или спорт тоже важен в похудении?
— Спорт и питание должны быть параллельны, все это важно для здоровья. За то, чем ты питаешься, организм скажет спасибо либо наоборот. Я веду свой блог в Инстаграме и мотивирую людей следить за своим здоровьем, правильно питаться, заниматься спортом, вести активный образ жизни.
— Каждый человек уникален. Просто нужно полюбить себя, несмотря на изъяны. Как бы ты ни худел, какую бы пластику ни делал — какая-то проблема будет всегда. Если есть проблема с лишним весом, то нужно осознанно подойти к своему рациону, пересмотреть привычки в питании, заняться спортом. Но всё это должно происходить мудро и правильно, а не как безумное похудение. Ни в коем случае нельзя голодать и приводить себя к такому состоянию, как я. Это моя печальная история. Когда я вспоминаю об этом, плачу и говорю: «Если бы я тогда себя не довела, всё было бы по-другому».