По прогнозам, к 2050 году температура воздуха в Беларуси будет достигать 40 °C и выше. Можно ли этого избежать?

По прогнозам, к 2050 году температура воздуха в Беларуси будет достигать 40 °C и выше. Можно ли этого избежать?

16.03.2020 в 11:04
Людмила Минкевич, "Народная газета"

Климатический кризис становится одной из самых горячих и обсуждаемых экологических тем XXI века. Ведь он затрагивает как целые континенты, пылающие в огне, так и относительно небольшие страны, такие как наша, впервые переживающие столь аномальную теплую погоду. Неудивительно, что встреча Ecoidea Talks, организованная Центром экологических решений по теме изменения климата, собрала целый зал слушателей. Многих волнует, что нас ожидает в будущем и какой вклад каждый из нас может внести в борьбу с глобальным потеплением.

Климат в Беларуси действительно меняется. И этот вывод основывается не только на данных за 2019 год, ставший самым тёплым за всю историю метеонаблюдений на территории нашей страны. Среднегодовая температура воздуха в прошлом году превысила климатическую норму на 2,1 °C.

— Инструментальные наблюдения за погодой ведутся у нас с 1881 года. Начиная с этого времени мы можем говорить о каких-то климатических изменениях, — рассказывает начальник отдела изучения климата ГУ «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» Наталья Клевец. — Почти за 140 лет метеонаблюдений температура воздуха на территории Беларуси повышалась в среднем на 0,1 градуса за 10 лет. Но это не значит, что она росла постоянно. Наблюдались периоды потепления и похолодания. Например, самое холодное десятилетие в Беларуси пришлось на 1939—1948 годы. Средняя температура воздуха в этот период была 5,2 градуса. Заметное потепление началось у нас в 1989-м. С этого периода наблюдаем устойчивый тренд к росту температуры. Она повышалась в среднем на 0,4 градуса за 10 лет. Особенно теплым выдалось последнее десятилетие со средней температурой +7,7 градуса.

Повышение среднегодовой температуры воздуха не единственный индикатор изменения климата, говорит Наталья Клевец. Меняется продолжительность сезонов года — зимний период сокращается на 5—8 дней, летний растет на 3—7. Увеличивается сумма осадков зимой и снижается в теплый период года. Растёт частота атмосферных засух, сильных ливней и других экстремальных явлений. Всё это мы можем наблюдать уже сегодня. Что же нас ожидает в будущем?

— Если мы ничего не будем предпринимать — не будем задумываться об экологичном потреблении, не будем сокращать выбросы парниковых газов, то уже к середине столетия температуры воздуха на территории нашей страны возрастут до +40 градусов и выше, — делится прогнозами Наталья Клевец. — Возрастет количество жарких дней на 15—20, а температуры воздуха -25 градусов и ниже и вовсе не будут отмечаться.

Важно понимать, что происходящие сейчас изменения будут наблюдаться на протяжении столетий и тысячелетий, говорит эксперт. Вернуть прошлое нам не под силу. Задача — принять то, что происходит сегодня, и не сделать хуже:

— Мы должны оценить возможные последствия глобального потепления и разработать национальный план действий в области адаптации к изменению климата, который будет касаться всех сфер деятельности — сельского хозяйства, лесной отрасли, транспорта и так далее.

Это только на первый взгляд потепление в такой стране, как наша, не так уж плохо. Увеличивается количество теплых деньков, уменьшается продолжительность зимнего периода, растет эффективность растениеводства… Но это лишь одна сторона медали.

— Изменение климата усиливает риски во всех областях, в том числе в экономике, — уверена координатор товарищества «Зеленая сеть», эксперт в области климатической политики и переговоров ООН по климату, член совета региональной сети Climate Action Network EECCA Анастасия Бекиш. — По последним оценкам Всемирного банка, 40% экономики Беларуси составляют метеозависимые отрасли. Уже сейчас из-за последствий изменения климата мы теряем около 1% ВВП ежегодно. Причем эта оценка не учитывает некоторые типы экономических рисков.

Все риски, ассоциированные с изменением климата, по мнению Анастасии Бекиш, можно разделить на два блока — физические и транзитные:

— Физические риски — это последствия участившихся опасных погодных явлений. Скажем, из-за засух возрастают цены на сельхозпродукты, из-за аномальной жары растут затраты на кондиционеры, ураганные ветры наносят ущерб инфраструктуре и так далее. За все эти последствия приходится платить — из бюджета страны или из нашего собственного кармана. Транзитные риски возрастают в процессе перехода к низкоуглеродной экономике на глобальном уровне. В декабре прошлого года ЕС анонсировал «зеленую сделку». Проект предполагает изменения во всех отраслях для достижение главной цели — к 2050 году экономика Евросоюза должна стать климатически нейтральной. Кроме перестройки собственной экономики, ЕС собирается ввести углеродный налог на импорт товаров из стран, не обеспечивающих соответствие производства европейским климатическим стандартам. Беларусь — как раз одна из таких стран с 30-процентной долей экспорта в страны Европейского союза. Думать о том, что эти изменения не коснутся нас, неправильно.

В нашей стране предпринимаются некоторые действия по преодолению негативных последствий глобального потепления. В частности, Беларусь взяла на себя обязательство сократить выбросы парниковых газов до 35% к 2030 году в сравнении с 1990-м. Анастасия Бекиш считает, что сделать можно больше:

— Мы не используем все возможные меры, чтобы сокращать выбросы парниковых газов. Например, выбросы у нас ничего не стоят. Нет ни налогов, ни квот, как в других странах. Важно, чтобы ситуация менялась. Это поможет адаптироваться к новым условиям на региональных рынках и к введению налога в ЕС.

Важно понимать, что свой вклад в борьбу с изменением климата могут и должны вносить не только государственные органы, общественные организации и крупные производители, но и обычные потребители.

— Основной объем выбросов углекислого газа образуется в энергетике. Достичь его снижения в этом секторе можно двумя способами. Во-первых, за счет изменения структуры и сокращения потребления топлива при производстве электрической и тепловой энергии. А во-вторых, благодаря энергосбережению конечным потребителем, — рассказывает специалист в области энергетики и выбросов парниковых газов консультант Центра экологических решений Владимир Рак. — С одной стороны, мы, простые потребители, можем повлиять на небольшой сектор. Но за счет сокращения объемов потребления товаров, использования более экологичного транспорта наши возможности влияния сильно возрастают.

Что может сделать для борьбы с глобальным потеплением каждый из нас?

  • Чаще пользоваться общественным транспортом. Отказаться от личного автомобиля можно также в пользу ходьбы или езды на велосипеде.
  • Экономить энергию. Рассмотрите возможность установки энергосберегающих систем, откажитесь от электросушилок для белья и других приборов не первой необходимости.
  • Сократить потребление мяса. Его производство влечет за собой масштабные выбросы парниковых газов. Необязательно отказываться от мяса вовсе, можно попробовать употреблять его, например, раз-два в неделю.
  • Утилизировать отходы и использовать вторсырье. Поскольку перевозка и переработка отходов также сопровождается выбросами в атмосферу, предпочтительнее утилизировать отходы самостоятельно, повторно использовать продукцию, а еще лучше — сокращать масштабы потребления.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.