"А нам всё равно!" Почему гомельчане купаются в запрещённых местах?

“А нам всё равно!” Почему гомельчане купаются в запрещённых местах?

10.07.2021 в 21:09
Фото и текст Татьяны Сычковой, "Гомельские ведомости"

За бортом плюс 30, на небе ни облачка, и мы отправляемся в рейд с ОСВОДом по местам, запрещённым для купания. Много ли таких в нашем городе? Миллион. И, к сожалению, людей там предостаточно. С главным аргументом отдыхающих «Здесь купаются все!» спорить сложно. Никакие доводы не помогают переубедить нашего человека. Ну разве что страшная статистика утоплений…

Этим летом в Гомеле официально утверждено десять пляжей. Не потому, что так кому-то захотелось или природа там красивая, а потому что именно эти места отвечают всем требованиям: имеется необходимая инфраструктура для отдыхающих, дно обследовано и относительно безопасно, качество воды соответствует гигиеническим нормативам, постоянно контролируется и, пожалуй, самое главное – на этих пляжах дежурят спасатели. Центральному району повезло больше всех. На его территории находится сразу пять таких зон отдыха: пляжи Центральный, Прудковский, Волотовской, «Каскад-1», «Каскад-2». Как говорится, выбирай любой. Но кто ищет лёгких путей?

Старший моторист, рулевой катера городской спасательной станции Сергей Медведев начинает «экскурсию» по проблемным местам с ближайшей затоки. Несмотря на запрещающую табличку, отдыхающих здесь хватает. И семья с детьми, и взрослая пара, и рыбаки, а значит, неподалёку крючки и лески, о которые можно пораниться.

– Скажите, пожалуйста, вы знаете, что здесь нельзя купаться? – спрашиваю я, выбравшись из катера.

– Всё знаем, не купаемся, просто отдыхаем на свежем воздухе. Не волнуйтесь, – уверяет мама двоих детей. Справедливости ради отметим, что ребята действительно возятся на берегу – строят песчаные замки. С этим же вопросом подходим к женщине, которая стоит по пояс в воде.

– Я далеко не захожу, только там, где чувствую землю. Присела, обдалась и всё, – поясняет гомельчанка. – Ничего со мной не случится.

– У нас в области много таких, которые думают, что с ними ничего не случится, – к диалогу подключается заместитель начальника ОВД администрации Центрального района Дмитрий Скоробогатый.

– Я понимаю. Ещё раз повторяю: не плаваю, захожу по колено, – настаивает женщина. – Дома сидеть жарко, а до Центрального пляжа далеко, поэтому прихожу сюда.

Что ж, ситуация действительно не критичная, двигаемся дальше. На часах всего 11 утра, но нарушителей уже немало. После обеда, ближе к вечеру их количество вырастет в разы, ведь кто не мечтает освежиться после тяжёлого рабочего дня? Многие, завидя спасательный катер, как нашкодившие школьники быстренько выбираются из воды. Одни на замечания реагируют спокойно, другие, наоборот, – довольно агрессивно. Что поделаешь: лучшая защита – нападение.

Напротив яхт-клуба на Обкомовском озере купанием наслаждаются мама с ребёнком. Женщина признаётся, что это их первое лето в Гомеле, недавно переехали.

– Люди здесь купались, и мы тоже решили, – признаётся она. – Не переживайте, мы далеко не плаваем. Только возле бережочка.

– Вы поймите, не дай Бог что случится, спасатели на той стороне озера не смогут быстро сюда попасть, – в разговор вступает Сергей Медведев. – У них нет моторного катера, только вёсельная лодка. Пожалуйста, выбирайте места, установленные для купания.

– Сегодня это предупреждение, а завтра будут штрафы, – добавляет Дмитрий Иванович.

За первый месяц купального сезона сотрудниками ОВД администрации Центрального района составлено практически 100 протоколов за купание в неустановленных местах и распитие там спиртных напитков. Цифра впечатляет. И это только один район Гомеля.

Женщина кивает. Хочется верить, что к нам всё-таки прислушаются.

Мчимся дальше. Кто-то на берегу установил палатку, а кто-то, не поверите, даже диван притащил! Конечно, летом очень хочется к воде. Оно-то и понятно, мало что может сравниться с таким отдыхом. На глаза попадается молодёжь. Две парочки на мысе Сожа между Обкомовским и Володькиным озёрами.

Приметив спасательный катер, один молодой человек вообще творит нечто невероятное. Забирается на старое дерево, торчащее из воды, и демонстративно прыгает. В первые секунды даже слов подобрать не могу. Сначала от возмущения, потом от какой-то досады. Не понимают, чем такое бахвальство может обернуться. Ясное дело: молодость, кровь бурлит, уверенность зашкаливает, хочется адреналина и драйва, незабываемых приключений. Те, кто лежит в нейрохирургическом отделении № 2 Гомельской областной клинической больницы, тоже замышляли всего лишь невинную шалость. Да только шалость не удалась. Повреждение шейного отдела позвоночника и инвалидность на всю жизнь…

– Ребята, ну что вы делаете? Вы знаете, какое здесь дно? – не выдерживаю я.

– Не знаем, мы не местные, – отвечают нам. И так неискренне, что даже сомнений не возникает – врут.

– Как вы вообще сюда попали? Я полвека в Гомеле прожил, а в этом месте был однажды, да и то, потому что заблудился, – рассказывает Сергей Анатольевич.

– На машине, как ещё, – будто несмышлёным, объясняет наш прыгун.

– На космическом корабле, – девушка даже пытается ёрничать.

– Ну хорошо, мы уже поняли, что вы очень уверены в своих силах. А если рядом кто-то начнёт тонуть, куда звонить будете? Номера телефонов знаете? – застаёт их врасплох заместитель главы администрации Центрального района Ольга Доценко.

– 02? – в голосе прыгуна слышится вопрос. – Ой, нет, это же милиция. Ошибся.

Запомните эти номера: 101 и 112 – служба спасения. 50-00-33 – Гомельская городская спасательная станция на набережной.

Оххх… Хочется верить, что парень просто растерялся от нашего внезапного появления. А то всё совсем печально получается.

– Ну смотрите, во-первых, мы трезвые, – меняет тему собеседник.

– И за это большое спасибо! – не может сдержать улыбки Дмитрий Иванович.

– Далеко не заплываем, – продолжает убеждать прыгун.

Это всё здорово, но как объяснить, что порой в дело вмешивается случай? Что одна несчастная секунда может полностью изменить жизнь на долгие-долгие годы?

– Берегите себя, – это всё, что получается из себя выдавить.

– Спасибо за заботу, честно. Мы тоже смотрим статистику, поэтому стараемся аккуратно, – подытоживает прыгун.

– А вообще у вас красивый катер!

Грустно улыбаюсь в ответ. Катер действительно красивый. И дай Бог, чтобы он никогда не мчался вам на помощь.

Мы даже не успеваем толком отплыть, как на этот же мыс приходит семья с двумя детьми. С совсем маленькими детьми…

– Ну не можем же мы поставить запрещающие таблички на каждом квадратном метре! Не в каменном веке живём! – негодует Ольга Александровна. Но, как ни печально признавать, у большинства наших граждан сознание на уровне: всё, что не запрещено, – разрешено.

Дальше по курсу протока Волотова. И это просто вишенка на торте. Группы отдыхающих буквально на каждом шагу. Прямо на середине реки купается пара. Честное слово, на середине, нам даже не приходится к берегу подплывать.

– Смотрите лучше за своими детьми. Здесь все купаются, – начинает грубить мужчина.

– Вы настолько уверены в своих силах?

– Ну конечно, уверены. В спортивные школы ходили, нормативы сдавали, – перечисляет женщина.

– Но дети, которые сидят на берегу, не знают о вашем спортивном прошлом, – замечает Ольга Александровна. – И по вашему примеру тоже поплывут на середину реки. Только спасать их будет некому.

– Каждый должен рассчитывать на себя, – довольно сурово заявляет гомельчанка.

Мы ж вроде не дикари. А как же социальная ответственность? Да, это чужие дети, но они ведь дети. Наивные, несмышлёные, бесстрашные…

Мы ещё долго общаемся с парой. Пытаемся убедить, достучаться, но всё бесполезно.

– Слушайте, за 63 года ещё ничего не случилось. Вам учиться и учиться. Факультет физической культуры заканчивали? – раздражённо бросает мужчина.

– Я кандидат в мастера спорта по плаванию, – спокойно отвечает Сергей Медведев и рассказывает историю о тренере по водному поло, который, к сожалению, утонул прямо в бассейне.

– У нас с собой есть булавочка. Она нас спасёт, – убеждена женщина.

– Конечно, это надёжный спасательный круг, – Сергей Анатольевич тяжело вздыхает. – Плавайте, пожалуйста, вдоль берега. Не создавайте проблем в работе водолазов.

Больше добавить нечего. После таких разговоров чувствуешь абсолютную беспомощность. Очень хочется просто махнуть рукой. В конце концов, это ваша жизнь, и вы уже достаточно взрослые, чтобы понимать это. Но спасатели не могут вот так отмахнуться. Не могут потому, что именно они поднимают тела погибших. Они видят боль родственников. Они рискуют собой, ради таких самоуверенных «пловцов», которым море по колено.

Через пару десятков метров на этом же берегу отдыхают ещё две семьи. Свой выбор они объясняют тем, что ближайшие для них водоёмы в ужасном состоянии.

– Вода на озёрах вонючая, грязная, там бомжи и собаки, – делится мнением молодая женщина. – Я ребёнку разрешаю только ножки помочить.

– А как вы оцениваете качество воды? Визуально? – интересуюсь я.

– Конечно.

В здании на Советской тихо плачет специалист городского центра гигиены и эпидемиологии, который еженедельно отбирает пробы воды и проводит лабораторные исследования. Оказывается, есть вот такой вот надёжный метод проверки. Называется «На глаз». И без всяких там колбочек и специальных приборов.

– Если вдруг случится нестандартная ситуация, куда будете обращаться? – снова задаёт вопрос Ольга Доценко.

– В 101, – отвечает мужчина.

– Запомните ещё один номер: 50-00-33, – проговаривает Сергей Анатольевич. – Это телефон ближайшей спасательной станции, которая находится на набережной.

Гомельчанин и впрямь вбивает номер в свой смартфон. Мужчина соглашается: конечно, безопасность должна быть превыше всего. Мы прощаемся на хорошей ноте.

– Подождите, а почему бы не обустроить пляж и в этом месте? – спрашивает вдогонку женщина.

– Вы же понимаете, что каждый кусочек берега оборудовать под пляж просто невозможно. Вы хотите здесь, кто-то через 100 метров. Нельзя сделать пляж под балконом у каждого, – поясняет Ольга Александровна. – В нашем районе есть пять мест, предназначенных для купания. Пожалуйста, выбирайте их. И берегите себя…

По оперативным данным ОСВОДа с 21 по 28 июня в Гомельской области при купании погибло пять человек, в том числе трое несовершеннолетних. Спасено 12 человек.

Метки: