В Гомеле более года не утихает конфликт вокруг полета в Турцию. Предпринимательница потеряла около 5 тысяч рублей

25.10.2019 в 10:55
Роман Вежновец, "Правда Гомель"

В подробности поучительной истории вникал корреспондент «Гомельскай праўды».

Что случилось?

В редакцию газеты обратилась предпринимательница из областного центра. Наталья Кравцова (все имена и фамилии изменены) — бывший педагог, проработала в одной из школ Гомеля более 30 лет, затем вышла на льготную пенсию и занялась туристическим бизнесом.

Наталья отправляет на отдых людей уже семь лет, но такой вопиющий случай, уверяет, произошел впервые. Гомельчанка считает, что её клиентка Анна Павлова похитила обе копии договора, намеренно проигнорировала поездку в Турцию, да ещё и выставила её мошенницей. В результате Кравцова потеряла около пяти тысяч рублей. Однако Павлова уверяет, что это ИП перепутала даты отъезда.

Позиция предпринимательницы

Наталья Кравцова:

— 20 июля 2018 года ко мне обратилась выпускница школы, в которой я работала, Анна Павлова. Она с матерью и ребенком собиралась на море — с 17 августа. Я предложила ей горящий тур по цене вдвое дешевле, но при условии, что вылет будет 27 июля. Пошла навстречу, хотя мой заработок напрямую зависит от стоимости поездки. Для тех, кто не знаком с туристическим бизнесом, поясню: цены на авиабилеты периодически снижают для того, чтобы быстрее укомплектовать самолет. Так и происходит удешевление всего тура. К тому же отель, предложенный Павловой, был не премиальный. Например, без ЖК-телевизоров. Но номера чистые. Клиентка посоветовалась с ма­терью, посмотрела отзывы и согласилась. В итоге мы забронировали дату (27 июля) и подписали договор.

По его условиям Анна должна была внести 1000 рублей (30% от стоимости поездки) сразу, а оставшуюся сумму — не позд­нее 26 июля. Однако для под­тверждения брони клиентке не хватало 100 рублей. Тогда я одолжила ей эту сумму. Павлова пообещала приехать на следующий день и все вернуть.

Правда, Анна попросила второй экземпляр договора, чтобы что-то сверить. Получив его на руки, сказала, что ей нужно позвонить, вышла из помещения и не вернулась. В кабинете я находилась не одна: рядом были моя сестра (работаем в одном офисе) и еще один клиент. Оба видели сложившуюся ситуацию.

В тот же день, когда я была уже дома, Анна позвонила мне. По телефону сообщила, что их семью не устраивает отель и его нужно срочно заменить. Иначе она не вернет договор и долг. Практически всю ночь я с партнерами подыскивала новый вариант размещения. Времени для маневров в таких случаях практически нет: тур горящий и сроки довольно сжатые.
Согласовали подходящий отель мы глубокой ночью. Кстати, на этом этапе цена тура выросла практически на 600 долларов.

На следующий день, в субботу, а также в воскресенье Анна в офисе не появилась. По телефону я напоминала клиентке о том, что необходимо подписать дополнительное соглашение. Пыталась понять, почему она не привозит деньги, не возвращает договор и долг. Анна уверяла, что оплатит в четверг, 26 июля, как указано в договоре.

Однако и это обещание Павлова не сдержала. Более того, заявила, что передумала куда-либо ехать. Отказ от тура равнялся полной потере наших денег: к тому моменту я внесла оставшуюся сумму из собственного кармана (по договоренности с туроператором для оплаты есть два-три календарных дня после под­тверждения брони). Я попросила Анну написать письменный отказ, чтобы я могла продать тур другому клиенту. Разумеется, с большой скидкой, но вернуть таким образом хотя бы какие-то деньги. Однако Павлова отказалась, и самолет улетел без трех пассажиров.

Через некоторое время Анна со своим мужем пришла в офис и стала требовать жалобную книгу. Она написала заявление с просьбой вернуть ей 1000 рублей. Клиентка уверяла, что я перепутала даты, а после обратилась в суд. Фемида приняла ее сторону, ведь договора на руках у меня не было. При этом Анна откровенно врала, говорила, что никакие документы не подписывала. Но я не могу пробивать чек без договора. И как объяснить то, что Павлова вдруг резко изменила даты страховки (изначально оформила ее с 27 июля). Да и согласно запросу по месту работы, ее заявление на отпуск с 17 августа отсутст­вует. Показания свидетелей не учитывались: сестра — мой близкий родственник, а клиент (который был в кабинете) выпускник школы, знает меня. Я попала в крайне неприятную ситуацию: получается, любой может выхватить у меня договор, убежать и будет прав? Мой суммарный ущерб составил около пяти тысяч белорусских рублей.

К тому же Анна написала отзыв в интернете, где назвала меня мошенницей. Я подавала заявление в милицию о хищении договора, клевете и служебном подлоге, писала жалобы. Но подвижек нет. Считаю, что причина в ее влиятельных родственниках.

Сторона клиентки

Анна Павлова:

— Я обратилась за путевкой в июле 2018 года по рекомендации знакомых. Хотела в августе полететь с мамой и маленькой дочерью в Турцию из Гомеля. Позвонила Наталье и рассказала о своих предпочтениях, попросила подобрать мне несколько вариантов. В офисе Наталья стала активно предлагать пятизвездочный отель, говорила о хорошем месте, заманчивой цене, показала несколько общих фото и просила быстрее определиться. Я согласилась и внесла предоплату в 1000 рублей. Кравцова пересчитала деньги, дала мне кассовый чек, а как только начала оформлять договор, пришла какая-то женщина и сказала, что здание закрывается и нужно освободить помещение. Наталья предложила подписать договор в другой день.

Как только пришла домой, поняла, что отель, который мне предложили, — ужасен. В отзывах писали: «Место опасно для жизни», «В отеле царит полная антисанитария, что приводит к массовым отравлениям». Естественно, после такого я решила отказаться. О чем и сообщила Кравцовой, у которой в тот момент не было доступа к компьютеру.

Ночью мы согласовали выбранный мной отель и договорились, что Наталья позвонит и скажет, когда мне подъехать в офис. Больше по телефону мы с ней не общались, была только переписка в «Вайбере» по поводу страховки и копий паспортов.

Я ждала, когда мы подпишем документы, когда мне все объяснят, но этого так и не по­следовало. Зато 27 июля Кравцова около часа ночи написала сообщение о том, что сегодня в 12.00 у нас вылет. Но я никак не могла улететь в это время, по­скольку отпуск планировала с 17 августа. На следующий день мы с мужем поехали в офис возвращать деньги, однако Наталья в этом отказала. Мы подали иск в суд.

Поймите, никакого договора между нами не было, а ситуация очевидна: Наталья Кравцова просто-напросто ошиблась и забронировала не ту дату. И в суде это доказано. Есть ощущение, что Наталья не может смириться с решением и просто хочет отравить мне жизнь: больше года пишет заявления во все инстанции. И, как я понимаю, везде она получает отрицательные ответы, но это не снимает с меня постоянного напряжения. Более того, она неоднократно писала обращения по месту моей работы. Мне пришлось уволиться.

Как подобного избежать

В юридической консультации Центрального района Гомеля пояснили, что если у вас похитили договор, единст­венное верное решение — незамедлительно обратиться в милицию. Помогут любые доказательства: письменные пометки клиента, показания свидетелей, записи камер видеонаблюдения, прочее. Правоохранители их учтут и проведут проверку.

Нужно понимать, что договор фиксирует обязательства сторон, поэтому стоит не только внимательно читать документы, которые вы подписываете, но и обеспечивать их сохранность. В случае утери доказать, что документы существовали, будет непросто, поскольку суд опирается только на факты и доказательства.

Метки:

Обсуждение