Наши за границей. Израиль: пенсионеры под крылом государства, дорогое жильё и декрет 3 месяца

Наши за границей. Израиль: пенсионеры под крылом государства, дорогое жильё и декрет 3 месяца

21.10.2018 в 18:09
Елена Ударцева, "Свабоднае слова", фото из архива семьи Сухачёвых

После сказочной истории любви нашей землячки и египтянина перенесёмся из Африки на Ближний Восток. С какими трудностями сталкиваются мигранты в Израиле, действуют ли в стране белорусские дипломы и под какой процент можно взять ссуду на жильё?

Счастливы вместе: 4 поколения семьи Сухачёвых предпочитают отдыхать всей семьёй

Об этом и многом другом нашим читателям рассказали супруги Нина и Андрей Сухачёвы, которые 17 лет назад оставили родной Рогачёв и вслед за мамой Андрея уехали в 40-тысячный город Нацрат-Иллит, или Верхний Назарет.

Языковой барьер и жилищный вопрос

Самым сложным сразу был языковой барьер. Кому как, конечно, но нам было тяжело. А вот детям легко даётся. Когда мы переехали, нашей дочери Насте было 14 лет. Она на лету схватывала. Пошла в школу, при школе учила иврит, на нём преподавали все предметы. Сейчас у неё несколько высших образований.

Если есть постоянное общение, знания быстро усваиваются, начинаешь понимать и говорить на иврите. Или приходится идти в ульпаны – школы, где изучают этот язык. Чтобы устроиться на работу, никакие сертификаты не нужны, просто проходишь собеседование. В нашем городе вообще почти все русскоговорящие. В банках, больничных кассах работники говорят и на иврите, и на русском, и на арабском языках – удобно. Арабов много сейчас. Когда только приехали, было намного меньше. У нас кругом арабские деревни, молодёжь перебирается в город.

Вообще в Израиле самое дорогое – это квартиры, недвижимость. Чуть больше полугода мы получали пособие. Как только ты сошёл с трапа самолёта, сразу начинает помогать государство. Пока ходишь в ульпан, устраиваешься, выделяют деньги на жильё и питание. А потом уже сами…
Жильё мы купили в течение года. Тут всё просто: бери ссуду и покупай. Мы взяли под 8%. Сейчас немного сложнее, нужен первоначальный взнос, а раньше было почти 100%-ное покрытие. Кредит даётся на 22–30 лет.

Плату за жилищно-коммунальные услуги мы вносим не каждый месяц, а раз в два месяца. Можно и по очереди оплачивать: один месяц – электроэнергию, другой – арнону, земельный налог. Все постройки, всё, что накрыто черепицей, входит в плату. Так, если человек получает 2000 долларов (в среднем), то платит за свет 100 долларов и 200 – арнону.

К примеру, 4-комнатная квартира площадью 100 квадратных метров стоит около 250 000 долларов. Это в нашем районе, на периферии, а в центре обойдётся в 3 раза дороже. Есть и социальное жильё, которое можно выкупить, если не ошибаемся, через 3 года. Получается намного дешевле, чем просто купить. Государство даёт его матерям-одиночкам, пенсионерам.

Работа и жизнь на пенсии

Легко ли на работу устроиться? Скажем так: кто хочет, тот работает! Как и везде, в принципе. Безработных мало, за всё ведь нужно платить. Мы работаем на небольших заводах. Весь Израиль в них, но тут и 10 человек – уже завод. На заводе, где работает Нина, трудятся 3 араба, а все осталь-ные – русские. К слову, хозяева тоже приезжие, из Украины перебрались лет 17 назад. Широко распространена частная собственность, только военные заводы принадлежат исключительно государству.

Пенсионеров (с 67 лет мужчины и с 64 лет женщины) у нас любят и уважают. Пожилые люди платят за проезд лишь 50%, такая же «скидка» на электричество, а арнону пенсионеры и вовсе не платят. Большие ли пенсии? Местные жители получают очень хорошие деньги, потому что они заработали. А приезжим, особенно тем, кто прибыл в возрасте, выплачивают пенсионный минимум, приблизительно 1000 долларов. На жизнь хватает. Всё доступно – и продукты, и одежда.

Туристов в Израиле очень много. Немало красивых храмов. Религиозных столкновений в нашем городе нет, во всяком случае, мы о них не слышали. Арабо-израильский конфликт мы тоже не ощущаем в своей жизни, слава богу. Воюют, но где-то там, далеко. Из Сирии привозили в госпиталь раненых, но мигрантов из этой страны нет.

Как местные жители относятся к приезжим? Есть разные люди, как и везде. О новых соседях судят по их делам. В общем здесь всем рады – Восток! (Улыбаются.)

И у нас есть возможность путешествовать. Уже побывали в Праге, Дрездене, Питере. И собственно по Израилю ездим, здесь очень много красивых мест. В Беларуси, к сожалению, были лет 10 назад. Но с родными в скайпе почти каждый день общаемся – сейчас в этом плане удобно.

Бесплатная медицина и платное образование

Израильская медицина – одна из лучших в мире. Бесплатная, платим только не очень большой медицинский налог, сумма зависит от зарплаты. Единственное, стоматология платная, потому что в основном частная.

Образование платное. Сады до 3 лет – частные или субсидированные, они очень дорогие, есть и по 300 долларов в месяц. Декретный отпуск здесь короткий, до 3 месяцев. Можно и позже выходить, но потеряешь работу. И перед родами не уходят, как в Беларуси, работают до последнего.
Многие, кто получал профессию на родине, здесь работают не по специальности. Но наши дипломы действуют, только подтверждать нужно. Адвокаты, учителя, врачи (многие с постсоветского пространства) часто досконально изучают язык и продолжают работать по специальности.

Много льгот даёт армия, в частности при поступлении и при устройстве на работу. Например, армия оплачивает год учёбы, а это немалые деньги. Служба не обязательна, но все хотят туда попасть. Наша дочь служила в военной полиции год и 8 месяцев. Её не брали, она была очень худенькой, но Настя настояла. Каждый день дома была. Только боевые части на месте оставались, а так солдаты на выходные приходят домой с автоматами.

Кстати, здесь нет формально принятой Конституции. Какой главный правовой документ? Есть Свод основных законов, их мы и придерживаемся.

Наши за границей. Израиль: пенсионеры под крылом государства, дорогое жильё и декрет 3 месяца

Озеро Кинерет. Пусть израильские пейзажи иногда и красочнее белорусских,
но рогачёвцы из Нацрат-Иллита всё же порой скучают по родной природе

Немного о природе и кухне

Кухня, конечно, отличается от белорусской, но мы дома всё равно готовим в основном «своё». Так сказать, как привыкли, так и едим. А дочка уже израильские блюда готовит. Если же нам чего-то местного захочется, идём в ресторанчик. Там большой выбор, мясные блюда и выпечка очень вкусные! И уж если кладут, то кладут! (Смеются.) Блюда большие и сытные. Одной порции двоим хватает.

В нашем городе всё спокойно, солнце село – время для прогулок, вечером жизнь начинается. Много освещения: светло, как днём. В Израиле всегда лето, а зима – это 3 месяца дождей. Но они такие сильные, проливные, зонтик не всегда поможет. Иногда скучаем по Беларуси, по её природе…

Перепечатка текста и фотографий slova.by запрещена без разрешения редакции.

Обсуждение