Звучит скорбный звон по огромной человеческой и культурной утрате Гомеля – смерти выдающегося гомельского скульптора Вячеслава Долгова.
Жена потеряла мужа, дети – отца… А город?
Множество его скульптур украшает наш областной центр: всем известный клоун Карандаш с собачкой Кляксой, «первый гомельчанин» с рысью на лодке, пассажир на чемодане у вокзала, мечтательный шарманщик, Ванька-встанька, Мария и Иисус, князь с борзыми и многие другие чудесные произведения в металле, гипсе и силумине живут с гомельчанами одной жизнью.
Словно закодированным заветом Вячеслава Карповича потомкам станет новая скульптура «Бегущий пассажир», что должна появиться весной возле автобусного вокзала. После ухода из жизни своего создателя, возможно, по-новому раскроется лирическая тема юноши, спешащего к автобусу на свою малую родину, и его непомерной ноши: битком набитого рюкзака, чемодана с отрывающейся ручкой, корзины с выползающим наружу котом, с гимнастическим кругом через плечо – символом житейской круговерти…
Семья – важная ячейка общества? Да, намекает нам скульптор. Конечно, бывает тяжеловато, но без неё совсем никак. Вот и тянет «Бегущий пассажир» изо всех сил домой, в семью, «городские штучки»: резиновые коврики, обруч для осиной талии, шипучий экзотический напиток, разодетую куклу… При этом, как рассказывал автор композиции Вячеслав Долгов, билет-то прилип к подошве ботинка! Застыла на одной ноге фигура из тяжелой бронзы. Застыло выражение весёлой озабоченности на лице нашего героя, выпадает и всё никак не выпадет кукла из-под мышки; и теперь не он, а мы проносимся мимо по своим делам… Вот и понимай, как хочешь, эту формулу счастливой жизни, оставленную художником в наследство городу…
Вячеслав Долгов – уроженец Гомеля, овладел профессией скульптора в Абрамцевском художественно-промышленном училище и Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. Кстати, в нём Долгов учился у супруги нашего великого земляка Евсея Моисеенко – Валентины Рыбалко; жил и работал в Гомеле. Труженик, каких поискать! Изо дня в день, в любую погоду мял специальный пластилин, создавая варианты будущих гомельских героев. Какие красавицы борзые из твёрдого пластичного материала трусили лёгкой походкой в мастерской художника перед тем, как утвердиться на постоянном месте городского ландшафта! Кажется, пар идёт из узких морд собак, слегка запыхавшихся от пробежки. Кольца длинной шерсти пружинят на вздымающихся боках. А тонкие когтистые лапки застыли в изящном танцевальном пируэте… Спустя некоторое время бронзовые борзые вместе со своим хозяином в сюртуке и цилиндре стали очень популярным «прогуливающимся» трио на набережной Сожа в любимом и прекрасном городском парке.
После ухода Вячеслава Долгова осталось более 30 больших и малых произведений в пластике, добавляющих Гомельщине привлекательности и шарма.
«…Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе!» – пожалуй, каждый взрослый человек узнает великие слова писателя Эрнеста Хемингуэя, завещанные потомкам в одноимённом романе. Трудно и больно расставаться с людьми, которым посчастливилось послужить обществу, подарить нашему городу частицу себя, своего человеколюбия и жизнелюбия, запечатлённого в прочном материале на века.
Дин-дон, дин-дон, дин-дин…