Квартиру Валентины Шнидко по улице Трудовой залили водой соседи сверху. И более пяти месяцев 80-летняя горожанка проживала подобно беженке, лавируя между коробок с вещами по комнате.
«Примерно через три месяца»
В общем-то, в случившемся нет ничего необычного. К сожалению, никто из нас не застрахован от затопления квартиры соседями сверху. По самым разным причинам – включили воду и забыли…, сорвался кран, лопнула труба и другим. Коммунальными службами разработан алгоритм разрешения таких ситуаций: потерпевший вызывает специалиста из ЖЭУ, который помогает оценить ущерб, составить необходимый акт и предъявить виновному для компенсации убытков. Если же тот отказывается это сделать, спор разрешается в суде.
Повторимся опять же. Ситуации возникают разные. Бывает и так, что из-за сложного финансового положения виновник случившегося не может сразу устранить нанесённый ущерб. В таком случае можно немного и подождать, правда? Но здесь совсем другой случай: хозяин квартиры сверху является индивидуальным предпринимателем и, по словам соседей, вполне платежеспособен. В частности, квартира, из которой ливнем из-за неисправности в соединении полотенцесушителя пролилась вода на второй и первый этажи, используется в качестве мини-отеля – сдаётся на сутки. Так что, наверное, человек вполне в состоянии без проволочек сделать ремонт в квартире одинокой женщины? Но разрешение ситуации затянулось…
Валентина Андреевна пришла в редакцию за помощью, поделившись, что свой 80-летний юбилей 1 марта ей пришлось встречать с залитыми потолком и стенами в прихожей и ванной комнате. Возникла необходимость в передвижении шкафа-купе из коридора в комнату, в результате чего тот был повреждён. Вещи, которые пришлось из него достать, лежат повсюду в коробках, и хозяйка уже и загадывать не решается, когда в её квартире снова станет уютно.
В своём письме она кратко описала ситуацию: «25 октября 2020 года меня затопил сосед с третьего этажа из квартиры № 9, гражданин Мороз Ю. С., индивидуальный предприниматель, сдающий квартиру на сутки. У меня были залиты потолок в ванной и прихожей, стены и полы. Вода просочилась через полы и по стенам дошла до первого этажа. Через неделю мы встретились с виновным (на момент происшествия его не было в городе. – Прим. редакции) и договорились, что он произведёт ремонт квартиры после того, как она подсохнет. Примерно через три месяца».
«Буду искать справедливость через суд…»
Проживание в сырой квартире хозяйке, находящейся в солидном возрасте, не прошло даром. Сначала, по её рассказу, у неё появилась аллергия, затем она заболела воспалением лёгких. Состояние оказалось настолько сложным, что пришлось лечь в больницу в микрорайоне Костюковка. Весь декабрь 2020-го и январь 2021-го Валентина Андреевна болела. После выписки из больницы и вынужденного карантина она снова позвонила предпринимателю и попросила приступить к ремонту. Тот пообещал прислать мастера. Действительно, приходящий на несколько часов специалист начал медленно наводить порядок. Настолько медленно, что подобный ремонт вполне можно назвать «вялотекущим». Не увидела Валентина Андреевна энтузиазма со стороны предпринимателя и желания скорее сделать так, как было прежде. У хозяйки-то и обои в прихожей были хорошего качества, и линолеум. Предоставить именно такой материал Юрий Мороз не соглашался. На другой же вариант добро не давала хозяйка.
С обращением Валентины Андреевны редакция газеты познакомила администрацию Центрального района, КЖРЭУП «Центральное». Обследовав квартиру, сформированная комиссия пришла к заключению: «Ущерб от залития квартиры № 5 должен возмещаться за счёт собственника вышерасположенной квартиры № 9 Мороза». И напомнили о действующем законодательстве: «Граждане обязаны возмещать ущерб, причинённый помещениям других граждан при осуществлении права владения и пользования жилыми помещениями в соответствии с подп. 7.11 п.7 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений, утверждённых постановлением Совета Министров от 21.05.2013 г. № 399 (далее – Правила), ст. 26 Жилищного кодекса Республики Беларусь. В соответствии с п. 14 Правил в случае возникновения спора по вопросам компенсации стоимости ремонтно-строительных работ и возмещению вреда имуществу спор разрешается в судебном порядке».
Устав от затянувшейся истории, Валентина Андреевна согласилась принять от предпринимателя деньги за испорченный линолеум и сама приобрела новый. За свои деньги купила и хорошие обои для коридора. Наняла специалиста, чтобы тот завершил ремонт. Затраченные средства намерена получить от виновника, заявляя:
– Вот так я сама оказалась без вины виноватой. Буду искать справедливость через суд.
Ветеран труда испытывает горечь от того, что энергичный предприниматель отнёсся без почтения к её возрасту, что по его вине ей пришлось столько времени жить в неуютной обстановке.
Кстати, в самом подъезде на стенах до сих пор видны следы от случившегося затопления. Их никто не спешит убрать. Жильцы дома удивляются такому отношению: они за собственные деньги делали несколько лет назад текущий ремонт в доме, и вот снова неухоженный вид. Не по-соседски как-то получается. И не цивилизованно.