В Гомеле мусоропроводы начали заваривать в 1995 году. Две стороны медали всебелорусского эксперимента

В Гомеле мусоропроводы начали заваривать в 1995 году. Две стороны медали всебелорусского эксперимента

29.12.2017 в 05:50
Анастасия Бодрая, Виолетта Дралюк, Аэлита Сюльжина, Александр Мелешенко, "Союз. Беларусь-Россия"

Можно ли жить без мусоропровода в доме? В белорусском Гомеле так живут уже пять лет. Специалисты предприятия «Гомельское городское ЖКХ» вспоминают предысторию столь радикального шага в отношении мусоропроводов.

— Знаете, на что было больше всего жалоб от жильцов? Мыши, крысы и тараканы. А также постоянные засоры и антисанитария. Это первое. Второе — конструкции устарели морально и физически, а значит, стали требовать замены. И третье — самое главное — мусоропроводы никак не вписывались в концепцию раздельного сбора отходов, которая в наше время вышла на первый план.

Были и менее заметные «минусы». В частности, солидные затраты по вывозу мусора. Ведь машина шла не к одной площадке сбора отходов, обслуживающей несколько домов, а к многочисленным подъездам. Опять же территориальным участкам ЖКХ приходилось держать по работнику специально для обслуживания мусоропроводов — больше 80 человек на город. В общем, местные власти все взвесили и пошли на беспрецедентный эксперимент — город без мусоропровода. Вслух удивляюсь мужеству гомельской мэрии:

— Неужели одним махом?

— Как можно? Постепенно. Эксперимент начали еще в 1995 году с Новобелицкого района — самого маленького в городе. Строили контейнерные площадки для твердых бытовых отходов, параллельно закрывали мусоропроводы. Шаг за шагом приучали людей к тому, что пора переходить на более «здоровые» технологии и раздельный сбор отходов.

— И закончили…

— В 2013 году заварили последние мусоропроводы в Железнодорожном районе. Всего на эту дату в Гомеле насчитывалось более 1,1 тысячи многоэтажных домов, оборудованных мусоропроводами, или половина жилфонда.

Отправляюсь в микрорайон Старый аэродром, над которым сам Чкалов летал. Эти кварталы одними из последних перешли на новые рельсы. Вот навстречу мне идет, не спеша, с мусорным пакетом в руке бабушка. Метрах в двадцати — контейнерная площадка, на которой выстроились емкости разного предназначения — для пищевых отходов, полимеров, металла, текстиля и бумаги, стекла. Осторожно интересуюсь:

— Ну как вам теперь без мусоропровода живется?

— Да забыли уже про него. Сначала неудобно было. А потом — ничего. Хоть тараканы вывелись. Теперь стараюсь так делать: иду в аптеку, магазин, прихватываю с собой мусор. Привыкла.

В микрорайонах новостроек сегодня та же картина. С 2013 года в Гомеле прекратили проектировать и возводить дома с мусоропроводами. Так что местные дошкольники, выросшие в новых кварталах, даже не знают, что это значит: вынести мусор во время рекламной паузы. Занимаю позицию у эстетично огражденной контейнерной площадки цвета темного шоколада (такие теперь по городу строят еще и с навесами), чтобы услышать «общественное мнение». Останавливаю маму с ребенком. Она, как и большинство горожан, — за чистый город:

— Новый дом, в который мы вселялись несколько лет назад, был с мусоропроводом. Но на собрании жильцов сразу решили от него отказаться и заварить. Во–первых, лишние расходы по обслуживанию. Во–вторых, санитарные проблемы. Знаю, так делали очень многие. Теперь же новые дома строят сразу с площадками для евроконтейнеров.

Интересно, какие дивиденды принес городу отказ от мусоропроводов? Тут знающие люди советуют избегать упрощений. На первом месте экологический аспект в ракурсе раздельного сбора отходов. Остальное — потом. Ставлю иначе вопрос перед специалистами городских служб:

— Значит, теперь раздельный сбор отходов бьет в Гомеле рекорды?

— Это смотря с чем сравнивать. В 1995 году, когда начинали эксперимент, у нас и килограмма «раздельного» не было. Нынче за год собрали 5 тысяч тонн. Но и этого мало, если говорить о возможном и желаемом. Приучаем население, перестраиваем психологию. Сколько ушло времени на отказ от мусоропроводов? В общей сложности 18 лет. На осознание важности раздельного сбора отходов, как вы понимаете, тоже нужно время.


По планам Минжилкомхоза к концу 2017 года в стране должны были заварить все мусоропроводы

Это необходимый шаг к раздельному сбору мусора. В регионах этот процесс идет разными темпами: в Гомеле, к примеру, жители многоэтажных домов уже сортируют мусор по специальным контейнерам, а вот витебчане настроены весьма скептично.

Контейнерные площадки превращаются в обычные свалки

Две недели назад жильцы дома № 7, корпус 1 по улице Гагарина увидели в подъездах извещение о заваривании мусоропровода и тут же взбунтовались: а зачем это? 

— Я против контейнеров. Живу на девятом этаже и каждое утро двоих детей вожу за руку в школу, — рассказывает Наталья Ляликова из 155-й квартиры. — Пакеты для мусора тонкие и могут разорваться в любой момент. Пока доеду до первого этажа, он может лопнуть, и все содержимое останется в лифте — никто это поднимать не станет. Да и дома ставить отдельно четыре мусорки не смогу, для этого просто нет места. 

Чтобы заварить мусоропровод, нужно получить согласие большинства жильцов дома. Голосование идет на предварительных собраниях, и чаще всего люди высказывают опасение, что контейнерные площадки превратятся в обычные свалки. Первую петицию против заваривания уже подписали, рассказывает председатель товарищества собственников Анатолий Кравчинский: 

Анатолий Кравчинский: «Люди голосуют против заваривания мусоропроводов»

— У наших людей менталитет не такой! Зачем нужно это закрытие? Где вы видели, чтобы кто-то занимался сортировкой отходов? Будет так: побросают все в один бак, а потом «Спецавтобаза» возьмет да и откажется мусор вывозить. А при сильном ветре пакеты и бумага разлетаются по всей дворовой территории. А сколько раз я наблюдал, как возле баков играют дети! 

На сегодня в Витебской области всего 8,1 процента жилых домов с заваренными мусоропроводами. Трехлетний план выполнен лишь на 5,6 процента. Недавно проблему обсуждали на заседании облисполкома — согласно результатам проведенных мониторингов граждане не готовы перейти на раздельный сбор мусора. Именно поэтому, пояснил председатель комитета по архитектуре и строительству облисполкома Игорь Исаченко, все жилые дома, которые строятся и планируются к возведению в регионе, пока оснащены мусоропроводами. Прежде чем назначить точную дату прощания с мусоропроводами, в области нужно подготовить сотни контейнерных площадок и провести агитацию среди жильцов. 

Невероятно сложно контролировать и сортировать твердые бытовые отходы (ТБО), которые попадают в мусоропроводы в жилых секторах. В обычное мусорное ведро вместе с бумагой, пластмассой выбрасываются очистки, стекло, батарейки… Из-за этого многие вредные вещества попадают в воду и почву. К недостаткам мусоропроводов можно отнести и сопутствующую антисанитарию. Поэтому так важно постепенно перейти на раздельный сбор мусора, говорит начальник отдела инвестиций и коммунального хозяйства управления ЖКХ Светлана Лятяга: 

— К нам нередко поступают звонки, особенно от людей, живущих в старых домах. Просят заварить мусоропроводы, так как они часто забиваются и разносят неприятные запахи. Первичная сортировка поможет не только позаботиться о санитарном состоянии подъездов, но и позволит вывозить все отходы с минимальными затратами для населения. Сказать, насколько это выгоднее, пока невозможно: для этого необходимо внедрить и наладить всю систему сбора. 

Ближайший завод по переработке твердых коммунальных отходов находится в Новополоцке — почти 130 км от Витебска. Поэтому в областном центре отсортировывать и продавать макулатуру, стекло и пластмассу пока не выгодно. По словам Светланы Лятяги, ведутся переговоры с инвесторами о строительстве такого завода в Витебске. Также нет пока в регионе специализированных двухконтейнерных или четырехконтейнерных мусоровозов, в которые отдельно собираются перерабатываемые и неперерабатываемые отходы. Весь мусор из контейнеров для раздельного сбора сгружают в обычную машину, которая доставляет его на сортировочную линию «Спецавтобазы». Здесь еще раз вручную отделяется все ненужное, а остальное прессуется,  рассказывает начальник участка по заготовке, сортировке и перерабатыванию вторичных материальных ресурсов Алеся Бордукова:

— Более половины мусора в специализированных контейнерах — пластик и стекло, но люди бросают туда и памперсы, и овощные очистки. Выгружая контейнеры для бумаги, бывает, натыкаемся на лобовое или оконное стекло — это плохо, так как оно может повредить сортировочную ленту. 

Вторичное сырье пользуется спросом у перерабатывающих заводов и фабрик, по городу организованы приемные пункты, многое закупается напрямую у населения. В день вывозится две-три машины отсортированного сырья на бумажную фабрику в Чашниках, на заводы в Могилеве, а также в ГО «Белресурсы». Ясно, что переработка позволяет меньше использовать природных ресурсов в производстве, но у жильцов пока нет ни условий, ни стимулов заниматься сортировкой мусора.  

Мнение эксперта 

Валерий Юденков, заместитель начальника отдела Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— Раздельный сбор мусора важен для окружающей среды. Уменьшается количество затраченного времени на очистку отходов. Сортировка позволяет получить незагрязненные материалы. Часто бывает, что макулатура в общих баках из-за влажности или другого мусора уже не пригодна для вторсырья. При правильном использовании контейнеров в перспективе уменьшится и количество твердых отходов для захоронения на полигоне. Особенно это касается такого вида мусора, который приносит вред, — целлофана, пластмассы, пластика, электротехнического оборудования. Ведь даже при специальном захоронении этих материалов выделяется парниковый газ, остается риск, что вредные и ядовитые вещества могут попасть в грунтовые воды.

А как у соседей?

В Москве и Московской области ситуация с мусоропроводами двоякая — с одной стороны, от них постепенно отказываются не только сами жильцы, но и застройщики, а с другой — в большинстве домов их по–прежнему используют.

К примеру, один крупный подмосковный застройщик устанавливает экобоксы для сбора ртутьсодеращих ламп, градусников и батареек. За год объем сбора опасных отходов вырос в три раза. Фото: Аркадий Колыбалов

Сказать, сколько домов за последние годы отказались от мусоропроводов в российской столице, трудно — такую статистику никто не ведет, а решения об отказе принимаются на общедомовых собраниях. В любом случае таких домов уже сотни, и с каждым годом их число растет, что подтверждает и большинство строительных компаний.

В ассоциации застройщиков Подмосковья «СОЮЗу» рассказали, что местный тренд вполне отвечает общемировому — в новых жилых комплексах нередко мусоропроводы заменяют мусорные камеры рядом с входом в подъезд или обычные баки во дворах. Иногда, впрочем, внедряют и систему раздельного сбора мусора или хотя бы ее элементы.

Один из крупнейших подмосковных застройщиков, к примеру, устанавливает в своих жилых комплексах экобоксы для сбора ртутьсодержащих ламп, градусников и батареек. «Статистика показывает, что всего за год их эксплуатации объем сбора опасных отходов вырос в три раза, — говорит директор по информационной политике и PR–компании Яна Максимова. — При этом объем одного бокса составляет 0,25 куб. м, что позволяет утилизировать до 350 энергосберегающих ламп и до 30 кг батареек ежемесячно».

Одна безобидная с виду батарейка, напомним, способна отравить до 20 кубометров почвы, а разлагаться она будет до сотни лет. Впрочем, массового перехода на новые способы сбора отходов в Московском регионе нет — это скорее единичные случаи.

Директор по стратегическому развитию российской финансово–строительной корпорации Павел Брызгалов говорит, что отказ от мусоропроводов характерен прежде всего для жилых домов бизнес–класса и выше. «В таких проектах могут быть предусмотрены специальные комнаты для сбора мусора. В высотных домах иногда используют двуствольную систему с уловителями мусора, которые замедляют его падение», — объясняет он.

Но в проектах комфорт–класса, которые реализует компания, мусоропроводы есть везде. «Мы провели опрос среди клиентов, и 66% высказались за то, чтобы в их будущем доме был мусоропровод, — объясняет это Брызгалов. — Выбрасывать мусор в контейнеры во дворах планируют всего 21%, а комнаты для сбора мусора на этаже пока пользуются наименьшей популярностью».

В то же время жильцы московских новостроек рассказывают, что после заселения домов мусоропроводы в них нередко остаются заблокированными. Сначала управляющие компании опасаются, что массово делающие ремонты новоселы станут выбрасывать туда негабаритный мусор. А потом и сами жители начинают задумываться — нужны ли им неприятный запах, шум, крысы и тараканы, которые зачастую становятся спутниками мусоропроводов.

Примерно такой ход мыслей был и у жителей дома номер 34 на Филевском бульваре в Москве — в этой и двух соседних панельных 17–этажках мусоропроводы заварены. Председатель товарищества собственников жилья «Фили–4» Лариса Пушкина говорит, что в их доме от мусоропроводов отказались сразу после заселения в 1999 году — ими вообще не стали пользоваться. «За прошедшие годы никто из жильцов это решение не пытался оспорить», — добавляет она.

Что касается финансовой стороны вопроса, то по городскому тарифу на содержание жилья мусоропровод в Москве обходится в 2,09 рубля с каждого квадратного метра общей площади квартиры. Соответственно, владельцы 50–метровых апартаментов ежемесячно платят больше сотни рублей. Причем управляющие компании нередко по согласованию с жильцами поднимают тарифы выше муниципальных, и тогда мусоропровод вполне может стать «золотым» — нередки случаи, когда с каждой квартиры в доме на его содержание ежегодно тратится по 2,5 тысячи рублей и более.

Известны и неоднократные случаи, когда управляющие компании продолжают начислять плату за пользование мусоропроводом даже после его блокировки. Например, в московском районе Фили–Давыдково жилищные инспекторы помогли жителям 24–этажного дома решить именно такую проблему. Там собственники 138 квартир заплатили за неработающий мусоропровод 787 тысяч рублей за три года — с них собирали примерно по 2,5 рубля с квадратного метра. Деньги в итоге вернули, но сил это потребовало немалых.

В ТЕМУ

В Беларуси ежегодно образуется более 4 млн тонн твердых коммунальных отходов, четверть — в Минске. Удается извлечь и использовать менее 16%. Остальное идет на полигоны для отходов. Этой осенью закрыли крупнейший в Минске полигон «Северный» с опозданием на 11 лет. Теперь будут рекультивировать: покроют грунтом, посеют траву и кустарники. Но это не решает проблему в принципе. Городские отходы «поехали» на другой полигон — «Тростенецкий». Несколько мусоросортировочных заводов пока не спасают ситуацию. Но проблема решается.

Этим летом в Беларуси принята Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами до 2035 года. Ее цель — извлечь и вернуть в оборот не менее 40% вторсырья. Процесс уже пошел. Белорусов активно стимулируют отказаться от мусоропроводов, складировать отходы на специальные площадки и желательно отсортированными. С этой целью ежегодно ЖЭУ проводят собрания жильцов и с их согласия заваривают до 1000 мусоропроводов в год. Запрета на проектирование домов с мусоропроводами в стране пока нет, однако есть выбор проектов как с мусороприемником, так и без него. С ощутимой экономией до 50–100 тысяч долларов. Еще один стимул — коммунальные тарифы. Недавно в Минске плату за вывоз мусора дифференцировали. Жильцы домов с мусоропроводом будут платить 5,5 рубля за 1 кубометр отходов (примерно 160 российских рублей), или на 40,92 копейки больше, чем сейчас.

А с 2020 года Беларусь планирует введение депозитной или залоговой системы на упаковку. Стеклянные, пластиковые и жестяные банки и бутылки можно будет сдать в приемный автомат — таромат и выручить ориентировочно 20 копеек (примерно 6 российских рублей). Сейчас стеклобой стоит 5 копеек за килограмм. Это меньше, чем талончик на проезд в общественном транспорте. В планах также производство RDF–топлива и извлечение из мусорных свалок биогаза, компостирование и мусоросжигательный завод, который будет построен под Минском.

КСТАТИ

На территории СССР первый дом с мусоропроводом построили в 1938 году во Владивостоке. Этот исторический комплекс, известный под названием «Серая лошадь», ныне одна из достопримечательностей приморского города.

Метки: