Китайские фильтры, криптопроект и угрозы: в Мозыре по делу о финансовой пирамиде заслушали главного обвиняемого

Китайские фильтры, криптопроект и угрозы: в Мозыре по делу о финансовой пирамиде заслушали главного обвиняемого

29.05.2019 в 13:25

В суде Мозырского района продолжаются слушания по уголовному делу о финансовой сети, которой руководил калинковичский предприниматель Виталий Манько. 

От “Элевруса” до “Ирия”  

До начала заседания присутствующим еще раз напомнили о необходимости соблюдать дисциплину. Главный фигурант вошел в зал суда под жидкие аплодисменты. Он с готовностью позировал на камеры, но уже без той лучезарной улыбки, что была на первом заседании. Нужно сказать, с тех пор ряды его группы поддержки заметно поредели. 

Суд заслушал показания всех потерпевших. В частности, те пояснили, что первая презентация финансовой сети «Элеврус» прошла осенью 2015 года в Жлобине. Манько представился всем как юрист, позиционировал себя безусловным лидером, гарантировал стопроцентную сохранность денег. Также обещал, что все вложенные средства не выйдут за пределы Беларуси. При этом не прозвучало ни слова о возможных рисках.

Затем, по словам одной из потерпевших, презентация состоялась в гостинице «Сож» в Гомеле. Она внесла 28 миллионов неденоминированных рублей, передав их лично обвиняемому. Тот принял вклад, не пересчитывая сумму. Никаких документов не выдал.  

К концу ноября 2015 года в общем чате предприниматель сообщил, что собирается открывать новую фирму «Ирий», официально зарегистрированную в Беларуси. По словам потерпевшей, проект планировался как долгосрочный. Уже через полгода вкладчики смогли бы «отбить» свои деньги, а потом зарабатывать на процентах. Трое потерпевших по делу внесли в общем 53 миллиона неденоминированных рублей на закупку… 20 китайских фильтров для воды. От их продажи фирма получила бы прибыль. Фильтры должны были поступить в течение полутора месяцев, но этого не произошло. Когда люди потребовали возврата денег, в их адрес поступили запугивания и угрозы от бизнесмена. 

Не такой уж я и лидер 

В свою очередь обвиняемый на допросе вину отрицал и представил свою версию. Якобы «Элеврус» — международное сообщество, целью которого было инвестирование средств в различные проекты, стартапы, благотворительность. Регистрация на сайте предусматривала заключение договора, который для каждой страны был разным, с привязкой к законодательству. Предприниматель лично участвовал в инвестиционной программе «Криптопроект», проводил семинары и презентации, с целью привлечь как можно больше вкладчиков. При этом Манько заверил суд, что на встречах не позиционировал себя как руководитель или лидер. 

На его расчетный счет поступило от белорусов около 100 миллионов неденоминированных рублей. А чтобы люди понимали, что никакого обмана нет, им еженедельно возвращалась часть от внесенной суммы. На вопросы суда, как обвиняемый регистрировался на сайте, сколько программ взаимопомощи реализовано и денег вложено в благотворительность, ответ был один: “Не помню”. 

К осени 2015-го стало ясно, что реализация криптопроекта застопорилась: привлечение новых вкладчиков и денежные вливания прекратились, выплаты, соответственно, тоже. Внутри сообщества назревал конфликт. 

С декабря 2015 года стартовало новое сообщество — «Ирий» с утвержденным договором и билинговым сайтом. Чтобы проверить его работу, было создано около 50 фейковых личных кабинетов, пояснил обвиняемый. Руководитель “Ирия” в этот раз подстелил соломки: прописал в договоре пункт о возможном риске потерять деньги.

Что касается показаний вкладчиков, Манько заявил: его оклеветали. Деньги на фильтры ему никто не давал, собственно, и фильтры никто не заказывал. Передача денег, о которых говорила потерпевшая, действительно была, но не в упомянутом размере. По словам обвиняемого, деньги предназначались как возврат долга кому-то из российской структуры «Элевруса», в которой потерпевшая была “хранителем”. 

Как ранее сообщалось, обвинения по делу о финансовой пирамиде предъявлены семи фигурантам. Согласно гособвинению, организованной группой руководил Виталий Манько. Доход от незаконной предпринимательской деятельности превысил 588 тысяч деноминированных рублей.

Обсуждение