Гомельские эксперты вычислили белоруса, который изнасиловал женщину почти 5 лет назад

Гомельские эксперты вычислили белоруса, который изнасиловал женщину почти 5 лет назад

22.05.2019 в 18:00
Руслан Пролесковский, "СБ. Беларусь сегодня", фото предоставлено УГКСЭ по Гомельской области

Повторная экспертиза, проведенная в Гомеле, обнаружила следы спермы на одежде потерпевшей. Подтверждена и её принадлежность подозреваемому.

Разглядеть то, что скрыто

Свыше 45 тысяч экспертиз и исследований провели в прошлом году сотрудники управления Государственного комитета судебных экспертиз по Гомельской области.  Это абсолютный рекорд среди региональных подразделений ведомства. Впрочем, не будем о цифрах. Ведь за ними таится самое интересное — готовые сюжеты для детективов.

Начальник УГКСЭ по Гомельской области Иван Сыса начинал службу в прокуратуре, расследовал сотни уголовных дел:

— Уже тогда я поражался, насколько масштабна и многогранна работа экспертов. А при нынешнем уровне прогресса криминалисты и вовсе творят чудеса. Взять, например, преступления прошлых лет, которые раньше считались безнадежными «глухарями». Теперь их раскрытие — повседневная работа экспертов и следователей.

Одна из таких криминальных историй произошла тридцать пять лет назад. В феврале 1984‑го в Гомеле убили таксиста. В машине был изъят след ладони, отпечатавшийся на поверхности, запачканной кровью. Это указывало, что оставлен он убийцей, а не случайным пассажиром. Однако тогда найти преступника не удалось. Улика сработала в 2017‑м благодаря автоматизированной дактилоскопической информационной системе «Дакто‑2000». В ее библиотеке хранятся миллионы дактокарт со следами ладоней.  

Оказалось, что человек, наследивший на месте нераскрытого убийства более тридцати лет назад, недавно осужден за другое преступление.  

Сказать, что развитие генотипоскопических экспертиз шагнуло вперед, — значит, не сказать ничего. Сегодня для проведения сравнительных исследований достаточно микрочастиц биологического материала. 

Недавно в УГКСЭ проведена экспертиза по уголовному делу, переданному из России. История, в которой замешан наш гражданин, случилась в Калуге еще в 2014 году. Мужчину подозревали в изнасиловании, но для обвинения не хватало доказательств. Повторная экспертиза, проведенная в Гомеле, обнаружила следы спермы на одежде потерпевшей. Подтверждена и её принадлежность подозреваемому.

Как изобличили «лунатика»

Только в кино зритель видит картину преступления во всей полноте. В реальной жизни доказательства собирают по крупицам. Иван Сыса приводит пример из собственной практики. В конце 90‑х УБОП задержал бандитов, совершавших вооруженные разбои. Все эпизоды были доказаны. Осталось выявить лидера ОПГ. Брать на себя этот статус, гарантирующий увеличение срока, никто не хотел.

— И мы пришли к выводу о необходимости глубоко изучить личность каждого преступника. Работа колоссальная: опрашивали родственников, знакомых, сокамерников и даже школьных учителей. Их рассказы сопоставляли, все факты проверяли. Все это делалось для того, чтобы назначить психологическую экспертизу и представить достаточное количество материалов. Вопрос ставился так: кто по своим качествам мог, а кто не мог быть главарем банды?

Экспертное заключение у суда сомнений не вызвало. Как и в том, кто был «бригадиром». Хотя во время нападений тот предпочитал, выражаясь тюремным языком, стоять на шухере.

Ещё одна уникальная экспертиза была проведена в деле об убийстве. Рецидивист со стажем утверждал, что зарезал приятеля… во сне. Сам же очнулся с ножом в руке рядом с трупом. Больше ничего не помнит.

К изобличению «лунатика» даже привлекли ученого, занимавшегося исследованиями физиологии сна. Экспертная комиссия убедительно доказала: совершить убийство, не просыпаясь, невозможно. Если, конечно, обвиняемый не злодей из «Кошмара на улице Вязов». 

Следите за словами

В последние годы количество преступлений в Беларуси постоянно уменьшается. Однако уровень нагрузки у сотрудников ведомства остается прежним. Причина парадокса в ежегодном появлении нескольких новых видов экспертиз. Методика их проведения отрабатывается в центральном аппарате. Затем внедряется в регионах.

Дебют 2018 года — лингвистические экспертизы речевых высказываний. Сегодня они проводятся по широкому перечню дел. От оскорблений и клеветы до разжигания розни и действий экстремистского характера. Нередко фигурантами таких историй становятся участники околофутбольного движения. Часть из них, горланя на трибунах речевки, лозунги и песни, не стесняется в выражениях. И наживает проблемы с законом. Но процесс доказывания в таких делах сложнейший — без экспертов тут не обойтись. Они разъясняют значения слов и выражений, расшифровывают сленг, дают трактовку смыслового содержания. Что позволяет принять окончательное решение. 

Незаменимый есть

Новые технологии, на которых во многом зиждется работа экспертов, без работы их не оставят. Не каламбур, но факт.

— Все виды технических экспертиз и их востребованность лишь увеличиваются, — отмечает мой собеседник. — То же касается и степени сложности. Поэтому наши сотрудники обязаны не просто хорошо работать, но постоянно учиться, повышать свой уровень, осваивать смежные специальности.

Изо дня в день растет количество компьютерно‑технических экспертиз и радиоэлектронных устройств. Ведь сегодня компьютер в виде смартфона едва ли не у каждого в кармане. Кстати, родители, желающие узнать, чем занимается их чадо на просторах интернета, могут заказать платную экспертизу.

Впрочем, до каких бы чудес ни дошел прогресс, живого эксперта он не заменит.

Иван Сыса берет со стола увеличительное стекло:

— Раньше следы пальцев на местах происшествий искали с помощью лупы. Сегодня АДИС проводит сравнительный анализ дактокарт, сообщает о совпадениях, выдает возможные варианты. Но и то и другое — лишь инструменты. Только человек может оценивать то, что видит. Только он, исходя из своего опыта, знаний, квалификации, определяет, какие выводы делать. И, разумеется, берет на себя ответственность — машине этого не дано.

КСТАТИ

До конца года в УГКСЭ по Гомельской области создадут так называемую зеленую комнату для детей, которым приходится становиться участниками оперативных, следственных и судебных действий. Для них это сильнейший стресс, который необходимо минимизировать. На базе управления обустроят специальное помещение, в котором с ребенком будет работать лишь психолог. Остальные специалисты смогут наблюдать через монитор в другом кабинете. Такой подход позволяет защитить несовершеннолетнего от травмирующего общения с множеством чужих людей. Аналогичным образом с детьми будут проводиться психологические, психиатрические или комплексные экспертизы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.

Метки: