"Только 1 из 10 горожан помог". Как в Гомеле искали пропавшую дочь русского немца, или Один день из жизни следователя

“Только 1 из 10 горожан помог”. Как в Гомеле искали пропавшую дочь русского немца, или Один день из жизни следователя

16.08.2018 в 14:18
Александр Евсеенко, "Белка", фото: Вячеслав Коломиец

Работа следователя — это не только допросы, очные ставки и оформление мно­гочисленных документов. Каждый, согласно графику, должен выходить на суточные дежурства по городу. В прошлую среду сме­на выпала старшему следователю Гомельского горотдела Следствен­ного комитета Василию Вегеро. На день прикомандированный к нему журналист городского журнала “Белка” узнал специфику таких дежурств.

Василий Вегеро

ВНЕЗАПНО ПРОПАВШАЯ

Получив оружие, Василий Вегеро ещё не успел дойти до кабинета, что­бы, пользуясь утренним затишьем, по­работать с текущими документами, как поступило сообщение — в Советский РОВД обратился гражданин России, потерявший родную дочь.

Выезжаем на место, по пути строя различные предположения происшед­шего. Строит их, правда, только жур­налист, а Василий Владимирович лишь слушает. Иногда кивает головой, повто­ряя сакраментальное сыщицкое «прие­дем — спросим».

На месте узнаём, что гражданин Рос­сии, ингуш по национальности, воз­вращался из Назрани в немецкий Гам­бург, где проживает с семьёй с 2000 го­да. Вместе с ним в автомобиле находи­лись 18-летний сын и 20-летняя дочь. Приехав в Гомель ранним утром, отец с ужасом обнаружил, что дочери, мир­но спавшей на заднем сиденье, на ме­сте нет. Придя в себя после потрясения, он растолкал сына, который лишь рас­терянно пожал плечами. Пришлось об­ратиться за помощью в милицию.

Розыск исчезнувшей девушки по­ручили старшему оперуполномочен­ному отдела уголовного розыска Ле­ониду Коребо. Вскоре к операции, принявшей международные масшта­бы, подключилась и наша следственно-журналистская «бригада».

Первым делом выясняем возмож­ные обстоятельства, при которых де­вушка могла незаметно покинуть ма­шину. Сделать это не просто, посколь­ку от волнения заявитель говорит на малопонятной смеси русского, ингуш­ского и немецкого языков. Сын вооб­ще молчит, не понимает по-русски. Не без труда устанавливаем, что на одной из автозаправок отец отлучался купить чашку кофе. Тогда дочь и могла выйти из машины, оставив в салоне докумен­ты и мобильный телефон. Измотанный же длинной дорогой отец, сев за руль, попросту не заметил «потери бойца».

Но что это за стоянка и где она на­ходится? По словам немецкого ингуша, она расположена где-то за Брянском и принадлежит «Роснефти». Ищем ответ в Интернете — таких заправок на трас­се более 50. Звоним российским колле­гам, те подключаются к поиску.

Мне же бросается в глаза, что с от­цом пропавшей девушки Василий Ве­геро беседует спокойно, иногда с улыб­кой. Причём об обстоятельствах дела не говорит ни слова, так, разговоры на общие темы. О родственниках в Ингу­шетии, о работе в Германии, где учат­ся и с кем дружат дети. Вскоре выясня­ется, что в Гамбурге возвращения род­ных ждёт не только мама, но и старший сын мужчины. С ним пропавшая дочь особенно дружна. За эту зацепку тут же ухватывается Леонид Коребо. Про­сит номер телефона парня, связывает­ся с ним и передаёт трубку отцу. По­сле первых же фраз, хоть и сказанных по-немецки, становится очевидно: на­шлась наша «потеряшка». Не в силах скрыть эмоций, отец вскакивает со сту­ла и бросается обнимать и горячо бла­годарить стражей правопорядка.

Оказывается, девушка воспользова­лась телефоном одного из работников российской автозаправки. С братом в Гамбурге связаться не смогла, поэтому набрала его лучшему другу. Он и пере­дал брату привет от сестры.

Пока шли переговоры и разрабаты­вался план дальнейших действий, за­метно успокоенный отец не скрывал удивления. Как так, поражался он, в одном городе и такие разные люди? Видя, что мы не понимаем о чём идёт речь, пояснил. Вот, мол, милиционе­ры, полдня потратили на то, чтобы по­мочь ему в розыске. Из-за одной «со­пливой» девчонки поставили на уши не только милицию Гомельской, но и Брянской области. А ведь утром он, потрясённый, обратился почти к деся­ти гомельчанам с просьбой позвонить в милицию или показать, где находится ближайший отдел. И никто ему не по­мог, за исключением одного мужчины. Честно говоря, стыдно и обидно было слышать эти горькие, но, увы, во мно­гом справедливые слова.

Впрочем, у Василия Вегеро не­сколько иное мнение по этому пово­ду. Он вспомнил недавний случай на Речицком проспекте, где из-за разбу­шевавшегося мужчины был остановлен троллейбус. Войдя в раж, пассажир да­же выбил стекло в салоне, после чего попытался скрыться. Водитель попро­сил очевидцев остаться и дать показа­ния органам правопорядка. И многие остались, дождавшись приезда опера­тивной группы. Причём, особо отмеча­ет следователь, среди тех, кто активно содействовал задержанию правонару­шителя, было немало молодёжи.

Наш спор на тему морали прервал подошедший оперуполномоченный. Совместно с российскими коллегами он уже составил своеобразную «до­рожную карту» для жителя Германии. Выяснилось, что его дочь находится в отделении полиции одного из посёл­ков вдоль трассы. Для неё и её близких уже забронированы номера в гостини­це, где они смогут отдохнуть и прий­ти в себя от пережитых волнений. Раз­умеется, после выполнения всех необ­ходимых формальностей. При этом Ле­онид Коребо предупредил граждани­на, через какой конкретно пункт про­пуска, сотрудников которого уже изве­стили о нештатной ситуации, он дол­жен пересечь границу с Россией. Да­бы избежать затягивающих время во­просов и недоразумений, связанных с наличием немецких номеров на транс­портном средстве.

"Только 1 из 10 горожан помог". Как в Гомеле искали пропавшую дочь русского немца, или Один день из жизни следователя

ЗЛОПОЛУЧНЫЙ СУВЕНИР

Следующим местом, где потребо­валось присутствие следователя, стал гипермаркет. Сигнал поступил из рас­положенного там обменного пункта — женщина пыталась сдать сувенир­ную купюру.

Пока ехали, Василий Владимиро­вич просветил, что подделка денеж­ных знаков не такое уж редкое явле­ние. Причём подделывают не только бумажные купюры, даже монеты че­канят. Как-то, припомнил он, из Нац­банка пришло сообщение о поддел­ке монет достоинством в 2 евро. Так что денежки, подвёл он итог, в наше «смутное» время не только счёта, но и предельного внимания требуют. И снова в точку!

Увидев представителя Следствен­ного комитета, «фальшивомонетчи­ца», пребывавшая в состоянии лёгкого шока под охраной двух автоматчиков, бросилась к нему и принялась сбивчи­во оправдываться. Как позже призна­лась, в сравнении с суровыми бойцами департамента охраны Василий Вегеро сразу вызвал у неё доверие своей обая­тельной улыбкой и доброжелательным тоном. Осознав, что в подделке долла­ров её никто не обвиняет, женщина по­пыталась найти виновных среди работ­ников банка, где она регулярно приоб­ретает валюту. Дескать, это они, поль­зуясь её невниманием, подсунули зло­получную бумажку. И теперь её волно­вал один вопрос: сможет ли она в слу­чае чего вернуть назад свои деньги.

И вновь Василий Вегеро стал зада­вать далеко идущие наводящие вопро­сы. Где дома деньги хранятся, кто име­ет к ним доступ, каков состав семьи. Отвечая на них, женщина вскользь упомянула о том, что её восьмилет­ний сын копит деньги на мотоцикл. По его просьбе она иногда меняет их на валюту.

— Стоп! — тут же отреагировал сле­дователь. — Где сейчас сын?

— На отдыхе, в лагере… — расте­рянно пробормотала женщина. — Но я уверена, он ни при чём.

— Звоните!

По громкой связи было хорошо слышно, как мальчишка, выслушав ма­му, задумался, а потом выдал — ну да, мол, я в дом сувенирную купюру при­нёс. Она из хлопушки вылетела, кото­рая ещё с Нового года оставалась. Вот рачительный малец и положил бумаж­ку туда, где мать с отцом деньги храни­ли. А женщина, спеша на работу, вы­хватила её из общей пачки и, не глядя, сунула в кошелёк. В полной уверенно­сти, что это самые что ни есть настоя­щие доллары. Потому и на вопрос кас­сира точно ли она хочет поменять ку­пюру, ответила более чем утвердитель­но. Даже настойчиво. Работнице банка не оставалось ничего иного, как дей­ствовать строго по инструкции.

Причиной переполоха в обменном пункте стала сувенирная купюра

Казалось бы, возникшее недораз­умение счастливо разрешено. Никто серьёзно не пострадал. Вон и мало­летний «фальшивомонетчик», подсу­нувший родителям «неправильную» денежку, отделался лёгким испугом. Тем не менее даже при расследова­нии столь малозначительного инци­дента все формальности должны быть безупречно соблюдены. Пришлось оперативно-следственной группе про­следовать к месту жительства незадач­ливой «менялы». Обыском этот визит, конечно, не был, но покомнатный план квартиры составить пришлось. На что тоже ушло немало времени. Между тем хозяйку уже одолевали другие за­боты. Где, к примеру, взять документ, оправдывающий её отсутствие на ра­бочем месте. Искомый документ в ви­де повестки ей согласился предоста­вить Василий Вегеро, для чего всей командой мы направились в отдел СК.

Так впервые за полдня совместного дежурства по городу мне представи­лась возможность побывать в служеб­ном кабинете своего героя. Но даже и сейчас толком поговорить не удалось. Завязывавшуюся беседу то и дело пре­рывали забегавшие в кабинет коллеги Василия Владимировича, с которы­ми он обсуждал какие-то неотложные служебные дела. А через двадцать ми­нут снова поступила команда на выезд. Всё в тот же Советский район — в ми­лицию обратился парень, ставший, по его мнению, жертвой автомошенника.

ДОЛГ УГРОЗОЙ НЕ ВЕРНЁШЬ

Ещё в июне молодой человек на одном из сайтов нашёл выгодное для себя предложение — автомобиль «БМВ-525» 1988 года выпуска. Недо­рого, всего за 650 у.е. Правда, без акку­мулятора. Для осмотра транспортного средства покупатель с продавцом зае­хали на СТО, там специалист подтвер­дил, что машина «на ходу». Ударили по рукам, после чего продавец забрал аккумулятор и предложил покупателю помочь с покупкой нового. Тот согла­сился и отдал энную сумму.

На временном аккумуляторе счаст­ливый покупатель далеко не уехал. В ста метрах от СТО вдруг включилась внутренняя сигнализация, заблоки­ровавшая бортовой компьютер и все основные системы автомобиля. При­шлось вызывать эвакуатор. Но самое обидное, что своё обещание продавец до сих пор не выполнил. Более того, взятые за аккумулятор деньги возвра­щать не спешит. На неоднократные телефонные просьбы решить вопрос полюбовно категорически требует не беспокоить его по пустякам.

Вот и пришёл обманутый покупа­тель за защитой в райотдел. Выслу­шав заявителя, Василий Вегеро свя­зался с продавцом и попросил его при­ехать для своеобразной очной ставки. И тут неожиданно выяснилось, что покупатель не такая уж беззащитная жертва. Оказывается, он и его друзья неоднократно звонили должнику, угро­жая физической расправой. Красноре­чивый взгляд, брошенный на него сле­дователем, в корне изменил ситуацию. Осознав, что и у самого рыльце в пуш­ку, парень добровольно изъявил жела­ние забрать заявление. Препятствий в этом никто чинить не стал. Более то­го, Василий Вегеро в течение добрых двадцати минут терпеливо растолко­вал ему, чем может обернуться подоб­ная самодеятельность. И настоятель­но порекомендовал в случае серьёз­ных претензий к продавцу обратиться в суд. Сделал это так доброжелатель­но и обстоятельно, что молодой чело­век, похоже, даже забыл, что находит­ся в отделении милиции. Уходя, не­сколько раз благодарно повторил: спа­сибо за консультацию. На что сидев­ший за соседним столом участковый не без юмора добавил: заметь — аб­солютно бесплатную.

ДОН-ЖУАН С СОБАЧКОЙ

Последним «делом» этого нелёгко­го дня стала кража мопса в Западном микрорайоне. Хозяйка оставила жи­вотное у входа в магазин и пошла за покупками. Когда вернулась, от питом­ца не осталось даже поводка.

К счастью, патрульные наряды сра­ботали великолепно, практически на­глухо заблокировав район происше­ствия. И вскоре, несмотря на густые сумерки, обнаружили животное, пу­гливо выглядывавшее из подмышки очень нетрезвого мужчины. Его сра­зу же задержали, а к моменту наше­го прибытия он уже давал показания.

С трудом, но удалось выяснить, что на преступление он пошёл исключи­тельно ради любимой женщины. Ко­торая давно, по его словам, мечтала приобрести пса именно этой породы. Увы, непреодолимое желание сделать даме сердца приятное для самого по­хитителя обернулось серьёзными не­приятностями.

Больше, вплоть до утренней сда­чи дежурства, Василия Вегеро не бес­покоили. Следователь, в течение дня так и не выбравший момента переку­сить, смог, наконец, подкрепиться и плодотворно потратить ночные часы для оформления документации по те­кущим делам.

Метки: