Тайные трагедии кремлевских жен. Самой циничной считалась гомельчанка

Тайные трагедии кремлевских жен. Самой циничной считалась гомельчанка

Её за глаза называли придворной фавориткой. В 30-е Евгения Хаютина была одной из самых ярких кремлевских жен. Красивая, энергичная, позитивная, сексуальная, прекрасно певшая – она нравилась мужчинам.

Самая циничная: Евгения Хаютина (Ежова)

Муж: нарком внутренних дел СССР Николай Ежов

Погибла: в 34 года.

Евгения Хаютина с единственной приемной дочерью Наташей. Источник: wikipedia

Ее девичья фамилия Файгенберг. Она родилась в Гомеле, в многодетной еврейской семье. С детства знала, чего хотела, и уже в 17 лет вышла замуж за слесаря Лазаря Хаютина. Благодаря первому супругу перебралась из Гомеля в Одессу, где устроилась машинисткой в местную газету.

Чтобы переехать в Москву, Евгения закрутила роман с директором московского издательства. Так 20-летняя красотка стала женой Алексея Гладуна, с которым в 1927-м отправилась в дипмиссию в Лондон. Интересно, что Гладун вскоре был отправлен назад на Родину, а Хаютину переправили в Берлин, где она работала машинисткой в советском торговом представительстве. В принципе, второй муж Евгении уже не был нужен. Поэтому знакомство летом 30-го в сочинском санатории с заместителем наркома земледелия Николаем Ежовым было как нельзя кстати.

Николай Ежов. Источник: wikipedia

Вскоре она вышла замуж за этого маленького некрасивого мужчину. А Ежов постепенно поднялся по карьерной лестнице и вскоре оказался правой рукой Иосифа Сталина, фактически возглавив «чистку партии». Именно Ежов стал организатором массовых репрессий в 37-38-м годах. По некоторым данным, по его приказам было расстреляно или отправлено в лагеря около 1,5 миллиона человек.

Евгения устроилась заместителем редактора журнала «СССР на стройке», фактически возглавив его. Дома она устраивала литературные салоны, куда собирались известные писатели, актеры, певцы, партийные чиновники. Говорят, среди любовников Хаютиной были писатели Михаил Шолохов и Исаак Бабель, академик Отто Шмидт, а также коллеги по журналу. О ее любовных похождениях и литературных вечеринках ходили легенды. Но постепенно ее знакомые, приятели и коллеги начали пропадать в застенках НКВД.

Говорят, Сталин неоднократно говорил Ежову, чтобы он развелся с Хаютиной, но тот тянул с тяжелым разговором. К тому же состояние супруги начало заметно ухудшаться. Она чувствовала, что кольцо вокруг нее сужается и расплата неминуема. Она писала письма Сталину, уверяя его в своей преданности, но не получила ответа. В результате женщина оказалась в больнице с тяжелой формой психоневроза.

Хаютина пыталась найти поддержку у мужа, но тот отправил ей упаковку снотворного «Люминал» и небольшой сувенир. Считается, что именно эта безделушка послужила сигналом к решительным действиям больной. Евгения наглоталась таблеток. Ее пытались оживить в течение двух суток, но 21 ноября 1938 года она скончалась. Через год был арестован Николай Ежов, расстрелянный 4 февраля 1940 года. Бывшему наркому НКВД предъявляли и обвинение в убийстве жены, но Ежов в нем не признался.

Метки: