На вес золота: как в Гомеле выхаживают недоношенных детей

На вес золота: как в Гомеле выхаживают недоношенных детей

15.08.2019 в 13:58
Юлия Митрахович, фото автора, "Гомельские ведомости"

На входе в педиатрическое отделение для недоношенных детей Гомельской городской клинической больницы № 3 гостей встречает «гирлянда» из фотографий с подписью «Наши детки». На снимках улыбаются счастливые пациенты. Кто-то ещё совсем кроха, кто-то c цветами идёт в школу. Все они – особенные дети, которые, только появившись на свет, уже показали свою силу в борьбе за жизнь. 

Слагаемые выздоровления. Педиатрическое отделение для недоношенных детей открыто в 1985 году и входит в состав перинатального центра 2-го уровня ГГКБ №3. Сюда поступают недоношенные  и маловесные детки, у которых есть проблемы, не позволяющие выписать их домой из роддомов Гомеля и Гомельской области. Растут, лечатся и благополучно выписываются. 

Глубоко недоношенные малыши находятся в инкубаторах, где созданы условия, максимально приближенные к внутриутробной жизни с защитой от шума и яркого света. Детки с более крупной массой при рождении находятся в кроватках на специальных матрасах с подогревом. 

Отделение рассчитано на 20 коек. Персоной № 1 здесь является ребёнок, персоной № 2 – его мать. Поэтому как только стабилизируется состояние, малыша переводят на совместное проживание с мамой. В такие моменты ей очень важна поддержка семьи, поэтому в отделение в любое время могут приходить отец и старшие дети.

Заведующая  педиатрическим отделением для недоношенных детей Ольга Креч: «Эти малыши учат нас быть сильными»

– Мы стараемся активно привлекать маму к уходу за ребёнком, позволяем общаться с ним, брать на руки, использовать тактильный контакт – метод «кенгуру» – лёгкий массаж, музыку, что способствует развитию малыша, – говорит заведующая педиатрическим отделением для недоношенных детей Ольга Креч. – Всем детям, независимо от состояния и степени недоношенности, необходимо, чтобы их, прежде всего, любили. Им нужно слышать мамин голос и чувствовать её присутствие. Медикаменты в выхаживании этих малышей – на самом последнем месте. 

Любовь к работе и к пациентам – обязательное качество, которым владеет весь персонал педиатрического отделения. 24 часа в сутки с мамами и детками находятся медсёстры. 

– А чем это вы здесь занимаетесь? – отвлекаю их от работы.

– Получаем удовольствие. 

Учат быть сильнее.  В одной из палат выписки ждут Сабина Грищенко и маленький боец – месячный Тимурка. На свет он появился неожиданно для родителей на два месяца раньше с весом 2040 граммов. Сегодня утром – уже 3200. 

– Лежу на операционном столе, слышу – закричал. Значит, всё нормально, – вспоминает появление на свет первенца молодая мама. – Но когда меня привели к боксу и рассказали, сколько проблем – малыш дышит только с аппаратом, воспаление, – переживаний была масса, и осознание приходило не так быстро. 

После родов малыша отправили в реанимацию. Те восемь дней для Сабины были самыми долгими. Жила от обеда до обеда в ожидании разрешённого получаса вместе. Потрогать, посмотреть, разговаривать с ним – самое великое счастье. Потом Тимура перевели на сов­местное проживание с мамой. Приходил папа. Первый раз взяв из кювеза сына на руки, чуть не расплакался.  

– Конечно, я винила себя в том, что не выходила полный срок. Думаю, что всё могло быть по-другому, если бы родила вовремя. У него-то всё хорошо, это у меня были проблемы, – говорит Сабина. – Чувство вины всё равно не ушло. Но уже легче. Благодаря поддержке врачей  делаю для сына всё, что в моих силах. Тимурка без слов уже учит меня быть сильнее. 

– Если ребёнок рождается больным или раньше срока, у каждой мамы появляется чувство вины. Она в первую очередь ищет причину в себе, – поясняет, выходя из палаты, Ольга Креч. – Это неправильно, потому что ни одна мама не хочет сделать своему ребёнку хуже. В жизни бывает всякое. По-разному складываются обстоятельства. Заниматься копанием, почему это происходит и кто в этом виноват, нет смысла. Самое важное – дать ему всё, что ты можешь в данный момент. Это гораздо важнее, чем сидеть и переживать.

Сосед Тимура по палате Дениска родился тоже на 32-й неделе с весом 2150, но выписываться домой ему пока рано. В отделении он уже 10 дней. За это время из инкубатора перешёл на специальную кровать на совместное пребывание с мамой. Потихоньку набирает вес, начинает кушать из соски. С 32-х недель только начинает формироваться сосательный рефлекс, поэтому малыша нужно этому учить. Кричит и показывает характер. Он, кстати, есть у каждого новорождённого.

– Сразу после родов не понимаешь, что происходит. По сроку ребёнок должен ещё находиться в тебе, но его там нет. Ты в полном шоке, – говорит мама Оксана Нестерова. – Потом приходит осознание того, что малыш уже родился, он есть. Врачи говорят, что там проблема, там проблема. Думаешь, что это про кого-то другого. Страхи, конечно, есть. Но мы надеемся на лучшее. Врачи хорошие: учат, советуют и помогают во всём. 

Каждый грамм для Дениски и его мамы Оксаны Нестеровой важен

Кстати, первая тысяча дней с момента зачатия ребёнка влияет на всю его оставшуюся жизнь. То есть даже в утробе он всё слышит и понимает. Недавно в отделение приезжала мама девочки, которая родилась в 26 недель с весом 900 граммов. Сегодня ей уже 10 лет. 

Женщина рассказывала, как в четыре годика малышка просила включить её любимую музыку, но объяснить, какую именно, естественно, не могла. Всё выяснилось, когда поставили диск, который играл в отделении, когда недоношенная малышка лежала в кювезе. «Так вот же она, моя любимая музыка!» – кричала радостно девочка.

Каждый день несёт новую информацию. Нельзя пропускать ни минуты. Ни в своей жизни, ни тем более в жизни детей. Этому здесь тоже учат мам. 
 
Мама для тысяч детей. Паниковать по поводу здоровья недоношенных детей доктора не советуют. 

– Эти детки имеют резерв, они растут, развиваются. И даже если есть серьёзные проблемы на этапе реанимации, они могут решиться в дальнейшем, – говорит Ольга Креч. – В 5–7 лет недоношенные дети, появившиеся на свет с весом полтора килограмма, становятся на равных с родившимися в срок.  

Тёплые вещи для крохотных пациентов вяжут рукодельницы клуба «28 петель»

Процент выживаемости недоношенных детей очень высокий. 

– Выхаживание на ранних этапах реанимации в нашей стране на высоком уровне, – говорит Ольга Зеноновна. – За годы моей работы далеко вперёд шагнуло оборудование –  современные аппараты ИВЛ, кювезы, мониторы для наблюдения. Улучшился процесс принятия родов. С опытом появилась и определённая тактика выхаживания – оно стало качественней. Современное оборудование упростило работу врачей, но сама по себе работа за столько лет не изменилась, потому что в любом случае ты всегда смотришь за ребёнком. 

Ольга Зеноновна говорит, что работает с детьми, кажется, всю жизнь. Через три года будет 30 лет врачебного стажа. 17 из них она отдаёт всю себя в отделении городской клинической больницы № 3. Каждого из маленьких пациентов любит как собственного. 

– Сколько, получается, у вас детей? Тысяча?

– Гораздо больше, – улыбается в ответ. – Только посчитайте за последние годы. В 2015 году из отделения выписались 343 малыша, в 2016 – 374, в 2017 – 339. 

Ольга Креч всегда на связи с родителями своих бывших пациентов. Кто-то сделал первые шаги, кто-то получил награду – фотографии побед тут же летят любимому врачу. 

Самый крошечный из пациентов отделения появился на свет с весом 430 граммов. Тут же Ольга Зеноновна бросается к телефону, чтобы показать, какой красавец сейчас двухлетний Кирюша.

– Вообще, я очень люблю этих детей, – провожая после интервью, говорит она. – Это очень мудрые, сильные дети. Представьте себе, он родился меньше килограмма. У него много проблем со здоровьем и сейчас, и в процессе жизни, но эта кроха активно борется, помогает и себе, и родителям, и врачам. Представьте себя на его месте. Любая небольшая проблема – мы тут же опускаем руки и оплакиваем свою сложную жизнь. Эти детки делают родителей сильнее. Взрослые понимают, что маленький шаг вперёд – это уже большое достижение. Жизненные приоритеты меняются. Меня наши детки научили ценить жизнь и радоваться каждому дню. Когда смотрю, насколько они сильные, понимаю, что у меня нет проблем.

Метки: