Педагог английского ушла из школы и открыла частный центр в Гомеле. Интересно – о практическом опыте и лайфхаках

Педагог английского ушла из школы и открыла частный центр в Гомеле. Интересно – о практическом опыте и лайфхаках

26.03.2022 в 21:28
Анастасия Писченкова, "Белка", фото: личный архив Яны Гайворонской

История Яны Гайворонской — это история учителя и мамы, которая не стала сидеть в декрете, а построила бизнес в сфере дополнительного дошкольного и школьного образования. Городской журнал “Белка” рассказал не только путь, который она прошла, но и лайфхаки, которые помогут каждому идейному человеку начать свое дело. В конце — идеи для Гомеля для индивидуального развития в сфере образования.

В каждом из нас живет такая Яна

Яна — отличница. Образование — педагог английского языка после университета имени Ф. Скорины. До этого — областной лицей и поездки в Англию в семью по чернобыльской программе, которая работала в 2000-е для детей из Беларуси. Но знание языка — не решающий фактор. Решающий — амбиции.

— После учебы я работала по распределению в гимназии №10. Работать с детьми было одно удовольствие, а вот заполнять все журналы и другую отчетность — нет. Через 8 лет (что уже немало) уволилась. К моменту, когда забрала трудовую, уже был небольшой бизнес — занималась репетиторством со взрослыми и подготовкой к ЦТ выпускников.

Но курсы не приносили Яне должного удовлетворения. Амбиции были построить систему, которая позволит изучать английский детям с самого раннего возраста — с трех лет, что считается оптимально.

— Совершенно остро почувствовала это с рождением дочери Ули. Выяснилось, что в спальных районах совершенно не закрыта ниша воспитательной работы за пределами детских садов. А тем более, не было возможности учить английский с пеленок. Нужны были такие развивашки. Мы собрались с девочками (тоже педагогами) — Татьяной Воиновой, Юлианой Эдешевой, Алиной Фарберовой — и решились попробовать открыть свою маленькую школу. Так появился “Мудрый лис”.

Мудрый бизнес

Первый центр открыли в Волотове.

— Было очень сложно определиться с помещением. В итоге взяли “разбитое”, откуда съехала почта. Так не было даже перил, дверей, входной двери, а вместо унитаза — дырка в полу. С любовью сделали ремонт, завезли мебель и пособия.

Что касается юридической организации, Яна открыла ИП с наемными сотрудниками.

— Кстати, первый центр мы открыли в июне, а не в сентябре, как это обычно делают все бизнесы в этой нише. За лето наработали базу клиентов, получили узнаваемость в районе, дали возможность родителям определиться, куда идти в новом учебному году. С тех пор прошло уже пять лет.

Сегодня в городе открыты ещё несколько офисов под общим брендом «Мудрый лис». И каждый — загружен работой. Работают не только с дошкольниками, но и со школьниками , выпускниками по индивидуальным программам, успешно готовят старшеклассников к ЦТ по нескольким дисциплинам, есть творческие мастер-классы для взрослых.

Простые правила по организации бизнеса

В маркетинге: работает инстаграм и наружная реклама в виде афиш и листовок в почтовые ящики и в руки, но только в районе, где находится центр.

Ничего сверхъестественного для продаж сделано не было. Однако были относительно масштабные акции и мероприятия, приуроченные к новогодним праздникам и дню рождения центра, организованные с привлечением профессиональных организаторов подобных мероприятий и проверенные на разных площадках города. Пиар-агентства и топовых маркетологов для съемок рекламы не нанимали. В основном, все своими силами.

— Мы регулярно ведем инстаграм. Не могу сказать, что по всем правилам. Стараемся делать посты в едином ключе с помощью сервиса Canva. К помощи дизайнеров прибегаем крайне редко. SMM-щика в штате тоже нет. Публикуем самое основное. Регулярно ведем сторис. Уходит на это 2-3 часа несколько раз в неделю.

Яна говорит, что попробовала всевозможные виды рекламы: билборды, афиши ивентов на остановках, объявления в лифте и листовки в почтовые ящики. Вывод — выше.

В работе с клиентами: организовывать услуги исключительно под запрос

Если звонит клиент с вопросом “хочу такое, а есть ли”, мы записываем. И когда запросов становится несколько, то сразу же ищем возможность закрыть эту нишу. Так у «Мудрого лиса» появилась арт-терапия для детей с особенностями, скетчинг, иностранные языки для взрослых и многое другое. На старте было всего несколько направлений. На сегодня, спустя 5 лет, их в разы больше.

Частично работу приходится проводить в онлайне. Такая практика появилась после начала пандемии. Это и упрощает и усложняет одновременно

— Было очень сложно подстроиться под монитор. Поначалу я вообще не представляла, как трехлетний ребенок будет усваивать уроки английского через экран. Думала, будет скучно, но в итоге ввели больше интерактива, добавили больше визуальных примеров, нашли новые методики… Все адаптировались.

В работе с командой: тимбилдинг и инвестиции в образование сотрудников

Часто новые сотрудники Яны — ее бывшие ученики.

— Я обожаю корпоративную культуру. Мы всегда поздравляем друг друга с днем рождения, дарим подарки, регулярно организовываем совместные мероприятия.

Однако атмосфера атмосферой, но гораздо важнее — поддерживать у педагогов интерес к новым способам обучения.

— Учитель сегодня должен сам учиться. Причем, каждый день. Смотреть международную практику, ходить на семинары, читать, искать примеры. Я стараюсь по возможности вкладываться в своих педагогов во всех смыслах. Это путь к совместным успехам на выходе.

Гибкое планирование: без целеполагания на пять лет вперед

Яна ярый противник долгосрочного планирования по шагам, так как сегодня бизнесу, который работает вопреки внешним вызовам, на рынке не место.

— Бизнес сегодня должен жить здесь и сейчас. Ты разбираешься в образовании — отлично. Но как сегодня людям удобнее получать знания? Через приложения, в оффлайне или ездить для обучения в другие страны? Нельзя предсказать, как люди будут отвечать на эти вопросы через год, — считает Яна.

Быть предпринимателем сегодня — это уже даже не каждый день, а каждый час следить за обстановкой вокруг. 

Идеи для Гомеля

Открытие в университете специализации педагога иностранных языков для дошкольников

Для Яны был вызов после работы со старшеклассниками и взрослыми начать заниматься с дошкольниками.

— Нужно было стать в прямом смысле на коленки, спустится к ним в их маленький мир. И адаптировать все методики работы с дошкольниками на изучение языка.

Когда бизнес начал расти, очень сложно стало искать специалистов, которые могут работать без дополнительного обучения. На трудовом рынке были или хорошие воспитатели, или хорошие учителя английского, но для «школьного» сегмента.

По словам Яны, ситуация пока не изменилась.

— Думаю, если педагогов английского начнут готовить работать с дошкольниками прямо в универе, всем станет легче, так как 70% запросов на обучение приходит от родителей маленьких детей.

Гибкий подход к аренде для бизнеса в разных сферах

Одно дело сдавать офис логистической компании, а другое — локальному бизнесу в сфере образования, который а) сезонный, б) имеет, как ни крути, ограниченное количество клиентов.

— Здорово, если бы по городу был фикс на квадратный метр, а затем от сферы арендодатели получали процент. Плюс все же требования к сдаче помещений тоже должны быть. Так как те, кто владеет недвижимостью, часто не думают о тех, кто будет арендовать помещение. И сдают чисто за счет расположения. А ремонт делают уже сами арендаторы.

Продвижение идеи о том, что если хотим жить лучше, то ничего не должно быть бесплатно

Конечно, наши мамы и бабушки помнят дома пионеров, где было качественно и интересно для детей, но сегодня такое мало реально. Абсолютно все стоит денег: материалы, книги, коммунальные услуги, интернет… Не говоря уже про оплату рабочего времени самих педагогов.

Если все вышеперечисленное будет проспонсировано для “детского” бизнеса, то и работа с детьми будет бесплатной. Гипотетически такое возможно. Например, предприятия, которые делают канцелярские принадлежности, выделяют часть бесплатно на работу с детьми, провайдеры дают интернет бесплатно и т.д. Но такая система в итоге приводит к тезису, что изначально должно быть бесплатно все.

Больше партнерских проектов

Дело в том, что городе очень много похожих бизнесов, которые работают в других районах. Так как у всех ограниченный бюджет на рекламу, то можно было бы скооперироваться и в этой части, а также делать совместные мероприятия. Поле для взаимодействия огромное. Но почему-то все воспринимают друг друга исключительно как конкурентов и часто даже ведут себя некрасиво, публично оскорбляя или распространяй клевету о коллегах из других центрах в комментариях и отзывах.

Метки: