В Гомеле продолжают выясняють причины гибели 16 деревьев на улице Барыкина

В Гомеле продолжают выясняють причины гибели 16 деревьев на улице Барыкина

26.06.2018 в 13:43
Мария Зубель, "Правда Гомель", фото Алексея Герасименко

Усыхание взрослых лип возле главного корпуса обанкротившегося предприятия «Гомельсортсемовощ» до сих пор будоражит гомельчан. Пока причину этого явления пытаются установить экологи и милиция, местные жители высказывают свои версии случившегося.

Затянувшаяся жара и отсутствие дождей в расчет не берутся: буквально рядом и через улицу Барыкина пышно зеленеют такие же красавицы-липы, наполняя городской воздух медовым ароматом.

Да и газоны под ними относительно живые — трава где-то подгорела от засухи, но растительность все-таки держит зеленый цвет, несмотря на высокие температурные градусы. В то время как под почерневшими липами газон из мертвой сухой травы: ни одной живой травинки. Поэтому местные жители и склоняются к единственной версии — деревьям кто-то помог засохнуть. Многие кивают на новых работников, которые сейчас арендуют помещения в здании обанкротившейся организации под свои офисы.

Кстати, автомобили сотрудников нескольких ООО паркуются здесь же, на пятачке возле проезжей части улицы Барыкина. Места пока хватает, но появятся другие бизнесмены: на стене здания висит растяжка с объявлением о наличии свободных помещений и возможной их аренде — уже завтра будет проблема с дефицитом мест на автостоянке.

Людмила Пашковская, жительница улицы Колхозной, услышав о погибших липах, не поверила своим ушам и пришла сюда, чтобы убедиться лично. Женщина не скрывает своего возмущения и боли:

— Тридцать лет мы здесь ходили — всё было нормально. Липы, которые высажены в начале 80-х годов, давали тенек и спасали от духоты. У нас же промзона, кругом предприятия. Вот и озеленяли они свои территории. Организация, которая раньше здесь размещалась («Гомельсортсемовощ»), поддерживала порядок, ухаживала за деревьями. Правда, не так, как это делается сегодня… Убирали только сухие ветки, летом деревья поливали. Вот и сохранился такой зеленый уголок. Думаю, что нельзя списывать гибель деревьев на засуху, что-то здесь не так. Не иначе как вреди­тельство.

Липы по улице Барыкина, которые сейчас вымахали под пятиэтажки, все эти годы исправно выполняли свою главную функцию по очистке воздуха на одной из самых загазованных улиц област­ного центра. И прекрасно справлялись с такой задачей, несмотря на песчано-соляные смеси, которыми и здесь исправно посыпают тротуары в зимнее время. 

КСТАТИ. Гектар липы за год способен нейтрализовать 42 тонны пыли. Примерно столько же отфильт­ровывают ели и сосны. Каждый гектар дубрав — до 55 тонн.

Что же послужило причиной гибели деревьев?

Свое мнение высказал и гомельчанин Николай Федосов, который приехал по служебным делам на соседний хлебозавод:

— Липы во время цветения роняют на землю цветочный нек­тар. И если капли попадают на капот автомобиля, потом почти не смываются, разъедают лак, покрыва­ющий на автомобиле краску. Приходится пользоваться полиролями, но это средство убирает только свежие пятна, а старые остаются. Может, кто-то надумал освободить территорию от проблемных деревьев таким подлым образом? К тому же на руку и засуха.

— Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте подумаем, кому они мешали? — в разговор вступает заведу­ющий отделением профилактики ВИЧ/СПИД областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Олег Суетнов. Его маршрут на работу и обратно проходит мимо засохших лип. Сотрудник областной сан­службы вспомнил, как зимой в этом здании проводился ремонт, потом менялись окна. А месяц назад на липах вдруг начали резко сохнуть листья.

— Сейчас они почернели, и деревья окончательно погибли, — отметил он. — Заметьте, именно те, что высажены по периметру здания, у которого появился новый хозяин. Возможно, приглянулось место для стоянки будущих клиентов? Или по­явились другие планы. Думаю, вряд ли здесь обошлось без помощи химикатов…

Поддерживают версию об обработке участка гербицидом и экологи Гомельской горрай­инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды. По словам её начальника Александра Голубева, деревья в районе дома № 155 по улице Барыкина, в отличие от соседних, имеют явные признаки усыхания, окончательно усохший и травяной покров.

В настоящее время к разбирательству подключились администрация Советского района и милиция, где по факту гибели лип ведется административный процесс. Чтобы выяснить точную причину, для исследования взяты образцы древесины, листь­ев и грунта на пострадавшем участке газона и переданы в Институт леса НАН Беларуси. Пока не появится заключение ученых о причинах гибели деревьев, гомельские экологи не могут рассчитать и ущерб, нанесенный окружающей среде. Ведь если липы погибли по внешним причинам, то милиция будет искать виновных с привлечением к административной или уголовной ответственности. Правда, трудно представить себе этот процесс: времени ушло немало. К тому же не пойман — не вор. А жаловаться деревья не умеют…

Поинтересовались мнением о причинах гибели лип и у коммерсантов, которые арендуют помещения в указанном здании. Однако молодые сотрудники, которые сидели пока в пустых помещениях за компьютерами и ноутбуками, лишь пожали плечами. Мол, переехали сюда пару месяцев назад, ничего не знаем. В «АльпаТеке», например, признались, что и вовсе не заметили у входа в здание усыхающих лип, удивились услышанной от журналиста информации.

Вот такая почти детективная история, в которой пока не по­ставлена точка.

— У кого только рука поднялась на такую красоту? —  в сердцах ахнула жительница 2-го переулка Островского Мария Васильевна, которая также остановилась у почерневших лип. — Надо заставить виновника высадить на этом месте новые деревья. Только не маленькие, а большие! Пусть восстановит то, что погубил.

P. S. Когда материал готовился к печати, первый заместитель главы администрации Советского района г. Гомеля Александр Бондарев сообщил: в пробах древесины и грунта, взятых для анализа на предположительное наличие гербицида, таковой не обнаружен. Чтобы поставить точный диагноз гибели лип, потребуется более широкий спектральный анализ, который может провести только специализированная лаборатория одного из минских НИИ. Чтобы докопаться до сути, администрация района готова заключить договор на проведение такого анализа.

Метки: