Тыквы-черепа, тыквы-жёны и пугала. Как древние славяне защищались от злых духов

06.01.2021 в 23:51
Майя Новик, L!FE

Самым известным символом американского “страшного” праздника Хэллоуина является “светильник Джека” (Jack-o’-lantern) — вычищенная изнутри тыква, в которую ставят горящую свечу. Этот светильник является обобщённым символом нечистой силы. Считается, что он заимствован у кельтов — загадочного народа, который тысячелетия назад занимал огромную часть Западной Европы, а потом смешался с другими.

Но так ли это? Или же американцы заимствовали тыкву у восточных славян? Ведь тыква многие века использовалась ими как атрибут Святок. Этот овощ точно так же очищали от мякоти, вырезали рожу — чем страшнее, тем лучше — и ставили внутрь горящую свечу.

Схожесть Святок и Хэллоуина фольклористы заметили давно: оба праздника приурочены к христианским датам, оба посвящены “кормлению предков” и разгулу нечистой силы. И во время Хэллоуина, и во время Святок люди проводят карнавал, наряжаются, чтобы защититься от нечистой силы.

Тыква-демон

Учёные считают, что у древних славян тыква символизировала какое-то жуткое божество, демона, отвечающего за переход из мира мёртвых в мир живых, и наоборот. Никаких фольклорных данных на счёт тыквы не сохранилось – изучать нечего. Но известно, что с начала XIX века тыква на Святках использовалась в качестве “пугала” молодёжью. “Харя”, вырезанная на тыкве, была страшной — в виде черепа. Внутрь ставили свечку, чтобы “огонь был из глаз и изо рта”.

Во Владимирской губернии, чтобы напугать набожных девушек, молодёжь стучала в окна, дожидалась, когда жильцы выглянут из-за занавески, и показывала им из темноты тыкву-светильник на палке. А в начале XX века развлечение стало более замысловатым — к тыкве привязывали грузик на верёвочке. Сами калядующие прятались за углом дома, дёргали за верёвочку и так стучали в стекло. Увидеть их перепуганные хозяева не могли.
Пугали так и детей, и старух, но можно было нарваться и на хозяина избы — крепкого мужика, который на такое озорство выбегал на улицу с топором. Тогда шутники бросались врассыпную.

Молодёжь пугала женщин и девушек с помощью чучел, сделанных в рост человека — их потихоньку устанавливали во дворах односельчан, нахлобучивали вместо головы тыкву-светильник и дожидались за забором. А когда на дворе раздавались крики испуганных девиц, парни, посмеиваясь, убегали.
Иногда тыкву с горящей внутри свечой водружали себе на голову ряженые. Так они ходили по селу, распугивая прохожих. Дети и девушки боялись таких ряженых. Не было видно, кто именно скрывается под балахоном, поэтому существовала возможность, что “догонят и побьют” — бесчинства на Святки считались обычным делом.

Половинку тыквы, очищенную от мякоти, использовали для изготовления святочной маски наравне с берестой — вырезали глаза и зубы. Так на Святки пугали народ не только под Владимиром, но и под Рязанью, под Нижним Новгородом, под Воронежем.

Тыква-звезда и тыква-жена

Для устрашения соседей тыквы использовали не всегда. Под Краснодаром символизм тыквы с горящей внутри свечой претерпел удивительное изменение. Со временем “демонический светильник” стал символизировать Вифлеемскую звезду, засиявшую в небе на Рождество. Такую тыкву колядующие водружали на голову и ходили по дворам — славили Христа. Под Гомелем эту тыкву ставили на подоконник с 13 на 14 января.

У древних славян тыкву-светильник использовали не только на Святки. Есть свидетельства, что без неё не обходились во время Масленицы (в Нижегородской губернии такой вариант тыквы назвали “страшной Масленицей”), на Ивана Купалу и осенью. Во всех случаях использование маски носило характер обрядового запугивания. Мужики пугали молодёжь, парни пугали девушек, а девушки — детей.

Под Киевом этнографы обнаружили уникальный обычай использования светильника из тыквы, не связанный с запугиванием. В День Семёна-Летопроводца, который сейчас приходится на 14 сентября, а в дореволюционные времена — на 1 сентября, славяне отмечали праздник Нового года. Урожай был собран, календарный год заканчивался, начинался новый цикл. В этот день славяне “женили Семёна”, и роль “жены” играла поставленная на стол тыква с вырезанным лицом и светильником, оборудованным внутри овоща. Что за обряд это был в древности, можно только догадываться. А во Владимирской области фольклористы нашли редкий обряд запускания светильников из маленьких тыковок в воздух с помощью воздушных змеев. Делалось это по осени, после сбора урожая.

Обычай использовать тыкву-светильник был и у западных славян. Например, в Чехии в День святой Барбары (4 декабря) молодёжь наряжалась “борборами” и ходила по дворам. Впереди несли тыкву на палке. Её показывали хозяевам в окно и стучали в стекло черенком метлы. Появление тыквы вызывало в доме переполох. В чешском городе Злине тыкву называли в честь какого-нибудь местного самоубийцы и ставили на подоконник.

В Словакии ряженные “божками” ходили по дворам в День святой Люции и клали односельчанам на подоконники тыквы с вырезанными черепами как символы смерти. А в Моравии в одно из воскресений поста, которое считалось “смертным днём”, парни, одетые в белые балахоны, обязательно несли перед собой тыквы-черепа — символы смерти.

Ритуальное запугивание ради угощений

Как видите, схожесть между Святками и Хэллоуином поразительна. В праздниках используются одни и те же мотивы, одни и те же атрибуты. И там и там происходит карнавальное ряжение — защита от нечисти, ритуальное запугивание и обход соседей ради пряников и конфет. Так, может быть, в установление Хэллоуина вклад внесли восточные славяне – эмигранты? И на самом деле это Хэллоуин следует звать американскими Святками, а не наоборот?

Учёные непреклонны: такое предположение недоказуемо. В статье “Хэллоуин и Святки: две судьбы одной тыквы” фольклористы Дмитрий Громов и Богумил Гасанов указывают, что, вероятнее всего, мы имеем дело с неким архетипом, который возник у разных народов независимо друг от друга, ведь тыква — очень удобный материал. Она долго хранится и легко обрабатывается.

Метки:

Обсуждение