Как создавался и устанавливался памятный знак братьям Лизюковым в Гомеле

Как создавался и устанавливался памятный знак братьям Лизюковым в Гомеле

06.07.2019 в 19:48
Дмитрий Чернявский, "Гомельские ведомости", фото автора и Ирины Чернявской

Плечом к плечу, спиной к спине они встали в полный рост 3 июля в День Независимости Республики Беларусь на площади Победы в центре Гомеля. «Почему спиной к спине? Это известный среди мальчишек уличный приём, который помогает обороняться от нападающих», – поясняет задумку композиции гомельский скульптор  Валерий Кондратенко. 

Только мужественным братьям Евгению, Александру и Петру Лизюковым в годы Великой Отечественной войны выпали совсем не детские испытания. Корреспондент «Гомельских ведомостей» побывал на «Литейном дворе» в деревне Узляны Пуховичского района Минской области, чтобы рассказать о том, как шла работа по созданию памятного знака нашим героическим землякам.

Будто на передовой. Первые наброски монументальной композиции Валерий Кондратенко сделал ещё в 2015 году:

– Чтобы соблюсти портретное сходство, просматривал большое количество архивных снимков, которые предоставил Гомельский областной музей военной славы.

Сделал множество эскизов. Недавно в цех приезжал внучатый племянник Александра Лизюкова Иван Афанасьев. Остался доволен тем, насколько точно воспроизведены черты предков.

Для меня было важно, что я создаю не обобщённый образ героических воинов, а конкретных исторических личностей. Это ключевой момент в данной работе. И что важно:  все трое – коренные гомельчане.

Высота фигур достигает двух с половиной метров, вес каж­дой доходит до полутора тонн. Прошу скульптора познакомить меня поближе с его произведениями. Мы подходим к воссозданному в бронзе Петру Лизюкову. 

– Он был командиром истребительно-противотанковой артиллерийской бригады 3-го Белорусского фронта. Поэтому я вложил в руку полковника бинокль, так как Пётр Ильич сражался на передовой и постоянно просматривал передний край, чтобы определить, где находится враг, – поясняет скульптор. 

Сейчас работы покрыты охристого цвета спрессованным песком, который лёг на металл под большим давлением.

 Вскоре на изваяния нанесут специальный химический состав, после чего скульптуры приобретут привычный цвет бронзы.  А пока Валерий Кондрусев зачеканивает сварные швы и зачищает мелкие неровности болгаркой, на которой закрепил наждачный диск. 

Из-за этого на статуях начинают проступать золотистые блики. 

Особенно яркие они – у звезды Героя Советского Союза, которая украшает грудь Александра Лизюкова. 

Остальные награды братьев, в частности, медаль «Золотая Звезда» 

Петра Лизюкова, и краткие биографии воинов будут закреплены на постаменте.

Подвиг без срока давности. Скульптура Александра Лизюкова пока лежит на железных подставках. 

Чтобы лучше её рассмотреть, прошу рабочих цеха поднять её на ноги. 

Помощники мастера набрасывают ремень на бронзовый торс военачальника и с помощью крана медленно поднимают статую. 

– Вот это мощь! – не могу скрыть восхищение, потому что на моих глазах восстаёт целая история.

– Ещё бы! Это же генерал-майор. Только представьте, уже на третий день войны при беспорядочном отступлении наших подразделений из Минска он сумел под Борисовом обеспечить управление частями. 

«Смелость Александра Ильича была безгранична, – писал маршал Константин Рокоссовский. – Был момент, когда немцы перехватили горловину мешка в районе переправ через Днепр. Подразделения Лизюкова отбросили и уничтожили весь вражеский отряд». За подвиг, совершённый на Соловьёвой переправе, в августе 41-го года Александр Ильич и был представлен к высшей награде СССР. 

В руках у Александра Лизюкова карта, на которой отмечены Воронеж и село Лебежье, где погиб наш земляк, защищая российский город.

Другой рукой командующий 5-й танковой армией будто упёрся в оборонительный рубеж. 

– Этим жестом я хотел подчеркнуть желание братьев стоять насмерть за Отечество. Как говорится, не отдадим врагу ни пяди родной земли, – поясняет Валерий Кондратенко. 

Глаза полководца устремлены вперёд. В них полная уверенность в своих силах. В танкистском же шлеме угадывается рыцарский, что придаёт фигуре наряду с внушительным торсом богатырскую мощь и ощущение силы духа.

Когда же смотришь на трёх исполинов, в которых воплотился весь масштаб человеческой отваги и бесстрашия, на ум невольно приходят строки Роберта Рождественского:  «…А когда он упал — некрасиво, неправильно, в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило мрамора, чтобы вырубить парня в полный рост!»

– Памятник на века! – восхищаюсь я.

– Может, и больше, – поправляет меня Валерий Андреевич. – Ведь для подвига тех, кто шёл к победе, нет срока давности. 

– Создание таких монументальных композиций наверняка требует больших физических затрат. 

– Знаете, после работы над мемориалом «Операция “Багратион”» высотой семь метров с  фигурами военачальников

Георгия Жукова, Константина Рокоссовского, Павла Батова и Михаила Панова мне уже ничего не страшно. Тогда полгода провёл в цеху «Литейного двора», сейчас три месяца здесь тружусь, чтобы всё было готово к намеченному сроку. Кроме того, мне помогают четыре молодых скульптора. Они выполнили чисто физическую работу – «набросали»  пластилин при увеличении эскиза.

– Валерий Андреевич, откуда такая тяга к военной тематике?

– Я родился в семье военного. Отец прошёл финскую, Великую  Отечественную и Корейскую войны, летал на бомбардировщике, ушёл в запас полковником. Так что эта тема мне близка.

– На бульваре и площади Победы нет ни одной скульптурной композиции, которая бы ассоциировалась с героизмом воинов Красной армии. Поэтому вполне оправданно появление здесь памятного знака братьям Лизюковым, – Валерий Кондратенко, скульптор.

Доказали ценой жизни

Далее мы следуем к скульптуре командира партизанского отряда имени В. М. Молотова 2-й Минской бригады Евгению Лизюкову, у которого в руках один из символов Великой Отечественной войны – автомат ППШ.

–  Сами понимаете, определённой военной формы у партизан не было. Кто во что горазд одевались. А вот Евгений Ильич кубанку с красной лентой носил. Вместе с отрядом он шёл на парад в Минск и по пути столкнулся с группой немцев, которые выходили из окружения. Завязался бой. Дошло до рукопашной, в которой партизанский командир и погиб. 

– Не кажется ли вам символичным то, что вы создаёте фигуру Евгения Лизюкова всего в нескольких километрах от места его захоронения.

– Безусловно. Вы, кстати, там были?

– Нет…

– Давайте вас подвезу. Тут километра три до деревни Новополье.

Вскоре мы оказались перед братской могилой. 

Здесь нас встретила ведущий специалист Новопольского сельисполкома Наталья Силивончик. Она показала фото захоронения 1978 года, когда над могилой возвышался бюст Евгению Лизюкову. 

Сейчас его нет.

– Убрали ещё в советские времена, когда узнали, что он не Герой Советского Союза, а был лишь представлен к этому званию, – пояснила Наталья Петровна. – Вместе со своим командиром здесь лежат 125 партизан. 

–  Пора выступить с инициативой об установлении нового бюста, тем более что Евгений Лизюков ценой своей жизни доказал, кто настоящий герой, – делится мыслями Валерий Кондратенко. 

Ещё раз взглянув на братскую могилу, мы покидаем памятное место.

Скульптор Валерий Кондратенко мечтает установить в Гомеле памятник Константину Рокоссовскому. Его, по задумке автора, можно было бы поставить на площади Восстания, перенеся в другое место танк Т-34. «Операция Багратион разрабатывалась в нашем городе, где маршал прожил полгода, – подчёркивает скульптор.–  И его фигура на коне с парада Победы могла бы украсить наш областной центр».

–  В следующий раз встретимся 3 июля на открытии, – пожимаю на прощание руку скульптору.

–  Слышал, что там будут представители Воронежа и Калининграда, – говорит Валерий Андреевич. – А ведь в посёлке под Калининградом на месте захоронения Петра Лизюкова нет и ему бюста. Мы могли бы сделать подарок. Дело в том, что при создании начального  варианта головы и плечевого пояса Петра Лизюкова плохо отлился погон. Тогда мы отлили заново, а первый вариант, который можно превратить в бюст, остался. Можно было бы подарить его делегации из Калининграда. Тогда каждый житель этого города сможет увидеть героя в лицо.

Есть мнение

Тамара Гардовская, продавец:

– Каждый день  гуляю с внуком по бульвару Победы. Недавно рассказала ему, что здесь установят памятный знак нашим героям. У него появился живой интерес: стал расспрашивать, чем прославились Лизюковы.  Уверена, что благодаря удачному расположению скульптуры её увидит множество горожан и гостей города, у которых история мужественных командиров вызовет такой же неподдельный интерес.

А так устанавливали памятный знак братьям Лизюковым на площади Победы

Метки: