Плечом к плечу, спиной к спине они встали в полный рост 3 июля в День Независимости Республики Беларусь на площади Победы в центре Гомеля. «Почему спиной к спине? Это известный среди мальчишек уличный приём, который помогает обороняться от нападающих», – поясняет задумку композиции гомельский скульптор Валерий Кондратенко.
Только мужественным братьям Евгению, Александру и Петру Лизюковым в годы Великой Отечественной войны выпали совсем не детские испытания. Корреспондент «Гомельских ведомостей» побывал на «Литейном дворе» в деревне Узляны Пуховичского района Минской области, чтобы рассказать о том, как шла работа по созданию памятного знака нашим героическим землякам.
Будто на передовой. Первые наброски монументальной композиции Валерий Кондратенко сделал ещё в 2015 году:
– Чтобы соблюсти портретное сходство, просматривал большое количество архивных снимков, которые предоставил Гомельский областной музей военной славы.
Сделал множество эскизов. Недавно в цех приезжал внучатый племянник Александра Лизюкова Иван Афанасьев. Остался доволен тем, насколько точно воспроизведены черты предков.
Для меня было важно, что я создаю не обобщённый образ героических воинов, а конкретных исторических личностей. Это ключевой момент в данной работе. И что важно: все трое – коренные гомельчане.




Из-за этого на статуях начинают проступать золотистые блики.
Особенно яркие они – у звезды Героя Советского Союза, которая украшает грудь Александра Лизюкова.


Подвиг без срока давности. Скульптура Александра Лизюкова пока лежит на железных подставках.




«Смелость Александра Ильича была безгранична, – писал маршал Константин Рокоссовский. – Был момент, когда немцы перехватили горловину мешка в районе переправ через Днепр. Подразделения Лизюкова отбросили и уничтожили весь вражеский отряд». За подвиг, совершённый на Соловьёвой переправе, в августе 41-го года Александр Ильич и был представлен к высшей награде СССР.
В руках у Александра Лизюкова карта, на которой отмечены Воронеж и село Лебежье, где погиб наш земляк, защищая российский город.
Другой рукой командующий 5-й танковой армией будто упёрся в оборонительный рубеж.

Глаза полководца устремлены вперёд. В них полная уверенность в своих силах. В танкистском же шлеме угадывается рыцарский, что придаёт фигуре наряду с внушительным торсом богатырскую мощь и ощущение силы духа.


– Может, и больше, – поправляет меня Валерий Андреевич. – Ведь для подвига тех, кто шёл к победе, нет срока давности.
– Создание таких монументальных композиций наверняка требует больших физических затрат.
– Знаете, после работы над мемориалом «Операция “Багратион”» высотой семь метров с фигурами военачальников

– Валерий Андреевич, откуда такая тяга к военной тематике?
– Я родился в семье военного. Отец прошёл финскую, Великую Отечественную и Корейскую войны, летал на бомбардировщике, ушёл в запас полковником. Так что эта тема мне близка.
– На бульваре и площади Победы нет ни одной скульптурной композиции, которая бы ассоциировалась с героизмом воинов Красной армии. Поэтому вполне оправданно появление здесь памятного знака братьям Лизюковым, – Валерий Кондратенко, скульптор.
Доказали ценой жизни


– Не кажется ли вам символичным то, что вы создаёте фигуру Евгения Лизюкова всего в нескольких километрах от места его захоронения.
– Безусловно. Вы, кстати, там были?
– Нет…
– Давайте вас подвезу. Тут километра три до деревни Новополье.




– Пора выступить с инициативой об установлении нового бюста, тем более что Евгений Лизюков ценой своей жизни доказал, кто настоящий герой, – делится мыслями Валерий Кондратенко.
Ещё раз взглянув на братскую могилу, мы покидаем памятное место.
Скульптор Валерий Кондратенко мечтает установить в Гомеле памятник Константину Рокоссовскому. Его, по задумке автора, можно было бы поставить на площади Восстания, перенеся в другое место танк Т-34. «Операция Багратион разрабатывалась в нашем городе, где маршал прожил полгода, – подчёркивает скульптор.– И его фигура на коне с парада Победы могла бы украсить наш областной центр».
– В следующий раз встретимся 3 июля на открытии, – пожимаю на прощание руку скульптору.
– Слышал, что там будут представители Воронежа и Калининграда, – говорит Валерий Андреевич. – А ведь в посёлке под Калининградом на месте захоронения Петра Лизюкова нет и ему бюста. Мы могли бы сделать подарок. Дело в том, что при создании начального варианта головы и плечевого пояса Петра Лизюкова плохо отлился погон. Тогда мы отлили заново, а первый вариант, который можно превратить в бюст, остался. Можно было бы подарить его делегации из Калининграда. Тогда каждый житель этого города сможет увидеть героя в лицо.
Есть мнение
Тамара Гардовская, продавец:
– Каждый день гуляю с внуком по бульвару Победы. Недавно рассказала ему, что здесь установят памятный знак нашим героям. У него появился живой интерес: стал расспрашивать, чем прославились Лизюковы. Уверена, что благодаря удачному расположению скульптуры её увидит множество горожан и гостей города, у которых история мужественных командиров вызовет такой же неподдельный интерес.
 
 
























































 
   
   
   
   
  





















