Архитектор из Гомеля – о судьбе, символах и творческом потенциале славян

Архитектор из Гомеля – о судьбе, символах и творческом потенциале славян

21.11.2022 в 10:46
Дмитрий Боярчук, "Народная газета", фото: Иван Яриванович

Как наши яблоки докатились до Хабаровска и причем здесь архитектура малых форм.

В 12 городах России, Украины и Беларуси успела пожить Тамара Дмитриева. Что она думает о времени, творчестве и некогда большой стране без границ.

Сад мечты 

Уже в детстве Тамаре Дмитриевой пришлось не раз переезжать из города в город. Обычная судьба семьи военного. Родилась в Красноярске, но уже через два года переехала в Ленинград, а после в Беларусь. В Гомеле оказалась не сразу, но в четвертый класс пошла в местную школу, которая находилась рядом с символичным для ее творчества местом.

Тамара Валерьевна вспоминает:

— Там, где сейчас транспортное кольцо, стояли частные дома с яблоневыми садами. В этих домах жили мои одноклассники, мы проводили там много времени.  

Затем она поступила на архитектурный факультет в Минский политехнический институт. Мечтала проектировать многоэтажные дома. После получения диплома девушку хотели отправить в Полоцк или назад в Гомель. А потом предложили Алма-Ату, Свердловск, Красноярск и Иркутск: 

— Выбрала Иркутск. 

Белорусские деревни в Сибири

В Иркутске она познакомилась с мужем Борисом Дмитриевым, тоже архитектором. Вышла замуж, родила троих детей:

— В Сибири, к слову, живет много белорусов. В то время даже целые деревни, населенные только белорусами, были не редкостью. 

Позже семья переехала в Саянск. Но грянул развал Советского Союза, предрекали голод. Дмитриевы решили уезжать в Беларусь или Украину. На запад, как говорят сибиряки. Больше перспектив виделось в Днепропетровске, где у супруга были хорошие связи. 

— Где-то в 1998 году познакомилась с местной керамисткой Антониной Никитской. Начала лепить из глины простые сувенирные «пустые» яблочки. Продавала их — тем и зарабатывала. 

Языковой раскол

В 2003-м Тамара Валерьевна с детьми переехала к родителям в Беларусь. Причина серьезная: тяжело заболел отец. Вскоре его не стало и, казалось бы, пора снова уезжать. Но именно тогда в стране развернулась масштабная республиканская программа по благоустройству. Советский район Гомеля усиленно искал архитектора для создания ландшафтных скульптур:

— Серьезные люди считали себя выше малых форм. А я согласилась. Идей было много, подготовила эскизы. Спросили, могу ли работать с чугуном. Сказала, что могу, хотя до этого мы только отливкой из бетона занимались. Технологию себе представляла — решила, что справлюсь. 

Тамара Валерьевна говорит, что о выборе остаться в Беларуси ни разу не пожалела:

— В Украине уже разрастались спекуляции на теме языка, другие нехорошие тенденции. Я предчувствовала страшные вещи. В обществе начался серьезный раскол. 

Ящерица застыла на камне 

Простор для творчества у Тамары Валерьевны был огромным. Советский район Гомеля по населению сравним с Пятигорском или Керчью. Да и территорией не обделен. Первыми появились бетонные «Черепахи» в местном парке, потом чугунная «Ящерица» на камне, гигантские бетонные яблоки на месте бывшего сада. Эти «фирменные» яблоки затем начали «наливаться» и в других городах. «Докатились» даже до Хабаровска.  Да и монументальная «Рысь» на въезде в областной центр — дело рук Дмитриевой. А вот в другом уголке города стоит более необычная скульптура, похожая на огромный глаз, солнце и луну одновременно. 

История появления этого чуда такая:

— В Ханты-Мансийском автономном округе строили город Белоярский.  Причем там работали в основном строители из Беларуси. Я решила предложить скульптуру на основе фольклора Ханты-Манси. У этого народа есть бог, его зовут «Тот, кто наблюдает». Появился такой образ. Правда, в итоге не в Белоярском, а в Гомеле. Солнце стоит именно на том месте, где в районе проводят гуляния на Купалье. Думаю, это символично.

Искусство против потребительства

В последние годы Тамара Дмитриева руководит образцовой студией декоративно-прикладного искусства «Архитектура. Дизайн. Лепка» районного Центра творчества детей и молодежи. 

— Учу детей уже десять лет. Начинаем с яблок, но создаем и более крупные формы. Даже двор украшали вместе с ребятами. У славянских народов всегда был могучий творческий потенциал. Нужно давать ему выход, а не прикрывать крышкой потребления. Над этим и работаю по мере сил.

Архитектор из Гомеля – о судьбе, символах и творческом потенциале славян

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Метки: