Бег на месте. В Гомельской области к порядку на земле привлекали мертвые души

Бег на месте. В Гомельской области к порядку на земле привлекали мертвые души

11.10.2017 в 14:17
Виолетта Дралюк, "СБ. Беларусь сегодня", фото автора и КГК Гомельской области

Порядок на земле вновь в центре внимания. На совещании у Президента поставлена задача: будущий год в этом вопросе станет ключевым. Идет ли речь о дорогах, промышленных площадках, сельскохозяйственных угодьях или деревнях. При этом в стремлении к порядку хороши только те способы, которые дают результат, а не создают видимость. Могут ли послужить на благо делу предписания, адресованные мертвым душам и мифическим владельцам? Этими вопросами заинтересовался Комитет государственного контроля Гомельской области, проверив ситуацию на местах.

Бег на месте. В Гомельской области к порядку на земле привлекали мертвые души

Там, где по-настоящему нужно было наводить порядок, зачастую обходились отписками.

Житковичский район по масштабам из категории средних. Однако в работе по наведению порядка на земле небольшой район опережает, скажем, всю Брестскую область, вместе взятую. Количество предписаний о нарушениях земельного законодательства, выданных и теми и другими за прошлый год, практически одинаково — более 1,2 тысячи. Но это, если верить статистике. А если проверить цифры и факты, как это сделал областной госконтроль? Открываются удивительнейшие вещи. Житковичская деревня Гребень, улица Первомайская, 1. Хозяину этого адреса по весне отправилось предписание из районной землеустроительной службы о том, что на участке надо бы выкосить сорняки. И стоит сказать, владелец исполнил требование в срок. О том имеется запись в журнале регистрации выданных предписаний земслужбы. Но вот незадача. В издержки масштабной работы посвящает начальник отдела КГК области Тарас Кривусев, на месте изучавший положение дел:

Тарас Кривусев.

— При сверке документов выяснилось, что, во–первых, по этому адресу находится сельская школа, во–вторых, упомянутый владелец умер еще в 2010 году и проживал в другой деревне и на другой улице. Схожая ситуация и по деревне Рудня, улица Молодежная, 1. Местный житель, которого также весной этого года призвали к наведению порядка, умер пять лет назад. Более того, по названному адресу земельного участка просто не существует. Там же, где надо было проконтролировать исполнение, — отписка. Например, в деревне Озераны владелицу участка по улице Лельчицкой дважды обязывали навести порядок. По записям земслужбы, требование исполнялось. Но когда мы осмотрели участок, то не увидели признаков наведения порядка.

Результаты проверки по отдельно взятым деревням сильно пошатнули веру в отчетные цифры в целом по району. Когда контролеры решили изучить документацию землеустроительной службы за 2015 и 2016 годы, здесь не смогли предъявить 1,5 тысячи предписаний, или 45 процентов от их общего количества. Не нашлось и других свидетельств контрольных трудов: ни фотографий, ни актов осмотра…

В местной службе, к слову, не скрывали, что есть ориентиры на внутренние показатели. Не хотелось плестись в хвосте статистики. Ведь Гомельщина в целом лидирует в стране по этой позиции. За прошлый год внесено почти 34,5 тысячи предписаний за нарушения земельного законодательства, что в разы больше, чем в других областях страны. Потому при таких серьезных темпах могли случаться неточности… Только вот пока множатся показатели с одной стороны, упускаются важные вещи с другой. В Комитете госконтроля области аргументируют фактами.

Территория ПМК: в отчете житковичской земслужбы она благоустроена.

Вернемся в Житковичский район. Осенью прошлого года на территории местного ПМК зафиксировали нарушения: разлив гудрона, строительный и бытовой мусор на территории. Через месяц земслужба отчиталась, что порядок наведен. Но в этом году предприятие проверили работники областного КГК.

Их вывод: фактически все осталось на том же месте и в том же виде. Или другая точка на карте района — луговые земли между поселком Червоное и агрогородком Семенча, которые поросли деревьями и кустарниками. Чтобы теперь привести гектары в порядок, надо корчевать, а для этого вложить немалые средства. Что обычно делают местные власти в таких случаях? Переводят земли в несельскохозяйственные. Тарас Кривусев делает главный акцент:

— За последние три года площадь сельскохозяйственных земель в целом по области сократилась на 30,4 тысячи гектаров. При этом площадь земель, заросшая деревьями и кустарниками, увеличилась на 30 тысяч. Основная причина — бесхозяйственное отношение пользователей к угодьям. И это действительно требует первоочередного внимания контрольных служб на местах. Только по прошлому году потери по выбытию из сельхозоборота пахотных земель превысили более 2,8 миллиона рублей.

По адресу школы пришло предписание о наведении порядка на имя давно умершего сельчанина, который жил в другой деревне и на другой улице.

Понятно, что землеустроительная служба — это не офис «белых воротничков». Первоочередных задач и обязанностей здесь хватает. А вот кадровых и технических ресурсов достает не всегда. О том говорит и начальник землеустроительной службы области Александр Матарас:

— Когда большой объем работы, в доступе не всегда полный и объективный банк данных, зачастую отсутствие в районах служебного транспорта… Сбои и ошибки исключить нельзя. Для нас результаты проверки госконтроля — отправная точка для корректировки всей работы. Упор сделаем не на объеме проверок, а на их качестве.

До нового года областной землеустроительной службе предстоит навести порядок в делах, после чего представить в госконтроль работу над ошибками. К слову, точечные меры уже последовали. В Житковичском районе начальника землеустроителей освободили от должности.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ

Ветковская землеустроительная служба в мае прошлого года направила руководителю одного из районных предприятий сразу пять предписаний по одному и тому же вопросу — наведению порядка. Так здесь показывали эффективность контроля.

КСТАТИ

Комитет госконтроля Гомельской области установил, что в регионе вообще не принимались меры по возмещению вреда по фактам деградации пахотных и улучшенных луговых земель из–за их зарастания.