Гид по остановкам. Как на улицах Гомеля появляются остановочные комплексы и кто в ответе за их функциональность

09.09.2017 в 12:39
Елена Чернобаева, "Белка", фото: Мария Амелина, Вячеслав Коломиец

В ожидании общественного транспорта гомельчанам приходится испытывать на себе достоинства и не­достатки остановок. Часто кажется, что недостатков больше. Когда в лицо летит январский снег, за ши­ворот льётся сентябрьский дождь или в макушку пе­чёт августовское солнце. И пусть не удивляются про­ектировщики, что в такие минуты им нехорошо икает­ся. Но, может быть, дело всего лишь в нашей привыч­ке всем возмущаться? Ведь до начала 90-х остановоч­ных павильонов в областном центре практически не было (пара скамеек и расписание — не в счёт). Кто, за сколько и по каким правилам сейчас их устанавлива­ет, рассказали в городском управлении архитектуры и градостроительства.

Способ №1: устанавливают частные предприниматели

Это самый распространённый и опробованный ещё с 90-х годов способ. Помните, тогда везде открывались коммерческие ларьки. В принципе, правила, по которым разрешали торговать на остановках в те годы и сейчас, сильно не изменились. Разве что отношения между част­ником и государством стали серьёзнее — нужно боль­ше согласований и документов.

Происходит это так. Частному предпринимателю вы­деляется в аренду земельный участок, где он возводит легкотипный торговый павильон, но с условием: до­полнительно оборудовать остановочный комплекс и обслуживать его. То есть ремонтировать, модернизи­ровать, убирать.

Слово «модернизировать» здесь важное. От ста­рых ларьков на остановках городские власти призыва­ют ипэшников избавляться в пользу красивых совре­менных павильонов. Если частник арендует пять-шесть остановочных пунктов и сразу все обновить не может, то должен делать это поэтапно. Но делать. За внешним видом павильонов придётся следить.

Ещё недавно это была стандартная синяя пластиковая остановка. За счёт собственника павильона она преобразилась

Пускать на остановки частных предпринимателей — хороший способ экономии бюджетных средств. Не нужно вкладываться в их ремонт и уборку. Это сдела­ют ипэшники, а ещё создадут рабочие места и уплатят налоги.

По такому же принципу работают на остановках ре­кламные организации. Устанавливают павильон, а по­том зарабатывают на размещении рекламы. Их, кстати, пускают даже в исторический центр, куда дорога торго­вым точкам заказана. Но об этом в следующем разделе.

Пример прозрачной остановки в центре города, где проблему содержания решают за счёт рекламы

Как правило, предприниматели сами заинтересованы в том, чтобы «арендовать остановку». Присмотрят ме­сто, а потом звонят в городское управление архитекту­ры и градостроительства или районным архитекторам.

— Есть востребованные остановочные пункты, от же­лающих их арендовать нет отбоя. Есть менее популяр­ные, где мы сами формируем участки. Но и в том, и в другом случае проводим аукцион. Самостоятельно мы их не распределяем, — рассказывает нюансы замести­тель городского архитектора Кирилл Гапеев.

Эта остановка давно нуждается в модернизации. Но на улицах Хатаевича и Мазурова город новые площадки под легкотипные павильоны сейчас не формирует. Если там и будут что-то менять, то за счёт бюджета

Остановочный комплекс — это не капитальное стро­ение. Изготавливать проектно-сметную документацию не нужно. Достаточно паспорта объекта, согласованно­го в городском управлении архитектуры. В паспорте в упрощённой форме показаны внешний вид комплекса и его привязка к местности.

Стоимость разная и зависит от возможностей ипэш­ника, говорит Гапеев. Кто-то потратит на остановочный комплекс 2 тысячи белорусских рублей, а кто-то 5 ты­сяч евро. Естественно, внешний вид этих остановок бу­дет кардинально отличаться.

Но это не значит, что предприниматели ставят павильоны на свой вкус и цвет.

— Единой концепции, как должны выглядеть оста­новочные пункты, в городе нет. Но в каждом конкрет­ном случае мы обращаем внимание на удобство и вме­стимость. Если планируется установить комплекс в ме­сте с серьёзным пассажиропотоком, то он будет боль­шей площади, — замечает архитектор.

Пример — «Завод измерительных приборов», где остановку обновили после реконструкции. Типовой па­вильон за счёт установки нескольких секций получил­ся длинным и вместительным. На остановках, где не­большой пассажиропоток, главное — чтобы была кры­ша над головой, куда можно спрятаться от солнца, до­ждя и ветра.

— Ещё смотрим привязку к местности. Для нас важ­но, как комплекс впишется в архитектуру улицы. И в этом плане больше всего сложностей с авторскими ра­ботами, — объясняет Гапеев.

Остановочный комплекс из морского контейнера установила минская фирма. Обошлось это ей недёшево — в 20 тысяч белорусских рублей

Способ №2: устанавливает город за бюджетные деньги или спонсоры

Решить вопрос за счёт частников получается не всег­да. Есть в Гомеле улицы, где торговым павильонам на остановках не место. Например, в историческом центре. Обратите внимание, на площади Ленина их нет. Возле драматического театра нет даже остановочного павильо­на. Ещё не придуман такой, что впишется в концепцию площади и не будет закрывать вид на здание театра. От­сутствуют крытые остановки и на улице Пролетарской.

— Приходится жертвовать удобством людей в уго­ду внешнему виду исторического центра, — приво­дит аргумент архитектор. — И желательно, чтобы на центральных улицах остановки были из прозрачного пластика. Глухой объект закроет то, что за ним. Фаса­ды зданий, например. Прозрачная остановка менее за­метная.

Правда, специальной строки на установку и содер­жание остановочных комплексов в городских расхо­дах нет. Деньги из бюджета выделяются в целом на благоустройство. Отсюда и «отщипывают» на навесы.

В новых микрорайонах остановочные комплексы по­являются в основном за счёт застройщика. Внешний вид у них приблизительно одинаковый — сочетание прозрачного и разноцветного пластика плюс металли­ческий каркас. Это самый простой, эстетичный и дешё­вый материал, говорит Кирилл Гапеев.

Да и купить такой павильон для предпринимателя большого труда не составляет. Производителей в Бела­руси много, они предлагают уже готовые комплексы. В Интернете по запросу «купить остановку в Гомеле» по­лучим много предложений от предпринимателей из раз­ных городов страны. Самые дешёвые по 800 рублей. Но средняя цена 2-3 тысячи.

Остановочный комплекс с торговым павильоном «Улица Головацкого» (движение — в центр города). Пример стандартного навеса с металлическим каркасом и пластиковой крышей

Если прогуляться по улицам Хмельницкого и Барыкина, обязательно в поле зрения попадут метал­лические остановочные павильоны с элементами ху­дожественного литья. Когда-то такие производил завод «Центролит». Кстати, среди гомельчан бытует мнение, что эти остановки — самые практичные, лучше других защищают от ветра, дождя и солнца.

Запас прочности у них действительно большой, но не вечный. А стоит художественное литьё дороже пла­стика. Вот почему производство центролитовских оста­новок прекратили.

Фирменная остановка завода «Центролит»

Недавно в Новобелице появился «гибридный» оста­новочный павильон, где прозрачный пластик соседству­ет с элементами художественной ковки. Их изготовил местный умелец. Смотрится не массивно. Может быть, такой вариант в городе приживётся.

Пример спонсорской остановки — павильон на Речицком проспекте возле парка Фестивального. Его установку профинансировал строймаркет «КСК». Про­ект дизайнерский. Обращает на себя внимание необыч­ной формой крыши в виде берёзового листа.

Современный остановочный комплекс на улице Борисенко тоже появился благодаря спонсорской помощи «КСК»

Способ №3: необычные авторские остановки

Из общей пластиково-металлической массы выделяют­ся авторские остановки. Их обычно предлагают молодые частные компании, которые занимаются дизайнерскими разработками. Таких остановочных пунктов в Гомеле по­ка мало, но появляются. И это радует.

— С авторскими работами к нам обращаются нечасто. Обычно они дорогостоящие, а предприниматели, да и го­род, считают деньги. Навязывать кому бы то ни было го­товые проекты мы не можем. Предлагать — да. Второй вариант — компания арендует участок, установит остано­вочный комплекс и будет его эксплуатировать. Опять же, бывает, работу сложно выполнить, если её собственник настаивает на том месте, которое выбрал сам. Когда уже есть сложившаяся городская среда, вписать в неё необыч­ный объект проблематично, — говорит Кирилл Гапеев.

Кирилл Гапеев на фоне самой интересной, по его мнению, остановки в Гомеле — «Фабрика «8 Марта»

Знаменитая интерактивная остановка на «8 Марта», где есть wi-fi, солнечные батареи, сиденья с подогревом и прочий необычный в гомельских реалиях функцио­нал, появилась как пилотный проект компании «АйТи­ПроектСтрой».

Изначально её планировали установить на «Заводе из­мерительных приборов». Но потом от этой идеи отказа­лись. Слишком уж крутым выглядел остановочный ком­плекс, чтобы прятать его на второстепенной улице. По­сле споров и обсуждений выбрали остановку «8 Марта», потому что там большой пассажиропоток, много моло­дёжи и есть мощный источник электроэнергии. Она не­обходима комплексу для нормальной работы.

Умная остановка появилась год назад. Смог ли соб­ственник заработать за счёт рекламной площади, оправ­дались ли его ожидания, пока не известно.

— Тогда владельцы говорили, если остановка начнёт приносить прибыль, подумают над тем, чтобы установить в Гомеле ещё одну такую же. Но пока молчат. По край­ней мере, к нам не обращались, — огорчён архитектор.

Кирилл Гапеев, к слову, за современные остановки в стиле хай-тек. Та, что на «8 Марта», его любимая. В ней всё прекрасно — и дизайн, и материалы, и наполнение. Но, увы, для городского бюджета она слишком дорогая.

Как и та, что сделана из морского контейнера и уста­новлена на «Улице Чонгарской дивизии». Это тоже ра­бота одной минской фирмы. Стоит она 20 тысяч бело­русских рублей. Чувствуете разницу? Если средняя це­на пластиковой, как мы уже выяснили, 2-3 тысячи. Так что появление современных комплексов на улицах горо­да сегодня зависит от частной инициативы.

Метки:

Обсуждение