В ожидании общественного транспорта гомельчанам приходится испытывать на себе достоинства и недостатки остановок. Часто кажется, что недостатков больше. Когда в лицо летит январский снег, за шиворот льётся сентябрьский дождь или в макушку печёт августовское солнце. И пусть не удивляются проектировщики, что в такие минуты им нехорошо икается. Но, может быть, дело всего лишь в нашей привычке всем возмущаться? Ведь до начала 90-х остановочных павильонов в областном центре практически не было (пара скамеек и расписание — не в счёт). Кто, за сколько и по каким правилам сейчас их устанавливает, рассказали в городском управлении архитектуры и градостроительства.
Способ №1: устанавливают частные предприниматели
Это самый распространённый и опробованный ещё с 90-х годов способ. Помните, тогда везде открывались коммерческие ларьки. В принципе, правила, по которым разрешали торговать на остановках в те годы и сейчас, сильно не изменились. Разве что отношения между частником и государством стали серьёзнее — нужно больше согласований и документов.
Происходит это так. Частному предпринимателю выделяется в аренду земельный участок, где он возводит легкотипный торговый павильон, но с условием: дополнительно оборудовать остановочный комплекс и обслуживать его. То есть ремонтировать, модернизировать, убирать.
Слово «модернизировать» здесь важное. От старых ларьков на остановках городские власти призывают ипэшников избавляться в пользу красивых современных павильонов. Если частник арендует пять-шесть остановочных пунктов и сразу все обновить не может, то должен делать это поэтапно. Но делать. За внешним видом павильонов придётся следить.

Ещё недавно это была стандартная синяя пластиковая остановка. За счёт собственника павильона она преобразилась
Пускать на остановки частных предпринимателей — хороший способ экономии бюджетных средств. Не нужно вкладываться в их ремонт и уборку. Это сделают ипэшники, а ещё создадут рабочие места и уплатят налоги.
По такому же принципу работают на остановках рекламные организации. Устанавливают павильон, а потом зарабатывают на размещении рекламы. Их, кстати, пускают даже в исторический центр, куда дорога торговым точкам заказана. Но об этом в следующем разделе.

Пример прозрачной остановки в центре города, где проблему содержания решают за счёт рекламы
Как правило, предприниматели сами заинтересованы в том, чтобы «арендовать остановку». Присмотрят место, а потом звонят в городское управление архитектуры и градостроительства или районным архитекторам.
— Есть востребованные остановочные пункты, от желающих их арендовать нет отбоя. Есть менее популярные, где мы сами формируем участки. Но и в том, и в другом случае проводим аукцион. Самостоятельно мы их не распределяем, — рассказывает нюансы заместитель городского архитектора Кирилл Гапеев.

Эта остановка давно нуждается в модернизации. Но на улицах Хатаевича и Мазурова город новые площадки под легкотипные павильоны сейчас не формирует. Если там и будут что-то менять, то за счёт бюджета
Остановочный комплекс — это не капитальное строение. Изготавливать проектно-сметную документацию не нужно. Достаточно паспорта объекта, согласованного в городском управлении архитектуры. В паспорте в упрощённой форме показаны внешний вид комплекса и его привязка к местности.
Стоимость разная и зависит от возможностей ипэшника, говорит Гапеев. Кто-то потратит на остановочный комплекс 2 тысячи белорусских рублей, а кто-то 5 тысяч евро. Естественно, внешний вид этих остановок будет кардинально отличаться.
Но это не значит, что предприниматели ставят павильоны на свой вкус и цвет.
— Единой концепции, как должны выглядеть остановочные пункты, в городе нет. Но в каждом конкретном случае мы обращаем внимание на удобство и вместимость. Если планируется установить комплекс в месте с серьёзным пассажиропотоком, то он будет большей площади, — замечает архитектор.
Пример — «Завод измерительных приборов», где остановку обновили после реконструкции. Типовой павильон за счёт установки нескольких секций получился длинным и вместительным. На остановках, где небольшой пассажиропоток, главное — чтобы была крыша над головой, куда можно спрятаться от солнца, дождя и ветра.
— Ещё смотрим привязку к местности. Для нас важно, как комплекс впишется в архитектуру улицы. И в этом плане больше всего сложностей с авторскими работами, — объясняет Гапеев.

Остановочный комплекс из морского контейнера установила минская фирма. Обошлось это ей недёшево — в 20 тысяч белорусских рублей
Способ №2: устанавливает город за бюджетные деньги или спонсоры
Решить вопрос за счёт частников получается не всегда. Есть в Гомеле улицы, где торговым павильонам на остановках не место. Например, в историческом центре. Обратите внимание, на площади Ленина их нет. Возле драматического театра нет даже остановочного павильона. Ещё не придуман такой, что впишется в концепцию площади и не будет закрывать вид на здание театра. Отсутствуют крытые остановки и на улице Пролетарской.
— Приходится жертвовать удобством людей в угоду внешнему виду исторического центра, — приводит аргумент архитектор. — И желательно, чтобы на центральных улицах остановки были из прозрачного пластика. Глухой объект закроет то, что за ним. Фасады зданий, например. Прозрачная остановка менее заметная.
Правда, специальной строки на установку и содержание остановочных комплексов в городских расходах нет. Деньги из бюджета выделяются в целом на благоустройство. Отсюда и «отщипывают» на навесы.
В новых микрорайонах остановочные комплексы появляются в основном за счёт застройщика. Внешний вид у них приблизительно одинаковый — сочетание прозрачного и разноцветного пластика плюс металлический каркас. Это самый простой, эстетичный и дешёвый материал, говорит Кирилл Гапеев.
Да и купить такой павильон для предпринимателя большого труда не составляет. Производителей в Беларуси много, они предлагают уже готовые комплексы. В Интернете по запросу «купить остановку в Гомеле» получим много предложений от предпринимателей из разных городов страны. Самые дешёвые по 800 рублей. Но средняя цена 2-3 тысячи.

Остановочный комплекс с торговым павильоном «Улица Головацкого» (движение — в центр города). Пример стандартного навеса с металлическим каркасом и пластиковой крышей
Если прогуляться по улицам Хмельницкого и Барыкина, обязательно в поле зрения попадут металлические остановочные павильоны с элементами художественного литья. Когда-то такие производил завод «Центролит». Кстати, среди гомельчан бытует мнение, что эти остановки — самые практичные, лучше других защищают от ветра, дождя и солнца.
Запас прочности у них действительно большой, но не вечный. А стоит художественное литьё дороже пластика. Вот почему производство центролитовских остановок прекратили.

Фирменная остановка завода «Центролит»
Недавно в Новобелице появился «гибридный» остановочный павильон, где прозрачный пластик соседствует с элементами художественной ковки. Их изготовил местный умелец. Смотрится не массивно. Может быть, такой вариант в городе приживётся.
Пример спонсорской остановки — павильон на Речицком проспекте возле парка Фестивального. Его установку профинансировал строймаркет «КСК». Проект дизайнерский. Обращает на себя внимание необычной формой крыши в виде берёзового листа.

Современный остановочный комплекс на улице Борисенко тоже появился благодаря спонсорской помощи «КСК»
Способ №3: необычные авторские остановки
Из общей пластиково-металлической массы выделяются авторские остановки. Их обычно предлагают молодые частные компании, которые занимаются дизайнерскими разработками. Таких остановочных пунктов в Гомеле пока мало, но появляются. И это радует.
— С авторскими работами к нам обращаются нечасто. Обычно они дорогостоящие, а предприниматели, да и город, считают деньги. Навязывать кому бы то ни было готовые проекты мы не можем. Предлагать — да. Второй вариант — компания арендует участок, установит остановочный комплекс и будет его эксплуатировать. Опять же, бывает, работу сложно выполнить, если её собственник настаивает на том месте, которое выбрал сам. Когда уже есть сложившаяся городская среда, вписать в неё необычный объект проблематично, — говорит Кирилл Гапеев.

Кирилл Гапеев на фоне самой интересной, по его мнению, остановки в Гомеле — «Фабрика «8 Марта»
Знаменитая интерактивная остановка на «8 Марта», где есть wi-fi, солнечные батареи, сиденья с подогревом и прочий необычный в гомельских реалиях функционал, появилась как пилотный проект компании «АйТиПроектСтрой».
Изначально её планировали установить на «Заводе измерительных приборов». Но потом от этой идеи отказались. Слишком уж крутым выглядел остановочный комплекс, чтобы прятать его на второстепенной улице. После споров и обсуждений выбрали остановку «8 Марта», потому что там большой пассажиропоток, много молодёжи и есть мощный источник электроэнергии. Она необходима комплексу для нормальной работы.
Умная остановка появилась год назад. Смог ли собственник заработать за счёт рекламной площади, оправдались ли его ожидания, пока не известно.
— Тогда владельцы говорили, если остановка начнёт приносить прибыль, подумают над тем, чтобы установить в Гомеле ещё одну такую же. Но пока молчат. По крайней мере, к нам не обращались, — огорчён архитектор.
Кирилл Гапеев, к слову, за современные остановки в стиле хай-тек. Та, что на «8 Марта», его любимая. В ней всё прекрасно — и дизайн, и материалы, и наполнение. Но, увы, для городского бюджета она слишком дорогая.
Как и та, что сделана из морского контейнера и установлена на «Улице Чонгарской дивизии». Это тоже работа одной минской фирмы. Стоит она 20 тысяч белорусских рублей. Чувствуете разницу? Если средняя цена пластиковой, как мы уже выяснили, 2-3 тысячи. Так что появление современных комплексов на улицах города сегодня зависит от частной инициативы.