Бесформенную шерсть - в произведения искусства: гомельчанка Татьяна Громыко создаёт уникальные куклы

Бесформенную шерсть – в произведения искусства: гомельчанка Татьяна Громыко создаёт уникальные куклы

18.05.2018 в 23:02
Татьяна Сычкова, "Гомельские ведомости", фото: Анна Пащенко и из личных архивов героини

Смотришь на этих малышей, и, кажется, они вот-вот заговорят – до того реалистично сделаны. Носики-курносики, реснички одна к одной, крохотные ботиночки – трудно поверить, что всё это выполнено вручную. Настоящая ювелирная работа, по-другому не скажешь. Мастер авторских кукол Татьяна Громыко превращает бесформенную шерсть в миниатюрные произведения искусства. Причём является единственной в Беларуси, кто изготавливает настолько мелкие подвижные детали.

Первый блин не всегда комом

Довольно часто бывает, что люди выбирают увлечение, диаметрально противоположное основной деятельности. Так вот, наш мастер не из их числа. Татьяна – профессиональный художник и сейчас трудится на фабрике игрушек. В своё время она окончила Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов (роспись по дереву), но всё же тяга к рукоделию была заметна ещё в детстве.

– Лет с шести, когда мама научила шить, я детскими несмелыми стежками шила зверюшек и наряды для кукол, – вспоминает мастер. – В училище занималась росписью шкатулок, яиц, матрёшек. Мне всегда нравилось работать в миниатюре. Потом заинтересовалась валянием шерсти.

Правда, событие, которое, так или иначе, поспособствовало будущему увлечению, довольно печальное: Татьяна вместе с дочкой попала в аварию. Слава богу, всё обошлось, но, чтобы восстановиться, ей пришлось несколько месяцев соблюдать постельный режим. Не лежать же без дела? И она начала искать, чем можно себя занять. Долгое время плела из бисера, а однажды знакомая принесла необычные бусы…

– Они были из шерсти, невероятно красивые, и я тогда подумала: ведь не только  украшения можно изготавливать из этого материала? – смеётся мастер. – Начала искать в интернете. Оказалось, что из шерсти делают множество интересных вещей: одежду, цветы, в конце концов, куклы. Я загорелась.

Думаете, первый блин всегда комом? Не тут-то было. Глядя на Алису – куклу, с которой началось шерстяное творчество Татьяны, – невозможно ни к чему придраться, настолько всё идеально. Милые косички, ресницы, которым позавидует любая красавица, большие, добрые глаза. Но главное – полная подвижность. Кукла словно живая двигает руками, ногами, поворачивает голову. Причём Алиса – самое любимое творение художницы, как ни крути – её первая работа.

У каждой куклы даже паспорт есть

Процесс создания миниатюрных человечков начинается с задумки. Мастера может впечатлить всё что угодно: сказки, фильмы, простые прохожие.

– Бывает, идёшь по городу, видишь, ребёнок бежит по улице, и глаза у него такие синие-синие. Смотрит на всё с восторгом. Так и рождается образ. К тому же у меня самой трое детей, поэтому источников для вдохновения много, – улыбается Татьяна. – Для разнообразия что-то могу подсмотреть в интернете (не образ, а то, что может подтолкнуть к его созданию). Чтобы у малышей была душа, характер, каждую мелочь нужно проработать очень тщательно. Знаете, на самом деле не я выбираю, что сделать: кукла выбирает меня.
У художницы есть персональный чудо-чемоданчик, в котором хранится всё необходимое для творчества. Главное место в этом наборе отведено шерсти – основному  «строительному» материалу.

– Я отрываю маленькие кусочки, собираю в шарик и начинаю валять при помощи специальных иголок с насечками, – поясняет Татьяна. –  Для таких малышей шерсти нужно совсем немного. Чтобы работа считалась качественной, не должно быть видно уколов от иглы. То есть нужно настолько увалять шерсть, чтобы поверхность стала абсолютно однородной.
Так получается заготовка. Затем мастер приваливает к ней другие крохотные комочки и формирует всё, что нужно: ушки, нос, губы, даже зубки.

Что касается глаз, то художница использует два варианта: либо стеклянные, производимые в Минске под заказ, либо делает их самостоятельно из цветной шерсти. Говорит, это придаёт кукле живости. Следующий этап – обрамление глазок. Иногда Татьяна   покупает специальные реснички, а иногда просто обрезает мех и отбирает из него самые тонкие ворсинки. На клей их садит при помощи пинцета. Для создания причёски используются трессы или шерстяная пряжа. 

Единственный элемент, который не всегда можно отыскать в работах Татьяны Громыко, – это брови.

– Не знаю почему, но когда смотришь на куклу, всё в ней настолько гармонично, что даже не замечаешь их отсутствия. Могу сделать только намёк на бровку складочкой шерсти. Да и в целом, пока не скажешь людям, никто не обращает на это внимания. 

При изготовлении  туловища в основном используется проволочный каркас. Он тоже обматывается шерстью и хорошенько «проваливается». Ручки и ножки соединяются специальным нитяным креплением. Более того, тоненькую проволоку можно вставить даже в крохотные пальчики, и каждый будет гнуться. Именно поэтому куклам мастера можно придать любую позу, даже на шпагат посадить.

Чтобы образ получился завершённым, Татьяна шьёт своим героям шикарные костюмы и изготавливает аксессуары. Причём если сама кукла получается сразу, то с нарядами приходится повозиться: капризным малышам далеко не всё приходится по вкусу. И самый последний штрих – паспорт, он есть у каждой куклы, там записано имя, используемые материалы, количество экземпляров и дата рождения.

Два Гран-при

Трудно даже представить, сколько трудолюбия, усердия и терпения необходимо, чтобы сотворить этих малышей. К тому же в сутках только 24 часа, и нужно успевать совмещать основную работу, домашние дела и занятия для души.

– В основном я мастерю по ночам либо несколько часов выкраиваю вечером. По-другому просто не получается. Бывает, сплю по 3-4 часа, но если не выделять на это время, мой творческий потенциал не получит дальнейшего развития, – уверена наша героиня. – Куклы для меня – это скорее  способ самовыражения, чем просто хобби. Очень хочется творить.

На одного малыша в среднем уходит от двух недель до двух месяцев. Иногда Татьяна  делает несколько кукол параллельно. Сказочная тематика – одна из самых любимых. Там полёт фантазии ничем не ограничен, к тому же можно не бояться критики: никто ведь не бывал в стране фей и эльфов?

– Я начала заниматься куклами в 2011-м, думаю, за это время во многом продвинулась. Раньше не выполняла таких сложных элементов – считает мастер. – И, конечно, очень вдохновляет оценка профессионалов. Одно дело, когда комплименты делают родные, знакомые, и совсем другое – жюри.

А на счету художницы два Гран-при. Первая победа была в октябре 2017-го на конкурсе текстильной куклы и игрушки в рамках выставки «Крафт базар» (Санкт-Петербург). Вторая спустя всего месяц – на конкурсе «Кукла года-2017»  (также Санкт-Петербург).

Планы у Татьяны Громыко самые грандиозные. Она хочет создать целую волшебную серию со светящимися деревьями и, конечно же, сказочными персонажами. Ох, сколько часов на это потребуется! Но как говорится: время, потраченное с удовольствием, не считается потраченным. А уж результат, в этом можно не сомневаться, окажется достойным очередной награды.

Метки: