Екатерине Машуковой 25 лет, она самый молодой домоуправ в Гомеле — возглавляет РЭУ-12 госпредприятия «Советское». Удивительно, но пять лет назад она даже не знала о существовании такой должности. Говорит, что в работу влюбилась с первого дня. Звучит странно, но журналисты «Белки» ещё больше открыли рты, когда самым ценным в работе она назвала общение с жильцами. А они, напомним, обычно жалуются.
Как Екатерина оказалась в РЭУ
После окончания Гомельского дорожно-строительного техникума Катя поступила в БелГУТ на факультет промышленного и гражданского строительства сразу на третий курс заочки. Параллельно проходила обязательную отработку в Строительном тресте №14. Клеила обои, шпатлевала и красила стены, делала другой ремонт. Иногда отправляли в командировки. Так, в 2016-м Машукова съездила на пару месяцев в Островец на Белорусскую атомную станцию, а потом участвовала в строительстве высоток в 104-м микрорайоне.
Вскоре отработка закончилась, и наша героиня решила поискать другую работу. В интернете наткнулась на объявление о вакансии ведущего инженера в ремонтно-эксплуатационном участке, что в Западном микрорайоне Гомеля. После собеседования началась стажировка.
— Длилась стажировка неделю. Я общалась с мастерами, задавала вопросы специалисту, на чьё место устраивалась. Тогда она ещё не ушла в декрет. Ходила вместе с ней по обращениям граждан. Много узнала о том, на что обычно жалуются жильцы и какая польза от каждого звонка. Было максимально интересно.
Катю взяли. Мотивация не пропала ни через месяц, ни через два.
— Помогать людям — бесценно. К тому же чувствуешь обратную связь. Люди всегда волнуются, когда звонят. Никто же не станет тревожить нас в праздничном настроении? Звонят с проблемой, а наша задача — устранить её. Так что да, жалобы — наше всё…
Почему «жалобы — наше всё»?
Если приходить в ЖКХ из другой сферы, нужно как минимум три месяца вникать и привыкать к системе, говорит Катя. Понимать, что люди, которые звонят, не желают лично тебе ничего плохого, переходят на грубость не специально, а эмоционально высказываются, так как действительно, на их взгляд, находятся в невыносимых условиях.
— Иногда это оправданно. Например, если в квартире постоянно сыро, и установлено, что влага идёт извне, а не порождается внутри помещения, то надо, конечно, наружную стену «одевать в шубу». Раньше такие дома ставили в отдельную очередь на термореновацию, сейчас всё иначе. Утепление проводится долевым способом с участием средств жильцов. Если они готовы оплатить половину стоимости, то работы выполняются. К сожалению, на территории РЭУ-12 таких прецедентов ещё не было. В целом по району термореновацию заказывают жильцы отдельно взятых квартир или этажа, — делится подробностями собеседница.
За три года Катя погрузилась в рутину по решению чужих проблем и в 2019-м возглавила РЭУ. Говорит, что выходит на работу даже в выходные. А один раз, когда на улице Горького был пожар, её вызвали на работу ночью.
Самый частый вопрос, который ей задают жильцы — «За что мы платим?».
— Спокойно расшифровываю жировку по каждой позиции. Это тоже часть нашей работы.
Кто все эти жалобы закрывает?
С переходом Екатерины на должность руководителя коллектив не поменялся.
— Некоторые здесь работают уже больше двадцати лет. Мастера, например. Они очень хорошо знают территорию и людей. Зачем их менять? Только на моё место пришёл новый ведущий инженер. Сантехники, электрики и хаус-мастера — все у нас старательные, знают проблемы своих домов. При подготовке к отопительному сезону или летних испытаниях сетей это очень помогает. Между прочим, трудовая дисциплина у нас находится на приличном уровне. Пьяного работника в рабочее время вы не увидите. Образ Афони устарел.
Планёрки новая начальница проводит не столько, чтобы поругать, а подбодрить подчинённых и, конечно, ввести в курс текущих дел.
— Всё нужно спланировать заранее, чтобы вовремя получить средства и материалы. Форс-мажоры тоже бывают, но если текущую работу выполнять своевременно, то их количество можно свести к минимуму, — продолжает рассказ начальник РЭУ. — Есть много профилактических мероприятий в нашей работе. Например, каждую неделю нужно посещать многодетные семьи, одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан. К ответственным людям достаточно приходить раз в год — проверить состояние проводки, печки, если она в доме есть, убедиться в наличии и исправности автономного пожарного извещателя, понять, какая помощь нужна. К злоупотребляющим ходим чаще. Адресов в списке около 2,5 тысячи. Стаптываем не одну пару обуви (смеётся), ведь автотранспорт нам не положен.
«Больше всего мне жалко дворников»
После оптимизации численности в РЭУ-12 осталось 17 рабочих по комплексной уборке территории, а обслужить нужно 77 домов или 45 дворов.
— Больше всего мне жалко дворников, сейчас они называются рабочими по комплексной уборке. Нагрузка у них очень большая, поэтому просим людей с пониманием относиться к тому, что где-то вытащенный воронами из мусорного бака пакет может пролежать некоторое время. Представьте, что одному дворнику нужно убрать территорию вокруг шести пятиэтажек или трёх малосемеек, а также по графику подмести или помыть полы в подъездах. А если кто-то болеет, нагрузка увеличивается. За их зарплату, в среднем — 500 рублей, это труд колоссальный, — считает Машукова.
Екатерина очень хочет, чтобы на её участке появилась инициативная группа общественников, которые помогали бы работникам коммунальной сферы в благоустройстве дворов. Есть отдельные неравнодушные жильцы, подсказывающие адреса, где соседи злоупотребляют спиртным или подозрительного вида люди ходят в подвал. А вот КТОСа уровня победителя городского конкурса «Солнечный» у РЭУ нет. Начальник надеется, что это временно.
А ещё хочется, чтобы жильцы ценили труд коммунальщиков и вовремя оплачивали выставляемые счета за коммунальные услуги.
— Эти деньги направляют на закупку материалов для своевременного ремонта и плановых работ по подготовке жилфонда к работе зимой. У меня на участке девять малосемеек, и часто они генерируют основную задолженность. Но в каждой живут наши люди, и мы с ними работаем. Часто успешно.