Эксперимент по-гомельски, или Новая схема сбора отходов в частном секторе

Эксперимент по-гомельски, или Новая схема сбора отходов в частном секторе

04.05.2019 в 22:06
Мария Зубель, "Правда Гомель"

Гомель, как известно, является первопроходцем в сфере цивилизованного обращения с отходами не только в нашей области, но и во всей республике. Именно здесь инициируются новые формы работы, имеется ценный опыт по заготовке и переработке вторичного сырья. Недавно появилась еще одна подвижка в этом направлении.

Вместо мешков и ведер — контейнеры

В секторе частной застройки сбор мусора проводится с помощью пакетов и мешков, выставленных домовладельцами на край проезжей части дороги. Забирает их машина “Спецкоммунтранса”. Но бывает так, что до приезда мусоровоза содержимое мешков и ведер успевают обследовать домашние или беспризорные животные. А тут ещё ветер разносит хлам по тротуару и дороге… Досадная картинка, которая перечеркивает общие усилия по наведению порядка.

Поэтому, чтобы улучшить эстетику улиц во время сбора отходов, Гомельским горисполкомом принято решение о проведении эксперимента по новой схеме сбора отходов в частном секторе. Суть эксперимента заключается в установке двух контейнеров во дворе каждого домовладения: один — для смешанных коммунальных отходов, другой (желтый) — для вторичного сырья. На сегодняшний день установлено 1400 таких контейнеров на улицах Кирова, Полесской, Б. Хмельницкого, Крупской, Барыкина и Лепешинского — именно здесь обкатывается “мусорная новинка”.

Отныне каждый домовладелец названных улиц должен сортировать отходы, складируя их в соответствующие контейнеры, рассказал директор “Спецкоммунтранса” Валерий Ткачев. В назначенный день, согласно графику движения мусоровоза, хозяин выкатывает со двора нужный контейнер — чтобы работники спецпредприятия выгрузили его содержимое в свой транспорт.

Итак, эксперимент уже стартовал. Однако не все жители указанных улиц, получившие в пользование контейнеры, соблюдают новую схему обращения с отходами. Некоторые по старинке выставляют мешки и ведра, наполненные мусором, на улицу.

— С 1 июня они не будут приниматься к вывозу, а такие действия расценят как нарушение законодательства по обращению с отходами. Естественно, будут составляться протоколы с привлечением к административной ответственности. Статья 15.63 Кодекса об административных правонарушениях нашей республики в этих случаях предусматривает предупреждение или наложение штрафа от 5 до 50 базовых величин, на индивидуальных предпринимателей — до 200 базовых величин, на юридическое лицо — до одной тысячи базовых величин, — рассказал Валерий Ткачев.

К сведению: с 1 июня по указанным улицам будет прекращено обслуживание в ночное время.

Вторсырье, органика и смешанные отходы

Еще одна особенность новой схемы обращения с отходами — более старательное их разделение. Уже с 1 июня в Гомеле планируется сбор органических отходов отдельно от смешанных. Для этого будут закуплены специальные контейнеры, рассказал руководитель предприятия “Спецкоммунтранс”. То есть органика будет вывозиться отдельно от смешанных отходов неорганического происхождения — для компостирования ее на полигоне и последующего использования, таким образом снизится общий объем захороненных отходов.

Следует знать, что количество дней вывоза отходов в частном секторе не меняется, изменяется только порядок выставления контейнеров к выгрузке: в один день недели — отдельно только органические отходы, в другой день — только неорганические твердые. Кстати, в день вывоза органических отходов будут вывозиться и отходы от домовладений, дополнительно оплачивающих услугу по обращению с отходами, которые образуются на земельном участке.

К сведению: с 1 июня выставление в один день смешанных органических и неорганических отходов будет являться нарушением законодательства об обращении с отходами, за которое предусмотрена административная ответственность по статье 15.63 КоАП.

Для удобства пользования новой схемой сбора отходов (чтобы исключить нарушения) разработан календарный график на текущий год. В нем дни вывоза разных отходов обозначены цветами, которые соответствуют дням вывоза отходов по видам.

Устроили тут непроходной двор!

В “Спецкоммунтрансе” рассказали еще об одной проблеме — городских дворах, забитых автомобилями, которые все чаще становятся преградой для заезда мусоровозов. И ситуация с каждым годом ухудшается: автомобильный парк в Гомеле увеличивается, паркуют машины обычно в тесных городских дворах. В том числе и на зеленых газонах, детских игровых площадках, даже впритык к мусорным контейнерам. В результате такой стесненности водителям мусоровозов все проблематичнее пробираться через автомобильные лабиринты. Хоть ты летающей тарелкой становись, чтобы достичь нужной дворовой точки. Сама постоянно наблюдаю, с какой филигранной аккуратностью большегрузные машины весом от 10 до 15 тонн лавируют в узких дворовых проездах. Сантиметр в сторону — и стопроцентная вероятность ДТП, когда цепляют зеркало или бампер автомобиля, припаркованного в неположенном месте. И как ни стараются водители, избежать неприятностей удается не всегда.

— Беспорядочная дворовая парковка создает немалые сложности при санитарной уборке дворовых территорий, — рассказал заместитель главного инженера предприятия “Спецкоммунтранс” Павел Емельянов. — Водителям ежедневно приходится буквально “ловить миллиметры”, чтобы не зацепить бордюр или тротуарную плитку, которые не рассчитаны на многотонный вес мусоровозов. В худшем случае цепляют припаркованный в неположенном месте автомобиль. Такое ЧП недавно произошло в стесненных условиях парковки во дворе улицы Давыдовской, где зафиксировано “легкое касание” к “Хонде”. В результате — царапина на крыле автомобиля, штраф водителю.

Почти аналогичная ситуация, после которой осталась легкая царапина на крыле другого авто, произошла на улице Чапаева в Сельмашевском микрорайоне. И хотя проехать, не зацепив машину, было практически невозможно, Госавтоинспекция зафиксировала нарушение правил дорожного движения, водителю выписан штраф.

У многих вошло в привычку парковать во дворе автомобиль в неположенном месте

Кстати, более 80% ДТП, совершенных спецтранспортом предприятия на дворовых территориях, — это легкие повреждения автомобилей при заезде-выезде мусоровозов. А это не только штрафы, но и повышающий коэффициент на обязательное страхование автотранспорта, что не лучшим образом сказывается на прибыли “Спецкоммунтранса”.

В последние годы заявила о себе еще одна проблема: из-за парковки автомобилей почти вплотную к контейнерной площадке мусоровозу нереально туда подъехать. Приходится с помощью ГАИ разыскивать владельца авто, стоять в ожидании. Хотя время движения мусоровоза расписано по графику: задержишься в одном месте — не успеешь в другое. Но это не волнует тех, кто паркует машины близко к мусорной площадке. Случалось, поиски затягивались даже на пару дней — столько времени оставались стоять переполненные отходами контейнеры. Хотя по правилам парковки расстояние от мусорной площадки до стоянки автомобиля должно быть не менее 15 метров. Об этой норме, похоже, многие забыли.

Еще неудобство — густо растущие деревья и кустарники в городских дворах, которые порой закрывают обзор водителю и препятствуют безопасному движению. Такой вот пример. В одном из дворов улицы Чечерской мусоровоз, подъезжая к контейнерной площадке, обломал ветку дерева, которая упала на асфальт. После сигнала в ГАИ водителю выписали штраф в две базовые величины. Хотя по другому маршруту подъехать к мусорным контейнерам тот не имел возможности. К слову, ветки дерева должны находиться не ниже 4 — 5 метров от земли.

К сожалению, есть и более печальная статистика: наезды мусоровозов на людей. Два таких случая с летальным исходом произошли в последние годы в Гомеле. Состоялись разбирательства, определены виновные, которые понесли наказание. Но погибших не вернуть. Это трагедия не только их семей, но и тех, кто имеет к беде прямое отношение.
— Причина трагедий — водители мусоровозов не видят пешеходов, которые в свою очередь не замечают их, — вздыхает Павел Емельянов. — Почему-то многие всерьез не осознают опасности движущегося спецтранспорта во дворах.

Пожалуйста, не забывайте проявлять повышенную осторожность, потому что дворовая территория для водителя мусоровоза самый трудный и напряженный участок в маршруте, подчеркнул Павел Емельянов.

Метки: