За восемь месяцев текущего года во всей стране было изъято 528 килограммов насвая, и 277 из них — в Гомельской области. На сегодня эта цифра достигла уже 463 кг. Сотрудники управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми УВД Гомельского облисполкома приоткрыли корреспонденту «Р» свои секреты.
Эффект насвая
Тот, кто считает употребление насвая безобидным развлечением, глубоко заблуждается. Основными его компонентами являются табак, гашеная известь и куриный помет. Иногда табак заменяют более активными веществами. Известь и куриный помет способствуют скорейшему всасыванию никотина через слизистую оболочку рта. Маленькие зеленоватые гранулы, изготавливаемые кустарным способом, не жуют — их закладывают под верхнюю или нижнюю губу, реже под язык и в нос. Беда, если насвай попадет на губы: они покроются волдырями и язвами.
Основные потребители зелья — молодежь и, как ни странно, те, кто занимается спортом. Они не пьют спиртное и не курят, однако нуждаются в расслаблении, которое якобы дарит насвай. Краткосрочный эффект от сосания смеси — апатия, головокружение, расслабленность мышц. Правда, они сопровождаются жжением во рту, тяжестью в голове, обильным слюноотделением. Причем глотать слюну нельзя — это может вызвать тошноту, рвоту и диарею.
Однако есть еще и долгосрочный эффект насвая. В письме Министерства здравоохранения, адресованном МВД, говорится, что, по данным узбекских онкологов, 80% случаев рака языка, губы и других органов полости рта, а также гортани связаны с длительным потреблением насвая. Поскольку смесь содержит экскременты животных, то через нее легко заразиться кишечными инфекциями и паразитами, а также вирусным гепатитом. Кроме того, может возникнуть язва желудка. Развивается и никотиновая зависимость, причем, по мнению киргизских специалистов, сосать насвай гораздо вреднее, чем просто курить.
Шальные деньги
Производство и оборот некурительных табачных смесей в нашей стране были запрещены еще в 2002 году. Однако это не останавливало многочисленных торговцев, которых влекли шальные деньги: в Москве килограмм насвая стоит 6—7 долларов, а здесь пакетик весом 20—22 грамма продают за 3 рубля. Даже с учетом рисков при доставке и реализации прибыль огромна.
— В одно время торговля насваем превратилась в настоящее бедствие для Гомеля, — вспоминает Александр Шашолка, старший оперуполномоченный управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми. — Практически вся она концентрировалась на Центральном рынке. У ворот постоянно стояла целая толпа торговцев — человек тридцать. Случалось, что охранники прогоняли старушку, расположившуюся здесь с ведром картошки, но в упор не замечали этих парней. Население большой разницы между насваем и более тяжелыми веществами не видит, поэтому пошли разговоры, будто на рынке можно преспокойно купить наркотики. Естественно, так продолжаться не могло.
Сначала сотрудники УНиПТЛ наладили тесный контакт с администрацией рынка. По их настоянию везде установили видеонаблюдение, а охранников убедили, что смотреть сквозь пальцы на торговцев насваем нельзя. Но самым большим подспорьем для наркоборцов стало изменение законодательства, когда в КоАП внесли статью 16.10, которая предусматривает ответственность и за потребление, и за торговлю насваем.
Штраф или неволя
— Сейчас, с ужесточением наказания, центнерами насвай в страну не ввозят — можно лишиться и всего груза, и машины, да еще получить большой штраф, — продолжает Александр Александрович. — Торговцам проще оставить партию где-нибудь в приграничье и забирать небольшими частями. Тем не менее за девять прошедших месяцев составлен 161 протокол на потребителей этого зелья и 158 — на реализаторов, то есть тех, при ком обнаружено более 50 граммов. По решению суда конфискованы две машины, «Мерседес» и «Ауди». В одной было около 500 граммов насвая, в другой — 4 кило. Штраф потребителям составляет 2 базовые величины, за реализацию он в разы больше — до 40 базовых с конфискацией выручки или административный арест. Ударов рублем наши торговцы не боятся — они, как правило, безработные, и взять с них нечего. А вот 15 суток в изоляторе временного содержания воздействие оказывают.
Раньше возили тоннами, теперь — мешочками
Недавно суд очень расстроил одного торговца. Сломав ключицу, он был уверен, что уж теперь под арест не попадет, вот и пустился во все тяжкие. Гипс использовал как рекламный щит: прямо на нем нарисовал пакетик с насваем, а для ясности подписал: «Насик, 3 руб.». Итогом бравады стали почти два месяца ареста: медики дали заключение, что мужчина может содержаться в ИВС. С тех пор он пока не торгует. Однако свято место пусто не бывает…
Точечные удары
Александр Шашолка приводит меня на свой секретный наблюдательный пункт, откуда хорошо просматривается центральный вход на рынок:
— Вон, видите? Четверо мужчин слоняются, по сторонам поглядывают, будто ждут кого-то. Знакомые все лица… Пока что клиентов нет, у подростков еще не закончились занятия. Кстати, обратите внимание на бродягу, который сидит неподалеку. Его ребята используют как живое хранилище — чтобы самим не попасться, за стакан вина складывают в карманы дозы насвая. Вот через какие руки приходят они к покупателям…
Денис, коллега Александра, кому-то звонит, и через несколько минут на пятачке перед входом уже никого нет. Торговцы сейчас на пути в Центральный РОВД Гомеля.
Такие операции сотрудники УНиПТЛ проводят регулярно, зачастую с участием ОМОНа. Свой вклад в борьбу с опасным зельем вносят и пограничники, за что наркоборцы из МВД им очень благодарны. Изъятие на днях 170 кг насвая на территории Добрушского района — заслуга стражей границ. Так что торговцев насваем на Гомельщине становится все меньше. Впрочем, не стоит питать иллюзий, вряд ли они исчезнут совсем. Однако чем больше опасного вещества изымается, тем меньше его доходит до потребителей, большинство которых, напомню, подростки и молодые люди.