Семь раз отмерь. Более полувека династия гомельских швей создает элегантные мужские костюмы

Семь раз отмерь. Более полувека династия гомельских швей создает элегантные мужские костюмы

06.10.2018 в 16:20
Олга Вальченко, "Республика", фото Ивана Кузменкова

Классические и молодежные, взрослые и детские пиджаки и рубашки производства ОАО «Коминтерн» можно найти не только в магазинах по всей стране, но и за рубежом – в России, Казахстане, Армении, европейских государствах. Выверенные до стежка изделия – дело рук сотен трудолюбивых женщин, нередко передаваемое по наследству. В семье Лидии Гаврилович нелегкому труду швеи посвятили жизнь три талантливые женщины. Представительницы династии поделились секретами производства и рассказали, что гомельские костюмы порой принимают за иностранные.

Всего их семья отдала пиджакам и брюкам 51 год

От мешковины до пресса

Лидия Гаврилович в профессию пришла вслед за старшей сестрой Ларисой довольно неожиданно. Родилась она в небольшой деревушке Малые Селютичи Петриковского района. В семье много шили, но в то время этим сложно было удивить. От товаров полки магазинов не ломились, мастерить одежку приходилось всем. Связывать свою жизнь с иголкой и ниткой Лидия Ивановна не планировала, поступила в Житковичское училище и получила специальность химика-лаборанта. По распределению попала в свой колхоз, но там дипломированный специалист оказался не нужен. 19-летнюю девушку приставили к коровам: не умеешь ходить за ними – научишься! Но та оказалась непреклонной: нет работы по специальности, уезжаю. Так и оказалась в Гомеле, где на предприятии «Коминтерн» шила мужские костюмы Лариса. Сестра позвала попробовать: фабрика всегда самостоятельно занималась обучением своих специалистов. Лидия Ивановна попробовала — и втянулась на 30 лет. 

— Сначала была учеником, шила мешковину. Листочки утюжила – такие планки, которыми оформляют «вход» в карман. На подкладке была, на подгонке… 

Постепенно рос опыт и повышалась квалификация, сейчас Лидия Ивановна уже работает не просто швеей, а термоотделочником. С помощью огромных прессов придает только что сшитым деталям нужную форму. Благодаря этой операции костюмы носятся долгие годы и сохраняют свой первоначальный вид. Кстати, получить такую дополнительную квалификацию в местных колледжах нельзя. Этому учат прямо на предприятии, тут же и принимают экзамен.

Секрет многолетней носки – качественное отпаривание и пресс

Мастер на все руки

Довольно скорым был прогресс в работе, оперативно изменилась и личная жизнь. Лидия Ивановна поняла, что шумный и незнакомый Гомель благодаря слаженному коллективу становится родным. Но в Малые Селютичи все равно ездила с завидной периодичностью. Так и познакомилась с будущим супругом.

— Как в романтическом фильме. Купила билет и оказалась в купе с красивым молодым человеком. Потом попутчик стал мужем.

У пары родились две дочери. Старшая Аня, глядя на маму и тетю, тоже охотно училась шить. Вот только дома Лидия Ивановна предпочитала вышивать и вязать, в одежде руки были заточены под строгие мужские силуэты. Салфетки и свитера Аня тоже освоила, но куда больше ее привлекали уроки труда в школе с традиционными фартуками и юбками. Она получила профессиональное образование и тут же пришла на «Коминтерн»:

— Тоже хочу шить мужские костюмы!

Гомельское производство стильных пиджаков и брюк – огромный отлаженный механизм. Поток большой, все нужно делать быстро и качественно. Создание костюмов здесь похоже на складывание пазла, каждый отвечает за свой маленький участок: рукава, карманы, пуговицы или лацканы. Аня же способна делать все. За шесть лет работы девушка добилась впечатляющих результатов, хвалит сотрудницу заместитель директора Ирина Абрамцева:

— Аня работает швеей резерва. Это может звучать так, будто она запасная, но у нас в резерв становятся лучшие работники. Резерв может заменить специалиста на любой операции, когда кто-то на больничном или в отпуске. 

Обработать края, обметать петли, сшить детали – за месяц Аня может выполнить 30—40 операций. Многие процессы автоматизированы, закуплено хорошее оборудование. Но иногда физически приходится очень тяжело, признается девушка.

— Пять-шесть операций за смену, куча километров от одной машины до другой – валишься с ног.

Плюс к этому, как и у любой швеи, страдают зрение и позвоночник. Но добавляет сил ощущение родного плеча: и мама, и дочка трудятся в цехе № 1 пиджачного потока. К близкому человеку всегда можно прийти за советом по работе и просто материнским сочувствием. 

Костюм собственного производства гомельчанки могут узнать издалека

В Италию за «Коминтерном»

За смену на предприятии производят более 600 костюмов. Аня с удовольствием демонстрирует строгие пиджаки, только сошедшие с конвейера. Я интересуюсь:

— А на глаз можете определить, ваш пиджак или другой фабрики?

Аня с готовностью кивает:

— Не в ста процентах случаев, но большей частью – да! У нас особенная отделка, я на вид знаю все пуговицы… 

Швея признается: когда видит идущего по улице молодого человека в костюме гомельского производства, испытывает некоторое чувство гордости. С криком «Это я карман пришила!» наперерез моднику, конечно, не бросается, но взглядом может проводить. 

— Была однажды очень смешная ситуация. Друг поехал в Италию, решил обновить там гардероб. Заграница, качество… Выбрал красивый, стильный костюм, вернулся похвастаться. Я смотрю и глазам не верю: оказалось, «итальянская» обновка производства «Коминтерна»! Далековато съездил за отечественным костюмом.

Тетя девушки уже на заслуженной пенсии. Учитывая ее, мамин и Анин стаж, семья отдала созданию мужских костюмов 51 год жизни. И этот срок будет увеличиваться, уходить с предприятия Аня не намерена. Здесь и заработать можно, и турпоездки за счет «Коминтерна», и неплохое медобслуживание на месте: свой акушер-гинеколог, бесплатная стоматология с импортными материалами и физиотерапевтический кабинет. В свободное время девушка сама себе обновляет гардероб. После смены дома шьет уже женскую одежду: платья, юбки, брюки. Не так давно Аня вышла замуж (стала Рафальской) и уже задумывается о детях. Не могу не спросить:

— Если будет дочка, отдадите в швеи?

— Она сама решит, кем ей становиться. Но протестовать я не стану, династии – это хорошо.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.

Метки:

Обсуждение