Вообще-то, таунхаусов по факту два: симпатичные однотипные блоки примостились в тихом месте на берегу канала. Более чудесного расположения не бывает: до центра Гомеля можно доплюнуть, при этом птички, букашечки и покой, будто ты на хуторе. В этой благодати есть подвох: на самом интересном месте застройщик сбежал в Россию. Покупатели квартир достраивали (и достраивают) свой рай самостоятельно. Заодно пытаясь его легализовать. Загородная элегия внезапно обернулась увлекательным детективом.
Солнечный город
В конце 2014-го на популярных сайтах появились платные статьи: в черте Гомеля строится комплекс таунхаусов «Луговой». «Квадрат» — дешевле, чем в обычной городской квартире, при этом условия просто сказочные. Слабых мест нет. Из рекламы следовало: если кто еще не купил квартиру в этом комплексе, такому поступку просто не существует разумных объяснений.
Место находится ровно у Христа за пазухой (в Новобелицком районе). Там тогда был слабо освоенный «угол» в месте слияния Сожа и речки Ипуть. Его и отдали под стройку. Тишина, чистый воздух, отсутствие посторонних, которым тут просто нечего делать. Прямо за окнами плещется гребной канал для байдарочников. А где не плещется, там катаются по новенькой лыжероллерной трассе биатлонисты. В общем, загорай, рыбачь, жарь шашлыки круглые сутки, гоняй на лыжах или смотри (гипотетические) соревнования.
При этом до центра города с необходимыми пробками, давкой на парковках и прочей цивилизацией минут 6 езды на машине.
Квадратный метр этой двухэтажной (не считая подвал с чердаком) благодати продавали за $700 по курсу (напомним, это 2014 год). В стоимость входили коробка, коммуникации и все внешнее обустройство с цветами и прочими туями. Внутреннюю планировку квартир жильцам предлагалось придумывать и делать самим. Для этого постарались, чтобы в проекте было как можно меньше внутренних перегородок, ограничивающих фантазию хозяев.
Так все выглядело на эскизах.
Более того, существовала идея когда-нибудь развить успех и построить здесь целый «солнечный город» с довольными жителями. Замысел был красивый и, скорее всего, честный. В жестокой реальности дело ограничилось только двумя домиками, от остального городка остались картинки. Потом поймете почему.
Позже на этом месте построили круглогодичную лыжероллерную трассу. Сегодня там снежные пушки беспомощно смотрят в небо.
Как бы то ни было, продажи квартир пошли, люди понесли деньги. В 2014-м началась вполне нормальная стройка.
В итоге два обещанных корпуса таки были возведены — один на 8 квартир, другой на 6. Счастье казалось близко, до полноценной сдачи объекта оставалось относительно немного.
Достраивайте сами
А потом застройщик исчез вместе с деньгами. То есть с долгами. Его телефон просто замолчал.
На тот момент почти все квартиры были проданы и оплачены дольщиками. (Позже выяснится, что некоторые проданы больше одного раза — в точном числе продаж и конкурирующих собственников теперь путаются сами жители таунхауса.)
К моменту, когда потерялся застройщик, домики уже имели форму, но отсутствовали коммуникации, не было внешней отделки, территория выглядела как стройплощадка, о благоустройстве речи не шло.
Каким-то жильцам повезло: в их квартирах успели поставить газовые котлы и кое-какое оборудование. Другим достались просто стены.
Возникла дикая ситуация, в которой никто не знает, как себя вести. Пройдя полагающиеся мучительные стадии принятия неизбежного, люди организовались и принялись достраивать свои дома сообща. По сути, второй раз платить за то, что уже оплатили, покупая эти квартиры.
Быстро выяснилось, что легализовать брошенную стройку не так-то просто. Тем более что документы сбежали вместе с застройщиком.
Этот необычный прецедент и опыт жителей «Лугового» надо изучать в специальных институтах — вдруг кому еще пригодится.
Старый знакомый
Кто же все это заварил? Да это же наш старый знакомый Артем Бондарев. Он инициатор проекта, ему платили люди.
Мы писали про этого человека в 2013-м. Тогда все выглядело здорово: Артем купил у города какой-то ужасный заброс в спальном районе и сделал из него миленький таунхаус. Первый в области! Тогда никто еще не знал, что так можно.
Скептики в комментариях к прошлой статье напрочь разгромили саму идею: да как он додумался строить такое среди высоток?!
Как ни странно, сегодня этот таунхаус выглядит прекрасно. Может, даже лучше тех, кто гнобил его пять лет назад. Островок красивой жизни отгородился от менее красивой жизни забором и автоматическими воротами.
Тогда Бондарев, набивший руку на этом объекте, сказал, что хочет строить еще. Имел в виду как раз те самые злополучные дома на берегу канала. Знал бы, что они утащат его в СИЗО…
В бега и обратно
Бондарев исчез ровно 1 января 2017 года. К тому времени он влез в жестокие долги. Уже шел нарастающий вал проверок по заявлениям кредиторов и клиентов. Замаячило уголовное дело за мошенничество в особо крупном размере. Решил не ждать задержания.
Артема объявили в межгосударственный розыск, нарисовали красивую ориентировку со старым свадебным фото.
СК недавно рассказал: два года человек избегал контактов с правоохранительными органами. Прошлой весной был вычислен в Подмосковье и экстрадирован на родину.
По информации следствия, Бондарев присвоил более 2 млн рублей, потерпевшими проходят 28 граждан и три юрлица.
В ходе следствия возместил часть ущерба, которую смог — 258 тыс. рублей. Арестовано имущество (в том числе его квартира в том самом первом гомельском таунхаусе). Все равно мало, чтобы отдать долги.
Впереди суд. Но покупателям в «Луговом» от этого не сильно полегчало. Вряд ли кто-то из них верит, что наличие Бондарева в камере позволит устранить недоделки и вернуть деньги. Надеются только на себя.
Снова надо платить
Сегодня комплекс «Луговой» выглядит почти пристойно. Даже получше, чем иные готовые дома.
Еще бы доделать фасады спорных квартир, но пока непонятно, кто тут хозяин — невозможно ни доделать, ни продать.
Кстати, готовый (ну почти) вариант таунхауса почти не отличается от красивых картинок, которые когда-то показывал Артем Бондарев.
Большинство квартир заселено, кто-то еще занимается внутренней отделкой.
Но это видимое благополучие. Чтобы сделать дома пригодными для жизни, покупателям пришлось здорово потратиться, убить кучу времени и нервов. И все равно многого не хватает.
Например, централизованной канализации у этой красоты нет. То есть трубы проложены, но они бесполезны без насосной станции. Чтобы поставить «каэнэску», надо еще тысяч 25 долларов. Пока же, как в каменном веке, приезжает автоцистерна и качает собравшиеся фановые воды.
Александр — один из первых покупателей квартиры в «Луговом». Вспоминает, как в 2014-м Бондарев с воодушевлением рассказывал, что тут будет. По плану заселиться должны были уже к весне 2015-го. Но все пошло не так.
— Формально он, хоть и с опозданием на год, каким-то способом зарегистрировал объект, — рассказывает обладатель квартиры. — Только на самом деле дом не был подключен к электросетям, не было ни канализации, ни благоустройства, во многих квартирах отсутствовало оборудование, сами покупали котлы, счетчики…
Если с «внутренностями» и фасадами своих квартир каждый разбирался самостоятельно, то на общее имущество скидывались.
— Трансформаторная подстанция — $15 тыс., асфальт — $8 тыс., забор — $4 тыс., — перечисляет Александр. — А еще благоустройство территории — тут же просто стройплощадка была с камнями и торчащей арматурой. В общем, очень дорого, долго и сложно все это. И неизвестно, когда закончится.
Поиски крайнего
Возникла слишком интересная ситуация, в которой никто не хочет остаться крайним. Ведь Бондарев остался должен не только жильцам, но и всем на свете. Оконщики, строители, энергетики, продавцы материалов, прочие кредиторы — все хотят вернуть свое. Проявляют смекалку.
Хозяева квартир показывают любопытный документ. Им всем пришли извещения на имя Бондарева (уже находившегося в бегах) о том, что он задолжал за электроснабжение стройки. Пишут, что, если сумма не будет внесена, в комплексе отключат свет.
Свет отключить люди не дали, но впереди отдельный суд по этому поводу. Желание энергетиков получить свои деньги понятно. Как образовалась эта сумма и почему они пытались за долг конкретного Бондарева заставить расплачиваться «третьих лиц», понятно уже не так сильно. Но в этой истории вообще много странного.
— Например, за окна он не расплатился, а они уже установлены. Оконщики говорят: мы снимем. Окей, снимайте. Только это уже будет кража: вам-то Бондарев должен, а он уже имущество нам передал. Получается, оконщик придет и у меня украдет окно? То же самое и с тротуарной плиткой, и с вот этим облицовочным кирпичом, и с кровлей…
Эти ребусы, наверное, оценят юристы.
Похоже, наши собеседники сами не особо верят в то, что Бондарев — настоящий злонамеренный жулик. Рассуждают, что в 2016-м, когда рухнули цены на недвижимость, он и «попал» на деньги. Пытался выбраться — засосало еще сильнее.
— На последнем собрании, когда уже все было плохо, он сказал, что все принимает, приносит извинения. Рассказывал, что продал, что заложил, чтобы рассчитаться. Говорил, что, если мы будем достраивать за свои деньги, готов давать расписки и потом все как-то возвращать. Но кредиторы тогда уже кучей за ним ходили, требовали…
Скоро суд будет определять, присутствовал ли в действиях Артема Бондарева злой умысел. Или это жизнь повернулась так жестоко. Или то и другое.
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by