Пиар на костях или обоснованные претензии? УКС Гомеля отменило тендер на инженерную подготовку жилой застройки "Лес"

Пиар на костях или обоснованные претензии? УКС Гомеля отменило тендер на инженерную подготовку жилой застройки “Лес”

18.12.2017 в 06:21
Максим Шеленок, Progomel.by

В Гомеле под новое жилищное строительство согласно Генеральному плану развития города, утвержденному в 2016 году, планируется выделить земли на выезде из Новобелицы по Черниговскому шоссе. Для строительства жилья требуется вырубка нескольких десятков гектара леса.

По сведениям старожилов и историков, в этом лесу в 1930-х годах и во время оккупации проводились расстрелы советских граждан, тут же, возможно, находятся массовые захоронения. Эти места известны в народе под названием «Щекотовский лес» или «Девятый километр». Тему массовых расстрелов и захоронений на территории леса многократно поднимали в СМИ общественные активисты.

В начале декабря КУДП “Управление капитального строительства города Гомеля” объявило тендер на инженерную подготовку территории многоэтажной жилой застройки “Лес”. Однако после критических публикаций на новостных сайтах появилась информация, что тендер был отменен. Было ли это простым совпадением или произошло на фоне поднятой информационной волны, захлестнувшей умы рядовых пользователей, – неизвестно. Официальной причиной отмены послужило «изменение предмета закупки».

Новые микрорайоны запланированы на выезде из Новобелицы (обозначены оранжевым внизу)

На встрече, состоявшейся в общественно-политическом центре «Полесская, 52» (так дом, где иногда собираются местные оппозиционно настроенные активисты, любят называть в некоторых СМИ – прим. ред.) вечером 13 декабря, представитель общественности Владимир Кацора заявил, что часто бывает в лесу и не может молча наблюдать за происходящим:

— Городу нужно куда-то развиваться, власти ищут более выгодные варианты освоения территорий. Мы, как общественность, которая часто бывает в этом лесу в силу того, что, по нашей информации (которую не признает власть), там были места массовых расстрелов в годы сталинских репрессий, не можем молча наблюдать, как на месте массовых захоронений людей будут что-то строить, — сказал Кацора.

— У нас есть информация, что там захоронены — без почестей, без памяти — не только жертвы репрессий, но и красноармейцы, погибшие в 1941 году. По нашему мнению, нужно провести исследование данной территории, увековечить память невинно убитых людей, — добавил активист.

По словам Кацоры, в 1990-х годах, когда он работал в горсовете, факты репрессий на 9-м километре были признаны, имелись соответствующие документы — не зря возле трассы установили памятный крест. Но точной информации о том, как далеко распространяется территория, на которой захоронены люди, нет.

Участники дискуссии приняли решение обратиться в КГБ, чтобы узнать о местах расстрелов, а также в управление архитектуры и градостроительства — чтобы получить точную информацию о планируемом месте возведения жилого массива. Кроме того, на встрече прозвучало предложение установить на месте репрессий памятные кресты и принять другие меры по увековечиванию памяти жертв репрессий и войны.

На встрече также присутствовал скандально известный блогер Сергей Ляпин, который ранее уверял, что многоквартирный дом на Сожской в Гомеле также строят на костях (суд “Гомельской правде”, напомним, он проиграл – прим.). По его мнению, в этом месте нужно провести комплексные исследования, официально установить и признать факт захоронения там людей. Пока же оно не имеет никакой «охранной грамоты».

— Наша принципиальная позиция — это место святое, там были репрессии. Пусть власти докажут, что репрессий и массовых захоронений там не было, — резюмировал заместитель председателя Объединенной гражданской партии Василий Поляков.

Довольно сильное заявление. Что-то подсказывает, что реакции на него из официальных источников не последует.

В редакции газеты “Гомельская правда” заинтересовались происходящим и, решив не плутать в лесу мнений, обратились за истиной к первоисточнику.

«Говорить о застройке в ближайшее время крайне преждевременно», – первое, что услышали от директора КУДП «УКС города Гомеля» Владимира Сеноженского.

Действительно, генплан развития Гомеля утвержден, определены направления его роста, в частности, обозначены три перспективные площадки для возведения многоквартирного жилья. Это микрорайоны «Южный», «Плесы» и тот самый «Лес». Однако границы застройки пока условные.

– Идет только предпроектная разработка, – подчеркнул Владимир Сеноженский. – Территории оцениваются с учетом ландшафтных, финансовых, экологических, тех же исторических факторов». Процесс этот долгий – не менее 4-5 лет. Более того, согласно действующему законодательству состоится общественное обсуждение проектов застройки. Что касается застройки конкретно на участке Щекотовского леса, то её вполне может не быть, учитывая все озвученные моменты. Ведь вдоль Черниговского шоссе хватает других участков.

Начальник управления архитектуры и градостроительства горисполкома Юрий Литвинов также добавил, что по закону каждый гражданин вправе предлагать корректировки в действующий генплан развития города. Нередко такие предложения, в том числе коллективные, принимаются во внимание и претворяются в жизнь. Это установленная практика. Кроме того, Юрий Литвинов подчеркнул, что в настоящее время никаких работ на указанном участке леса не ведется. Не запланирована даже разработка проектной документации.

В заключение хотели бы привести комментарий пользователя под ником victor947, который он оставил на сайте одного из республиканских СМИ, показавшийся нам интересным и достойным внимания. Приводим его без правок и сокращений:

“Семья моего дедушки жила до войны в г. Новобелица, ныне Новобелицкий район, который в те времена заканчивался в районе нынешнего рынка, дальше был лес и никаких поселений не было, как и местных жителей. В районе 8 километра было еврейское кладбище, а в паре километров дальше в войну партизанская стоянка. С таким же успехом можно покопать на ул.Дорожной возле магазина стройматериалы и обнаружить захоронения. Возможно на 8 километре и были какие то расстрелы, но считаю что это не повод делать из таких мест мёртвые зоны, нельзя жить прошлым. А вот то что город растёт за счёт уничтожения леса, это очень плохо, ведь есть деревня Якубовка, есть дорога на Романовичи, есть пойма реки Ипуть и ещё много других мест, те же дачные поселения. Мы с пацанами в детстве бегали в леса за стадион по грибы и ягоды, а в речке где сейчас ул. 9 мая мы ловили рыбу, нашим внукам уже надо проехать 12 км чтобы попасть в лес, речка стала ручьём еле текущим. А недавно недалеко от Гомеля обнаружил площадку на которой идёт вырубка леса, чтобы расширить поле. Наверное кто то решил превратить страну в каменные джунгли по которым будет переноситься песок, и всё ради того чтобы кто то набил себе карманы. В Канаде есть хороший закон,- срезал дерево, посади другое на этом месте, если вырубил сотку, посади две сотки купив землю в другом месте, поэтому там даже при строительстве многоэтажек стараются деревья не трогать”.

Метки: