3 года деноминации: как выросли цены после прихода новых денег

3 года деноминации: как выросли цены после прихода новых денег

06.08.2019 в 22:24
Александр Лычавко, The Village

Банкноты напечатали не очень качественно.

1 июля исполнилось три года с того момента, как в Беларуси провели деноминацию. Мы долго к ней шли, отпечатанные деньги годами лежали на складе, а правительство всё не готово было их вводить. The Village Беларусь вспоминает, как, наконец, нам выдали новые банкноты.

Что произошло?

В ноябре 2015 года Александр Лукашенко вдруг неожиданно объявил, что 1 июля 2016–го в Беларуси пройдёт деноминация: с ценников и купюр «отрежут» по 4 ноля — то есть, все цены и выплаты уменьшатся по номиналу в 10 000 раз.

Интересно то, что вплоть до этого самого президентского объявления чиновники, в том числе глава Нацбанка, говорили, что деноминацию проводить рано, что у нас ещё достаточно высокий уровень инфляции, что нули на купюрах ещё помещаются и что вон самая крупная банкнота — всего 200 тысяч рублей, есть ещё куда расти.

Ведь деноминации уже раньше были в Беларуси?

Да, были, причём не раз. Самая первая деноминация прошла в Беларуси в 1994 году. Она была очень странной: с купюр не убирали никаких нолей, банкноты остались прежними. Просто правительство и банкиры так лихо руководили страной в начале девяностых, что реальная стоимость денег в десять раз опережала напечатанный номинал. Например, если на купюре с лосём было написано 25 рублей — то на самом деле эта банкнота считалась за 250 рублей. Так вот во время деноминации 1994 года как раз и «отрезали» этот несуществующий ноль: купюра снова стала цениться в 25 рублей.

В это же время в стране готовились ввести в обращение другие деньги. Их отпечатали в 1993 году в Германии и привезли в страну, но руководство мешкало. В результате банкноты с Купалой и Коласом пролежали много лет на складах, пока их не уничтожили. Несколько лет назад на российских аукционах всплыли те самые непоявившиеся рубли.

Вторая деноминация прошла в 2000 году: с купюр «отрезали» по три нуля, то есть, уменьшили номиналы в 1 000 раз. Дизайн банкнот при этом остался прежним. Но экономике это не сильно помогло: рубль продолжил проседать, его курс падал ещё несколько лет.

Новые банкноты и купюры отпечатали ещё в 2009 году и примерно в то же время собирались проводить деноминацию по курсу 1:1 000, но как раз в 2009-м случилась девальвация, в 2011-м — ещё одна, в результате которых курс рубля упал в несколько раз. Стало не до деноминаций, и ввод новых денег отложили на несколько лет — попутно пережив ещё парочку девальваций и обрушений курса рубля.

Что произошло на этот раз?

На этот раз деноминация была настоящей и полной: по-честному «отрезали» нули, сменили дизайн банкнот и даже страну, где печатали купюры и штамповали монеты.

Ещё до официального объявления блогеры-нумизматы раскусили, что банкноты печатали в Англии на фабрике De La Rue: слишком характерны были номера у банкнот; а монеты чеканили в Литве и Словакии — про это нашлось упоминание на словацких сайтах о монетных музеях.

В обращение выпустили 8 номиналов монет и 7 номиналов купюр. Обиходные монеты появились впервые в истории независимой Беларуси: до этого Нацбанк выпускал только памятные и инвестиционные. Монета в 1 копейку соответствует старым 100 рублям (с оперным театром), также появились монеты в 2, 5, 10, 20, 50 копеек, 1 и 2 рубля (а это вообще как 20 000 рублей старыми).

Купюры выпустили следующих номиналов: 5 рублей (это как 50 000 рублей старыми), 10, 20, 50, 100, 200 и 500 рублей. Причём купюры номиналом от 50 рублей — это свидетельство того, как далеко могло бы зайти дело, если бы в Беларуси не выключили печатный станок и не остановили при этом инфляцию. Ведь 50 новых рублей — это 500 000 рублей старыми, — такой банкноты в Беларуси не было, не успели ввести. А 500 рублей — это и вовсе 5 миллионов, или 249 долларов по курсу на день ввода. Разом белорусская банкнота стала одна из самых «дорогих» в мире: дороже лишь 500 евро, 1 000 швейцарских франков да ещё несколько.

Кстати, многие белорусы до сих пор банкноту в 500 рублей вживую не видели — только по телевизору да на плакате в магазинах. И сейчас одной такой купюры хватит, чтобы выплатить месячную пенсию.

3 года деноминации: Как выросли цены после прихода новых денег

Фото: Виктор Толочко, Sputnik

Но 500 рублей — не предел. Потому что выпущенные ранее памятные монеты остаются действительными платёжными средствами по своему номиналу. А Нацбанк выпускал монеты номиналом от 1 рубля и больше: 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500, 1 000 и даже 5 000 рублей.

Вот это — самые крупные официальные платежные средства в Беларуси. Монеты «Святитель Николай Мир Ликийских Чудотворец» и «Преподобный Сергий игумен Радонежский» имеют диаметр 8 сантиметров и содержат по полкило чистого золота. Их номинал — 5 000 рублей (сейчас около 2 447 долларов), но коллекционная стоимость намного выше. Тираж каждой — не более 77 экземпляров.

В ноябре 2015–го, когда сообщили про обмен денег, Нацбанк рассказал: к моменту деноминации в обращении будет находиться примерно 600 миллионов денежных знаков старого образца. Чтобы их заменить, потребуется 80 миллионов новых банкнот и 400 миллионов монет.

В мае 2019–го показали банкноты в 5 и 10 рублей нового образца, и тогда же Нацбанк озвучил статистику: оказывается, сейчас в обращении находятся 126 миллионов банкнот и 576 миллионов монет. Это с учетом того, что около 20 миллионов ветхих банкнот уже вывели из обращения.

Новые деньги — классные?

По крайней мере, необычные. И с подачи Лукашенко все стали говорить, что они очень похожи на евро, хотя буквального сходства там очень мало. Просто большинство белорусов из иностранных денег видели лишь российские рубли, доллары и евро. На доллары и рубли это не похоже — значит, похоже на евро.

Сразу после деноминации белорусам стали попадаться купюры с плохой пропечаткой элементов, смазанной краской, недочеканенными буквами, кривыми краями и так далее. Эти денежки живо уходили с аукционов к коллекционерам. Они и сейчас находятся: то выщербина на монете, то вздутие, то недочекан, то вообще не тот металл использован.

Фото: BelBonistika

Недавно Нацбанк объявил, что обновленные версии денег — как купюр, так и монет — будут производить на фабрике «Гознак» в России.

Чем ещё отметились новые копейки и рубли?

В первые месяцы после ввода новых денег покупатели замечали, что им на сдачу вместо белорусских монет давали иностранные: некоторые монетки сходу сложно отличить от российских и украинских копеек или евроцентов. Причём такую сдачу могли дать не только на рынке или в киоске, но даже в государственном магазине. Такие вкрапления чужих денег в своих кошельках белорусы вдруг находили и спустя год, и два после деноминации.

Фото: Glaza.info

А ещё со временем выяснилось, что разная длина и ширина у купюр разных номиналов — не так удобно, как могло показаться. Из-за этого края банкнот изнашиваются быстрее, чем было бы у бумажек с одинаковыми размерами (или хотя бы одинаковой шириной, как было у белорусских рублей прежнего образца). В обновленных банкнотах Нацбанк обещает усилить не только уголки, но и целиком кромки купюр, — за счёт этого срок их службы ожидают увеличить в полтора раза.

Так а экономике деноминация пошла на пользу?

Зампредседатель правления Нацбанка Дмитрий Лапко говорит, что задачи, которые собирались решить с помощью деноминации, решились. И на производство денег стали тратить меньше, и на подсчёт, и на перевозку. Одни плюсы.

Ещё до деноминации многие опасались, что вместе с «обрезанием» нулей существенно вырастут цены на товары: тут округлили, там подтянули, — и вот вам скачок цен. Нацбанк парирует, что ничего подобного не произошло, и что уровень инфляции остается низким, волноваться нечего. Однако журналистские исследования показывают: цены выросли, местами очень сильно. И хотя психологи и экономисты утверждают: мол, в том, что вы стали тратить больше, виновата не деноминация, — всё равно простые белорусы раз за разом убеждаются, что где-то их тихонько, незаметно обманули. Пусть даже Минторг и запретил в рекламе использовать понятия «старая» и «новая» цена.

Вот свежий пример: одеколон с ароматом гвоздики от Dilis Cosmetic из Молодечно за годы после деноминации подорожал в 2,2 раза: стоил 9 850 рублей (98,5 копейки новыми), а теперь продаётся за 2 рубля 16 копеек.

Что ещё нужно знать про деноминацию?

Если у вас в столе, в носке, в чулке, в трёхлитровой банке и в любой другой заначке сохранились старые рубли, вы их всё ещё можете обменять. До конца года это можно сделать в Нацбанке и других банках и небанковских кредитно-финансовых организациях; с 1 января 2020-го до 31 декабря 2021 года — только в Нацбанке.

С 1 января 2022 года денежные знаки образца 2000 года станут недействительными.

А ещё — несмотря на то, что с момента деноминации прошло 3 года — до сих пор ещё часть белорусов пересчитывает ценники «на старые деньги» и по привычке считает суммы не рублями, а десятками тысяч.