«Переходим в режим "верблюда"». Как гомельский бизнес выживает в условиях коронавируса

«Переходим в режим “верблюда”». Как гомельский бизнес выживает в условиях коронавируса

20.04.2020 в 14:08
Юлия Митрахович, "Гомельские ведомости"

Ситуация с пандемией коронавируса стала серьёзной проверкой на прочность для малого и среднего бизнеса. Удар уже приняли на себя туристические фирмы, объекты общепита и сферы развлечений. Кто выплывет из этого шторма живым и, вероятно, другим, покажет время. Но как сейчас выживает гомельский бизнес?

Неуверенность в завтрашнем дне

Рестораны и кафе опустели, летние террасы с наступлением тёплых дней никто не устанавливает. Кто-то временно закрыл свои двери для гостей, кто-то активно занялся доставкой еды и напитков, а кто-то, не сводя концы с концами, просит помощи у посетителей, которых не стало. Так, ламповая кафейня Cup of Peace открыла на краудфандинговой площадке сбор средств и организует аукцион по продаже картин. Собранные деньги пойдут на покрытие аренды помещения.

Роман НАПРЕЕВ – хозяин сети «Чисто», таких популярных среди гомельчан заведений, как «Фасоль», «Бацькi», «Табу», «24/7»–говорит, что сфера услуг в его бизнесе ушла в глубокий минус:

– Работу детского развлекательного центра пришлось временно приостановить, потому что посетителей нет вообще. Посещаемость фитнес-клуба и загрузка отеля упали в четыре раза. Рестораны почти все пустые. А поскольку мы не закрываемся, чтобы не увольнять людей, вынуждены нести затраты: платить зарплаты, коммунальные услуги. Просто сокращаем рабочие смены, уменьшили время работы, частично отключаем отопление – экономим на всём. Но это не решает вопрос.

В заведениях наладили доставку еды, но она малоэффективна, потому что объём заказов незначительный.

–Ресторанный бизнес и доставка – это разные вещи. Доставка – не совсем наш профиль. Мы продаём не только блюда, но и вечер, атмосферу, обслуживание, настроение. Пока люди не начнут снова ходить отдыхать, кушать, ничего не произойдёт.

Роман Напреев также является учредителем ОДО «Полидрев», которое занимается производством пластиковых деталей методом вакуум-формовки для сельскохозяйственного машиностроения.

– Конечно, не в той степени, как услуги, но производство тоже страдает. Предприятие работает. В целом заказы есть, но чувство неуверенности в завтрашнем дне не покидает. Наш крупный заказчик «Россельмаш» на май уменьшил заказ в 2,5 раза. Что будет дальше, мы не очень понимаем. Партия товара готова к отгрузке в Америку, но из-за коронавируса американские порты не принимают грузы.

Недавно предприятие Напреева присоединилось к развернувшемуся в стране движению по поддержке медиков. Сделали тысячу защитных щитков и тысячу масок, которые бесплатно раздали врачам.

–К сожалению, это не первый кризис на моей памяти. Уже даже сбился со счёта, сколько их было. И каждый раз это, безусловно, стресс и для бизнеса, и для меня лично.На такие случаи у каждого бизнесмена должна быть подушка безопасности – некий запас средств, которые позволят держаться на плаву. Буквально перед этой ситуацией нам удалось аккумулировать средства и на полгода вперёд погасить кредиты в банке, – говорит бизнесмен со стажем и не теряет оптимизма. – Рецепт в таких случаях всегда один: терпеть, предпринимать всё возможное на своём уровне и надеяться на лучшее.

Есть план Б

Директор ЧТУП «Метеорит Плюс» Оксана ШЕВЧЕНКО считает, что текущая ситуация – это не только сложности, но и возможности. Поэтому нужно скрупулёзно проанализировать себя, компанию, окружение и понять, что нужно изменить, чтобы стать сильнее других на рынке.

– Мы создаём реабилитационное и спортивно-игровое оборудование и развивающие игрушки для детей, – говорит Оксана Шевченко. –Наши клиенты – это дошкольные учреждения и бюджетная сфера. Стало очень тихо и с заказами, и с отгрузками. Поэтому переводим бизнес в режим «верблюда»: минимизируем расходы, аккумулируем выручку, ищем новые направления деятельности, постоянно генерируем идеи и ищем ресурсы для дальнейшей работы.

На фабрике без жалости отсекают всё, на чём можно сэкономить. В первую очередь сократили арендные площади, пересмотрели административные и маркетинговые расходы, связанные с продвижением продукции, спрос на которую упал до нуля.

–Наш главный ресурс – швейное производство. С первых же дней пандемии мы временно перепрофилировали свою деятельность и запустили линию бытовых защитных повязок.Арифметика простая: пока рынку нужны маски, мы будем их шить, и, думаю, это позволит предприятию продержаться, пока бушует вирус. В среднем в день отшиваем более двух тысяч повязок. Вся команда перешла на удалёнку, кроме работников производства. Но и для них у нас есть план Б: при вводе официального карантина мы поможем сотрудникам организовать работу в домашних условиях. Советую коллегам сократить горизонт планирования: не бойтесь менять планы, не суетитесь и не бросайте начатое,–говорит директор фабрики.

Ориентация – внутренний туризм

Не лучшие времена переживает туристический бизнес. Планы на отпуска вместе с закрытием границ и отменой авиарейсов смыло как морской волной.

–У турагентств, которые продавали много авиатуров (у нас, в частности), больше всего проблем, – говорит владелец «Славия Тур» Дмитрий МИЛОВАНОВ. –Сегодня единственный вариант, который мы предлагаем клиентам, воспользовавшимся услугами раннего бронирования, – перенос туров на другие даты. Есть возможность переносить поездки даже на 2021 год. Естественно, не все клиенты с этим согласны. Некоторые даже требуют вернуть свои деньги в течение семи дней. Но принцип работы турсферы не позволяет это сделать: средства, которые вносят туристы при бронировании, постоянно в обороте. Турфирма оставляет себе 5–11 процентов, в зависимости от тура, остальное перечисляет оператору. Он соответственно – авиакомпаниям, трансферам, отелям и так далее. Представьте, только в Беларуси 1800 турагентств. Если все вмиг начнут возвращать деньги, ни один туроператор, ни одно агентство не выдержит такой нагрузки.

Сейчас бронирований в турфирме Дмитрий Милованова нет, выручки соответственно тоже. Аренду, налоги, зарплаты сотрудникам никто не отменял. Пришлось минимизировать расходы, работают по пару человек. Зато, говорит Дмитрий, появилось больше времени на проработку новых маршрутов. Акцент – на внутренний туризм. К примеру, создали тур выходного дня «Курс на Запад» по маршруту Гомель – Юровичи – Туров – Брестская крепость –Беловежская пуща – Жировичский монастырь с ночёвкой в агроусадьбе под Лельчицами и в Бресте.

Дорога в онлайн

Новые реалии требуют новых решений: некоторые компании перешли на дистанционное обслуживание, проводят тренировки и обучение онлайн. Уже месяц в ветеринарной клинике «ПолиВетЦентр» практикуют новые виды услуг – вызов ветеринара на дом и консультацию по телефону.Практически ежедневно осуществляется 1–2 вызова на дом. Спрос на онлайн-консультирование пока меньший.

– Конечно, онлайн-консультация не является заменой приёма врача, – говорит основатель и руководитель Центра ветеринарной медицины Татьяна МЕЗЕНКО – Это один из способов для владельца предварительно понять, необходимы ли питомцу стационарные услуги. Дистанционная консультация рассчитана на оказание первой помощи при лёгком течении ряда заболеваний, будет полезна в вопросах профилактики, кормления, сопровождения нормальных физиологических процессов.

Метки:

Обсуждение