«Крутой коммерс» + «шило в одном месте». Как на Гомельщине брат и сестра открывали «космическую кофейню»

16.10.2019 в 22:59

Брат и сестра Владислав и Александра Санько всегда хотели иметь собственный бизнес. Каждый пробовал себя в разных направлениях еще с юности. А однажды решили делать это вместе. Так появилась кофейня CoffeeCos — сначала в Калинковичах (небольшом районном центре Беларуси), а потом и в Мозыре, их родном городе. Ребятам пришлось пройти через множество трудностей, но они никогда не сдавались. Своей историей Владислав и Александра поделились с «Про бизнес».

Владислав и Александра Санько. Фото из личного архива

«Крутой коммерс» + «шило в одном месте»

Владислав: Начну издалека. Сейчас мне 22. Но еще в школьные годы, когда все только познавали, что такое «выпить пивка с друзьями», прогулять школу в каком-нибудь игровом клубе, — я зарабатывал деньги. Началось все с того, что создали с другом группу ВКонтакте, заказывали с AliExpress и eBay товар и перепродавали. Брали предоплату 50% — а это и была стоимость самого товара.

Это был такой «вау»! Мы были в городе «теми самыми крутыми коммерсами». Ну, и доход для парней в 15 лет был крутым плюсом.

Позже мы решили заняться телефонами. Покупали их не в лучшем состоянии, друг ремонтировал — и перепродавали с процентами. Этот небольшой бизнес тоже шел успешно. Но недолго — пришло время поступать в университет. Впрочем, и во время учебы я не остановился. Работал грузчиком, занимался солнечными батареями, аутсорсингом: находил объявления в интернете и сводил работников (бухгалтеров, рабочих, клинеров) с работодателем. Параллельно подрабатывал официантом. Все время в голове у меня были мысли только о том, что я буду делать дальше. Но я четко понимал, что это точно будет только свой бизнес.

Я окончил Торгово-экономический университет в Гомеле по специальности «экономист-менеджер». Отрабатывать по распределению не хотелось, но пришлось. Однако это оказалось хорошей школой жизни и помогло с подушкой безопасности — если меня переклинит, опустятся руки и придется идти работать.

Владислав Санько. Фото из личного архива

Александра: Мне 27 лет. Между выражением «не сидится на месте», «шило в одном месте» и мною можно смело ставить знак равно:) После школы я поступила в архитектурный колледж, потому что «умею, могу, хочу». Это довольно тяжелая специальность для девушки, особенно если ты не остановишься на колледже и захочешь связать свою жизнь со стройкой, инжинирингом и проектными работами. Но это и подкупало.

Тяжело — это определенно моё!

Справлялась с учебой я хорошо, после колледжа поступила в университет. Попутно оформилась как ремесленник и занималась всем, что душе было угодно: скрапбукинг, сладости, шоколад. Продавала стандартно — через Инстаграм и группу ВКонтакте. Зарабатывала больше своих родителей.

Тогда же у меня начали закрадываться мысли касательно полноценного бизнеса. А с кем же это делать, если не с братом, который этим живет!

Как-то мы наткнулись на статью о том, что потребление кофе растет ежегодно — и поняли, что это тот продукт, который никогда не умрет и будет развиваться. Кроме того, во время учебы брат подрабатывал в общепите, и кое-какой опыт у него уже был. К тому же бюджет на открытие кофейни нужен относительно небольшой. И нам стало все понятно.

Александра Санько. Фото из личного архива

В: Случилось так, что сестра неожиданно заболела редкой болезнью, практически жила в больницах. Благодаря поддержке близких людей она старалась держаться и быть всегда на позитиве. Но ситуация со здоровьем ухудшалась. Чтобы она не думала о самом плохом, я старался отвлекать ее разговорами о создании нашего совместного дела, о котором мы давно мечтали. Каждый день мы обменивались друг с другом безумными идеями и планами.

А: К счастью, со временем я начала идти на поправку. В голове было много идей, мыслей, планов. Но тут со мной случилась история «Решила заработать легко и быстро». Я познакомилась с парнем, который якобы занимался экспортом овощей. Мы начали общаться, гулять, он приезжал на дорогой машине… Для меня как для девушки это был фурор. Он говорил, что у него серьезный бизнес. И предлагал вложить мои деньги: закупить овощи оптом у фермеров в Беларуси и продать оптовикам в России. Мол, можно заработать хороший процент. И я ему поверила… Вложила все, что удалось заработать и накопить.

Мы сходили к нотариусу, подписали бумаги. Но тут что-то пошло не так: то овощи закончились, то фур нет. А в это время, как оказалось позже, он отдыхал и тусовался на мои сбережения. Сумма была около $ 5000. А в один прекрасный день он попросил якобы недостающих еще 1500. Даже написал расписку. В тот же вечер он завалился к нам домой сильно выпившим — и я обнаружила, что за вечер он спустил $ 500. Наутро я начала выяснять, как обстоят дела, наседать на него… В итоге он скрылся где-то в России и пропал. Позже его нашли, но деньги мне, конечно, никто не вернул.

Именно после этой ситуации, на какой-то озлобленности, с надеждой и с огромным запасом мотивации мы начали действовать.

Отбросив все прошлые занятия, полностью углубившись в мечту, мы начали работать в направлении нашего бизнеса.

Фото предоставлено авторами

Во франшизе отказали — решили делать свой проект

В: Изначально мы были нацелены на покупку франшизы известной в нашей стране сети кофеен. Мы обговорили все условия и нюансы, нас все устроило. Но спустя какое-то время нам отказали, так как в Мозыре уже был франчайзи, который приобрел «право на город».

Может, оно и к лучшему. Мы поняли, что запустить свой собственный проект — это гораздо круче, это был наш шанс сделать «своё» большое и успешное.

Мы выбрали формат «кофе с собой». Для стартапа это очень выгодно. Зарекомендовать себя как отличная кофейня, набраться опыта и постоянных гостей (мы не воспринимаем слово «клиент») и впоследствии двинуться в сторону открытия полноценной кофейни.

А: Со старта мы поставили для себя цель варить самый вкусный кофе в городе. Отбирали, пробовали, миксовали каждую пачку кофе. Курсы бариста, интернет, литература… В итоге подошли к делу максимально начитанными и подготовленными. В результате, как нам кажется, нам удалось добиться отличного вкуса кофе. Но, как говорится, нет предела совершенству. Мы постоянно продолжаем учиться: читаем, посещаем всевозможные кофейные фесты, чемпионаты, мероприятия, форумы.

Фото предоставлено авторами

Основным источником вдохновения у нас был космос — это интересно, безгранично и это нереальная энергетика. Мы же не собираемся загонять в рамки свой бизнес. Всегда можно сделать больше и лучше. И так бесконечно — как космос.

В: На запуск своего первого кофейного модуля мы затратили $ 13 000, из них $ 4000 ушло на сам проект торгового модуля, $ 2500 — на разработку бренда, $ 2500 — на ремонт, $ 2000 — на покупку кофемашины, $ 2000 — прочие расходы (кондиционер, касса, терминал). Изначально своих накоплений у нас было гораздо меньше, поэтому пришлось продать свои автомобили, одолжить денег у родственников, знакомых, друзей. Огромное спасибо нашим родителям, которые ни на минуту не давали нам сомневаться в своем выборе, постоянно поддерживали и помогали во всем.

Александра с родителями. Фото из личного архива

Итак, процесс был запущен. Мы верили в свой проект — и это очень помогало. Так появилась наша космическая кофейня CoffeeCos.

Главное — не сдаваться

В: Когда мы только работали над идеей проекта, нам казалось, что это и есть самое сложное. Мы буквально сломали голову, обсуждая идеи, брендбук, фирменный стиль, долго спорили над названием — очень хотелось довести все до идеала. Но когда оставалось найти только место, мы поняли, что попали в ловушку.

Долго искали подходящую локацию, ходили ко всем арендодателям в нашем городе, но все нам отказывали — никто не хотел доверять начинающим предпринимателям.

В течение полугода каждый день мы выезжали в город и искали потенциальные места, высматривали трафик. Кто-то давал нам надежду, но в итоге мы все равно слышали злополучное «нет».

К тому же сестре приходилось часто ложиться в больницу, и я месяцами работал без выходных по 12 часов в день. Но, как мне кажется, главное в этом деле — не сдаваться и продолжать работать. Собственно, этим мы и занимались.

А: Когда в нашем городе места мы так и не нашли, а выкупать государственную землю на аукционе (как нам предлагали) было слишком масштабно, мы решили попробовать в другом городе — Калинковичах (13 км от Мозыря).

Здесь мы познакомились с арендодателем, который не только предоставил нам место, но и поверил в нас, увидел наш потенциал. Имея большой опыт в бизнесе, он помог нам на начальном этапе обойти много подводных камней и избежать многих ошибок.

Нам предложили небольшой отдельно стоящий модуль около торгового центра. В общей сложности с коммунальными платежами он обходится в 250 евро — и нас это устроило.

Фото предоставлено авторами

Но проблемы на этом не закончились. Невыполненные сроки, некачественный продукт, проблемные поставщики — и это только малая часть того, что ожидает начинающего бизнесмена. Сталкивались с этим и мы.

Теперь уже мы называем трудности рабочими моментами и справляемся общими усилиями.

В поисках целевой аудитории

А: В официальный день открытия мы повесили шарики, сделали акции, рекламу. Ждали поток людей, но наши ожидания не оправдались. Почти никого в этот день не было.

Начинать было безумно страшно. Первые полгода мы работали вдвоем, посменно. После каждой сваренной чашки кофе смотрели на наших гостей, ожидая реакцию. Благо плохих отзывов о качестве кофе было очень мало — 1 к 100.

В: Сначала мы ориентировались на молодежь и мам с детьми. Но после открытия задумались над целевой аудиторией и решили перевернуть игру. Снова начали изучать целевую аудиторию: каждый день приезжали к ТЦ, считали количество людей. Часами сидели в кофейнях и смотрели, кто приходит, что берут, сколько в среднем оставляют в кофейне. На сегодня мы окончательно сформировали портрет нашего гостя: мужчина, 20–35 лет, с достатком выше среднего, и парочки, которым интересны наши фирменные напитки.

А: Исходя из слов наших постоянных гостей, самое важное для них — сам бариста, который может и мастерски сварить вкусный кофе, и уделить каждому внимание. Второе, конечно, — качество сваренного кофе.

В: Еще со старта мы привлекали людей акциями, розыгрышами, информацией о себе в Инстаграме.

Мы отлично понимаем, что в XXI веке люди любят глазами, мы сами такие. Поэтому основным каналом продвижения для нас является страничка кофейни в Инстраграме, туда уходят почти все наши усилия.

Запускаем платную рекламу, делаем интересные сторис. Собираем обратную связь — всегда отмечаем тех, кто публикует на своих страницах информацию о нас. Тратим на рекламу около $ 100 в месяц. Ведем также группу ВКонтакте, раздаем листовки, периодически запускаем акции — однодневные или продолжительные.

Фото предоставлено авторами

Хорошо работают запущенные ещё в самом начале карты лояльности «7-й кофе в подарок». Люди действительно возвращаются к нам за кофе.

«Лучше 10 лет жить как никто не хочет…»

В: Сейчас нашему бизнесу 9 месяцев, мы на этапе роста. Все заработанное вкладываем в развитие и улучшение качества нашего бренда. Мы придерживаемся таких слов: «Лучше 10 лет жить как никто не хочет, чтобы потом жить как никто не может».

А: Сегодня у нас уже 2 торговых объекта. Вторую точку открыли два месяца назад, уже в Мозыре. Поиски места по второму кругу дали результат. Только теперь у нас не отдельно стоящий модуль, а островок. Что оказалось легче и быстрее. В планах открыть еще одну кофейню до конца года. Уже работаем над проектом.

Фото предоставлено авторами

В: На рентабельность мы вышли через два месяца после открытия второй точки. На сегодня рентабельность составляет 25%, выручка с двух точек — примерно 10 600 рублей в месяц (около $ 5100). Но из-за того, что издержки очень большие (посуда, молоко, аренда, обновление оборудования, налоги), — рентабельность падает.

А: Кофе — очень маржинальный продукт. Его маржинальность достигает 400%, но с одной чашки сваренного кофе из-за всех издержек остается только 20%.

Ещё до открытия мы понимали, что на одном монопродукте бизнес построить будет невозможно. Пытались ввести что-то, чем можно ещё и накормить гостей.

Попробовали сэндвичи в шоковой заморозке — но в итоге поняли, что продавать их сложно. Всё-таки это полуфабрикат. Тогда начали постепенно вводить десерты — но и они почему-то не пользовались особым спросом. Наконец, внедрили различные виды свежих хот-догов, приготовленных на гриле, — и вот они зашли на ура. Так у нас получилось удовлетворить потребности гостя и поднять средний чек — сейчас он составляет 3,9 руб. ($ 1,9).

Фото предоставлено авторами

У нас 5 основных конкурентов. Но все мы, кто в кофейной сфере, нормально общаемся между собой, даже помогаем друг другу. Это больше дружеская конкуренция. Стараемся взять у каждого по чуть-чуть, доработать, додумать — и стать лучше. Мы считаем, что это абсолютно нормально и эффективно.

«Для полета в космос ракета не нужна»

В: На начальном этапе работали вдвоем, делали всю работу сами, не могли позволить себе нанять кого-то. Но в связи с расширением взяли двух прекрасных девушек — Ольгу и Алину. Они держат нашу марку и предлагают свои изменения и доработки.

А: Сейчас нас пятеро. Команда небольшая, но очень дружная, мы все как семья. Мы по-прежнему сами работаем в кофейнях на должности бариста. С одной стороны, это экономия, с другой — контроль.

Фото предоставлено авторами

В: Наши планы за 9 месяцев не изменились: мы по-прежнему делаем все возможное, чтобы стать номером один в нашем городе. На данный момент стоит цель открыть 10 кофеен за 2 года. Мы знаем, что это реально. И ищем инвестиции, чтобы осуществить все гораздо быстрее и качественнее. Правда, пока выходит только своими силами. Но дальше — больше. Как говорится на нашем билборде: «Для полета в космос ракета не нужна», вот и нам не нужен толчок, чтобы взлететь — мы уже на низком старте.

А: Забегая вперед, скажу, что мы нацелены в будущем запустить собственную франшизу и развиваться по всей стране. Это большая цель. У нас есть козырь в рукаве, который мы скоро обязательно покажем.

Обсуждение

Загрузка...