Молодёжь меняет городскую квартиру на домик в деревне

Молодёжь меняет городскую квартиру на домик в деревне

23.08.2019 в 21:52
Ольга Ласута, "Правда Гомель"

Пройдёт ещё немного времени, и наверняка домик в деревне перестанет ассоциироваться с грядками и баулами собранного урожая, под завязку набитым овощами багажником авто для перевозки в городскую квартиру. Уже сейчас для горожан домик в деревне — это возможность уехать туда, где тишь и благодать от шумной жизни, а для владельцев агроусадеб — дополнительный доход.

Баня парит, баня правит

Самая “молодая” усадьба в Мозырском районе принадлежит семье Зборовских из агрогородка Козенки. Оксана и Евгений поменяли свою городскую квартиру в новостройке на домик в деревне и нисколько не жалеют об этом. Начинали бизнес со старой маленькой баньки, которая встречает сразу у ворот усадьбы желающих попариться. По словам хозяйки, периодически захаживавшие друзья и знакомые начали советовать и подсказывать, как это деревенское строение привести в надлежащий вид и приспособить для сдачи.

— Отремонтировали, облагородили маленький пруд, и получилось у нас уютное местечко с банькой на два-три человека, — рассказывает Оксана. — Благодаря сарафанному радио клиенты потянулись целыми компаниями, для которых в бане оказалось мало места. Стали с мужем думать, что делать дальше. На нашем участке стояло большое деревянное строение, ни к чему не приспособленное. Муж говорит: давай из него сделаем еще одну баню.

Сказано, но не сразу сделано, потому что строительные работы требовали огромных финансовых вложений, отнимали много сил и времени. Евгений тогда еще ходил на работу, поэтому не мог полностью посвятить себя усадьбе, а у Оксаны на руках двое маленьких детей. Однако молодая семья справилась, хотя и было очень сложно.

— Сейчас у нас ежедневный поток клиентов по три — четыре компании, — говорит Оксана. — Мужу пришлось уволиться с работы, потому что разорваться надвое невозможно. Если мы зарегистрированы как агроусадьба, то должны соответствовать: порядок, чистота, комфорт и уют обязательны в этой сфере деятельности. У нас нет выходных, потому что не можем себе этого позволить. Один раз откажешь — люди перестанут ходить, и все наши труды будут напрасными.

Хорошие люди посоветовали молодой семье на заре их деятельности не ограничиваться баней, а зарегистрироваться именно как агроусадьба, потому что Указ № 365 “О развитии агроэкотуризма” дает практически неограниченные возможности.

— В дальнейшем планируем сделать спальные места, обеспечивать гостей питанием, благо у нас есть настоящая русская печь, которую мы решили не сносить после въезда в этот дом, — делится глава семейства. — Еще хотим построить беседку за большой баней, чтобы и зимой в ней можно было находиться, и, если все получится, сдавать в аренду туристический инвентарь.

Как говорится, планов громадье, но то, с каким энтузиазмом Зборовские взялись за осуществление своей мечты, не оставляет сомнений в успехе их предприятия. К тому же, постоянный поток любителей пара из Мозырского и соседних районов, даже россиян, отыскавших на просторах интернета “молодую” агроусадьбу, вселяет надежду на развитие бизнеса. Например, накануне нашей беседы попариться и отдохнуть пожелали три женщины из Карелии, приехавшие в Мозырь к родственникам.

Ловись, рыбка

Агроусадьбу “Бобренята”, расположенную недалеко от Мозыря в деревне с одноименным названием, тоже в свое время облюбовали россияне, которые с завидным постоянством приезжали сюда на отдых: порыбачить, отведать блюда национальной белорусской кухни, сплавиться по реке, да и просто побыть вдали от шумного мегаполиса.
Здание нынешней усадьбы было по­строено в 1974 году и принадлежало колхозу имени Калинина. С тех пор оно ни разу не ремонтировалось. Десять лет назад бесхозную и разваливающуюся колхозную контору купил Виктор Крицкий, и дело пошло, благо был начальный капитал.

— Первых гостей мы принимали 31 декабря 2010 года, — вспоминает Виктор Степанович. — Это были москвичи, которые захотели необычно встретить Новый год. Первые лет пять приезжали в основном россияне, потому что наши низкие цены их привлекали. Гостей тогда было столько, что мне иной раз приходилось ночевать в бане: приезжали из Европы, Америки, Кореи, разных концов России, а сейчас преимущественно белорусы. У нас расписаны почти все выходные до самого ноября, и стабильно по три — четыре компании.

Загруженность усадьбы колоссальная, что требует ежедневного физического труда: привести в порядок территорию после гостей, распланировать свои действия к следующим выходным, закупить продукты, приготовить и, опять же, навести чистоту на территории накануне нового заезда отдыхающих. Со слов Виктора Степановича, он очень ревностно относится к соблюдению порядка: лучше лишний раз напомнить, чем потом разгребать последствия. А есть вообще не въездные. За столько лет хозяин агроусадьбы научился с первого взгляда определять проблемных гостей.

— К нам приезжают те, кто ищет комфорт и безмятежность. Мы заранее подписываем договор, в котором оговорены все нюансы: не курить в неположенных местах, не бросать мусор, ничего не ломать. Если же условия договора гостями не соблюдаются, то они автоматически попадают в “черный список” — для них теперь вход к нам закрыт. Не принимаем компании школьников, студентов, выпускников: к сожалению, многие не понимают смысла в культурном и расслабленном отдыхе, не умеют ценить чужое пространство, свободу и покой. Ведь все здесь сделано своими руками, и я хочу, чтобы мои труды сохранились, — признается пенсионер.

Ещё важно понимать: если занялся агроэкотуризмом, работать придется круглосуточно, не пуская дело на самотёк.

— Однажды коллега из Бреста попросил у меня совета, как быть успешным в этой сфере, — вспоминает Виктор Степанович. — Он рассказал, что зарегистрировался как объект агроэкотуризма, а через месяц закрылся. Причина оказалась банальной: заселил компанию на сутки, дал ключи, а сам уехал домой. Наутро увидел, что по территории будто смерч прошелся. Вот почему я убежден: усадьба — это место, где ты должен постоянно жить.

У озера

Подобного мнения придерживается и хозяин агроусадьбы “Калинка” Александр Харьков, который купил шесть лет назад заброшенный сельский клуб 1945 года постройки в деревне Гурины. Купить здание предложила жена для организации семейных торжеств: свадеб, юбилеев, дней рождения.

— Но потом мы узнали, что можно сделать целую агроусадьбу, — говорит Александр. — Своими руками все отремонтировал, жена оформляла и декорировала. Первые два года гостей было очень мало, но со временем становилось все больше. Людская молва нас разрекламировала, и сейчас у нас своя клиентура, а все выходные расписаны.
В “Калинке” дела идут хорошо, но хозяин хочет организовать еще так называемый “отдых для души”. Для этого Александр Харьков купил еще один заброшенный сельский клуб в деревне Бибики.

— Там есть два озера, что существенно упрощает ведение дел, — говорит он. — Люди хотят не просто приехать в деревню отдохнуть, но отдохнуть у какого-нибудь водоема. Например, в “Бобренятах” есть река, соответственно, и отдых разнообразный: рыбалка, купание, шашлык на берегу.

Александр уверен, что агроэкотуризм — это выгодно. Более того, в Мозырском районе усадеб катастрофически не хватает: в какую ни обратись — везде занято. Поэтому развивать направление нужно. Главное, выгодное расположение усадьбы, наличие вблизи водоема, хорошая кухня, комфорт, спальные места.

Компетентно

— В Мозырском районе зарегистрировано 11 субъектов агроэкотуризма, — комментирует начальник отдела спорта и туризма Мозырского райисполкома Галина Костяшкина. — В нашем районе протекает Припять, и, на мой взгляд, это благодатная почва для развития агроэкотуризма, привлечения городских жителей не только из Мозыря, но и из других районов области, республики и даже из заграницы. Наши агроусадьбы очень любят гости из России и Украины. Учитывая, что сейчас жизнь в городе суетливая, то в выходные хочется с семьей выбраться на тихий отдых.

— Достаточно ли агроусадеб в Мозырском районе? Возможно, с учетом спроса и наполняемости их нужно намного больше?

— На мой взгляд, в районе нужно организовать кластерную систему, своего рода взаимозаменяемость. Например, такая ситуация: “К сожалению, у нас мест нет, но сейчас мы созвонимся с коллегами… Вас ждут в такой-то усадьбе”. Это было бы очень по-европейски. Пока что такая система у нас не практикуется.

— Сложно ли зарегистрировать объект агроэкотуризма?

— Ничего сложного нет. Сегодня такое законодательство, что проблем возникать не должно. Если вы безработный, необходимо стать на учет в управление по труду, занятости и соцзащите. Затем в службе “одно окно” написать заявление о том, что с определенного числа вы планируете начать свою деятельность как субъект агроэкотуризма. Далее после получения разрешения (как правило, его выдают в течение пяти дней) идете в налоговую службу: до начала работы необходимо уплатить сбор в размере одной базовой величины. Сумма единого сбора не зависит от масштаба, расположения усадьбы, а также от количества принятых за год гостей. Хозяева элитных коттеджей и скромных бревенчатых домиков, принимающих туристов, платят одну и ту же сумму.