"Если бизнес гнобить, то он умирает". Гомельский бизнесмен рассказал о стартапах, регуляторах и почему ушел из "купи-продай" в производство

“Если бизнес гнобить, то он умирает”. Гомельский бизнесмен рассказал о стартапах, регуляторах и почему ушел из “купи-продай” в производство

30.03.2018 в 08:58
Екатерина Коваленко, "Вечерний Гомель"

Узнав о том, что очередным гостем «Вечерки» станет известный в нашем городе бизнесмен Роман Напреев, признаюсь честно, я обрадовалась и испугалась одновременно. С одной стороны было очень интересно поговорить с неординарной личностью – основателем гомельского бренда «Чисто», ОДО «Полидрев», завода по производству строительных панелей. С другой – в душе я робела, ведь не каждый день приходится встречаться с бизнесменами такого уровня. Преодолев волнение, изучила сферы деятельности Романа Семеновича, составила вопросы для интервью и подготовилась к встрече.

– Добрый день, Роман Семенович. Сегодня ваш бизнес сосредоточен во многих сферах деятельности. А помните, как все начиналось? 

– Родился и вырос я в Минске, после школы поступил в политехнический институт на специальность «инженер-металлург». Окончил его с красным дипломом, мог остаться в Минске или выбрать Москву или практически любой город бывшего СССР, но моя первая жена была гомельчанка, поэтому по распределению  я попал в город над Сожем. Кроме своей супруги в Гомеле никого не знал. Работать начал  в Институте  механики металлополимерных систем имени В.А. Белого НАН Беларуси, там же в 27 лет защитил кандидатскую диссертацию на тему «Смазочно-охлаждающие технологические среды».

– Ученая степень пригодилась в вам в жизни?

– И да, и нет – сложно сказать. В начале 90-х, когда все стало разрушаться, разваливаться, мне не хватало денег даже на содержание семьи. И тогда решено было уйти из науки и заняться бизнесом. Начал я с того, что продал собственную научную разработку одному минскому заводу. Денег хватило на год содержания семьи. Первое время тем и занимался, что пытался реализовать свои собственные разработки, но они уже шли не через госпредприятия, а через мою фирму.

– Вам довелось заниматься коммерцией в 90-е годы, как думаете, почему их называют «лихими»? Что это было за время для вас?

– 90-е годы – время разрушения, время Большого Хапка, как его еще называют, время предательства коммунистической элиты. Мы были воспитаны на социалистических идеалах, а тут вдруг поняли, что руководство страны нас обмануло и предало. Помню, как началась распродажа общенародной собственности, которая целыми отраслями попадала в чьи-то не совсем «чистые» руки. И мы во всем этом крутились, занимались коммерцией, ездили в основном по России. В то время основной деятельностью было, как сейчас говорят «купи-продай».   Это было время взаимообмена (бартера). Мы складывали бартерные цепочки между заводами. Начинали с малого, потом объемы становились больше и больше. Дошло до того, что наши вагоны, а позже и составы ходили от одного города к другому. Да, первые деньги мы заработали на торговле. Как пел Владимир Асмолов, парочку вагонов от поезда застоя мы откусили (шутка).

– Времена были бандитские, приходилось соблюдать определенные законы…

– Конечно. Не мы писали эти законы, и мы не были белыми и пушистыми. Иначе было не выжить. Однако определенные границы никогда не переходили, не переходили черты. Старались в любых ситуациях оставаться порядочными людьми по отношению к партнерам. К сожалению, из тех, кто в ту пору работал рядом, одни убиты, другие пропали без вести, третьи уехали за границу, а кто-то просто спился. Такая уж судьба моего поколения. Почему я остался на плаву? Не знаю, наверное, звездочка какая-то светила.

– Вы верите в судьбу?

– Да, верю, в судьбу, в высшую силу, если хотите, и определенные моральные принципы.

– Общество с дополнительной ответственностью «Полидрев» появилось в те же годы?

– Полидрев как производственная структура была создана еще в 1991 году. Первым директором и основателем предприятия был мой компаньон Петр Алексеевич Худан (сейчас он на пенсии, но продолжает по мере сил участвовать в наших начинаниях). Со временем мы выкупили контрольный пакет акций, а настоящее развитие «Полидрев» получил в конце 90-х начале 2000-х, когда я решил прекратить коммерческую деятельность.  Мы столько пережили перипетий! Были и взлеты, и огромные потери, не раз начинали сначала, раза три так начинал. В одно время я чувствовал себя очень богатым человеком, а через год, после крупного мошенничества со стороны наших партнеров, всё пришлось начинать с абсолютного нуля. В начале 2000-х ушел из жизни мой основной партнер, не выдержал такого ритма.

– И тогда вы решили выйти из торговли и вплотную заняться производством?

– Мы стали развивать направление по производству пластика, стали делать детали для машиностроительных заводов Беларуси, купили оборудование, первые станки, взяли кредиты, приступили к работе и постепенно стали востребованными.

– Много средств пришлось вложить в развитие предприятия?

– В самом начале я договорился с немецким поставщиком о том, чтобы приобрести оборудование в рассрочку. Станки приехали в Гомель, мы их настроили, научились работать, отправили персонал в Германию на обучение. А потом я прекрасно помню наш первый контракт. По заказу завода «Амкодор» в Минске мы делали кабину для трактора, делали ее буквально собственными руками. Вместе с ближайшими друзьями, коллегами мы вручную подгоняли детали, делали формы, обучались и, наконец, сделали. В конце года завод получил новую кабину для трактора, а мы заработали деньги.

– Заказчик остался доволен результатом работы?

– Мы до сих пор работаем с заводом «Амкодор», и детали эти востребованы. Когда мы выполнили заказ, у нас сразу появилось большое количество других клиентов. Люди увидели, что мы можем работать, что качество и цена соответствуют рынку. Огромное количество деталей шло по линии импортозамещения. На тракторном заводе, на Минском автомобильном заводе, БЕЛАЗе, Гомсельмаше… вряд ли есть в Беларуси такая машина, где нет наших деталей.

– Что представляет собой ОДО «Полидрев» на современном этапе развития?

– Сейчас производственное предприятие Полидрев – это хорошее, крепкое предприятие инновационного направления, инжиниринговая фирма с большим производственным потенциалом. Отдельные виды продукции являются уникальными.

– Какие уникальные виды продукции производит предприятие?

– В Беларуси мы лучшие вакуумные формовщики. Есть вещи, которые не умеет делать никто кроме нас, в том числе и в России. Например, экстерьерные детали для любых машин, крыши, огромные капоты. Производим детали медицинского направления, освоили новый вид пластиковой продукции для американского рынка автомобилей. Недавно сделали новую крышу для комбайна Ростсельмаша. Это по-своему уникальное изделие, никто не верил, что мы его сделаем. Но мы справились буквально за месяц. Я помню слова директора Ростсельмаша: «Я не верю!». Прошел месяц, мы привезли ему эту крышу, которая легко прошла контрольные обмеры ОТК и без единого замечания встала на машину. Это был невероятный восторг!

– В такие моменты происходит своеобразная магия, которая вдохновляет двигаться дальше. Вы согласны?

– Когда человек понимает, что он делает объективно полезную для себя и людей вещь, когда его личный интерес совпадает с интересом общества, это всегда положительно влияет на самого человека, поднимает его настроение. Я не исключение из правила. Люблю наблюдать за тем, как наша продукция оказывается востребованной и нужной другим людям и государству.

– Должно ли быть качество продукции первоочередной ценностью?

Я считаю, что должно быть оптимальное сочетание цены и качества. Хороший продукт – это неотъемлемое условие, второй фактор это цена. Одно без другого не бывает. Надо понимать, что избыточное качество неизбежно влечет удорожание продукта, а значит, делает его неконкурентным. Это не всегда хорошо, но это так.

– Какая она – формула успеха от Романа Напреева?

– В первую очередь сейчас нужна идея, креатив. Надо смотреть на мир чуть по-другому, попробовать сделать то, чего пока нет. Ведь выходить на рынок с обычной продукцией, которую все делают, неинтересно. Конкуренция съедает все, маржинальность бизнеса становится очень низкой. К сожалению, большинство белорусских предпринимателей и заводов выходят на рынок с продукцией, которая уже освоена десятками других производителей. В условиях жесткой конкуренции возникает малая рентабельность бизнеса или она вообще отсутствует. И заводы хоть и работают, но без прибыли, оборудование быстро устаревает, не хватает денег на инновации. Успеха добиваются те, кто выходит на рынок с новыми направлениями в работе. Что сказать молодым? Без денег, стартового капитала ничего не будет. Надо искать инвесторов, венчурные компании, фонды, которые помогают. Главное – это собственная идея, собственная энергия. Стучитесь во все двери! И вам откроют.

– Что самое главное в бизнесе, без чего он просто не будет работать?

– Главного много: быть мудрым человеком, не лениться, не бояться рисковать. Бизнес без риска не бывает. Начинаешь новое дело – это всегда риск. В любом уставе малого предприятия ОДО, ООО написано: «Бизнес на свой страх и риск». Это постулат любого бизнеса. Ты действуешь на свой страх и риск. Бывает, что и прогораешь. Бизнесы рождаются и умирают. Это нормальный процесс. Даже самые крупные компании иногда разоряются – обычный процесс развития. На обломках старого растет новое. Это естественно – это и хаос, но это и жизнь. Не будет работать бизнес без личных качеств руководителя, квалифицированного персонала, оригинальных идей. Очень важна благоприятная окружающая среда. Если бизнес гнобить, то он умирает, если постоянно приходят проверяющие органы и дают штрафы за все, то он умирает, от избытка бюрократических процедур бизнес тоже может умереть, от неблагоприятной конкурентной среды. Миллион факторов, которые так или иначе влияют на бизнес. Например, в России если ваш папа губернатор, то это благоприятный фактор для вашего бизнеса (шутка).

– Вы говорите, что важны личные качества руководителя. Посоветуйте, пожалуйста, как наладить эффективное управление?

– Разбудить энергию людей. Если ты как главный руководитель сумел это сделать, тебе потом будет легко и просто. Существует тип руководителей, которые тянут одеяло на себя, это авторитарный стиль. Я таким руководителям не завидую, они пытаются все решать сами, любой вопрос замыкается на них, любой шаг в сторону со стороны подчиненных – расстрел, образно говоря. Ни к чему хорошему это не приводит. Это не мой принцип. Я наоборот, делегирую полномочия людям. И чем больше человек берет на себя ответственности, тем больше он получает полномочий. Важно разбудить энергию людей. Как только коллектив заряжается позитивной энергией на решение задач, с ним можно горы свернуть.

– Только ли материально можно стимулировать людей на достижение новых вершин?

– У моих сотрудников разбужена их творческая энергия. Когда они приходят ко мне и предлагают сделать что-то новое, я поддерживаю, говорю «Давай, делай»! Коммерческое предприятие должно быть удочкой, и у каждого сотрудника в руках должна быть эта удочка – инструмент для получения общих жизненных благ и благосостояния. Команда – это очень важно. У меня каждый сотрудник знает, что если он принесет в предприятие что-то, то и сам заработает. Принцип материальной заинтересованности действует. Плюс в моей структуре абсолютно отсутствует подавление инициативы. Наоборот, я стараюсь разбудить инициативу и передать людям полномочия. Достаточно посмотреть на парковку машин перед Полидревом – и все станет ясно. А еще я вижу, как горят глаза у людей, как они хватаются за работу.

– Что лично для вас значит бизнес?

– Для меня это жизнь, свобода, возможность самореализоваться. Хочу еще привести в пример современным молодым людям историю моего друга, компаньона, директора ОДО «Полидрев» Василия Ковальчука. Он пришел к нам еще студентом, стал подрабатывать сторожем, когда наш офис еще размещался на чердаке одной из гомельских школ. И вот он окончил университет, устроился к нам на работу, прошел со мной весь путь становления предприятия, ездил учиться в Германию, стал первоклассным специалистом и многого достиг в бизнесе. Сейчас это мой компаньон, совладелец целого ряда бизнес-направлений. Я с ним прошел огонь и воду.

– Какие черты характера помогают вам расти, развиваться и зажигать в других людях творческую энергию?

– Я же говорил, звездочка какая-то есть… Я фаталист по жизни – что должно произойти, то обязательно случится.

– На чем сосредоточено ваше внимание сегодня?

– Мы выходим на рынок с инновационным продуктом – тепловыми декоративными панелями. Официальное название «Термопанель Белань». Такого в Беларуси до сих пор никто не делал. Полтора года назад я приобрел на аукционе бывший завод химического мела. Это было полуразрушенное предприятие с бетонными стенами, металлоломом, грязью, мусором. Пришлось вывезти оттуда десятки машин мусора и полностью восстановить здание. Сейчас предприятие работает, на нем кипит жизнь. Мы вложили в завод по производству строительных материалов, тепловых декоративных панелей очень много сил и энергии. Крайне важно теперь организовать сбыт продукции. А для того чтобы организовать сбыт, нужно довести продукт до идеального качества, чем мы и занимаемся. Оборудование готово, начинаем производство. Надеюсь, что это будет экспортно-ориентированная продукция, востребованная за рубежом. А вообще в инвестиционных планах фирмы примерно десяток новых проектов.

– Что представляют собой тепловые декоративные панели?

Это продукт два в одном: утепление здания и декорирование фасада. В результате получается красивый современный фасад и утепление дома одновременно. Трудозатраты – минимальные. Большинство домов в мире оштукатурены и покрашены. Через год-два отделка трескается, краска бледнеет, здание требует ремонта. Технология эта старая и трудоемкая. А вот если дом будет обшит нашими термопанелями, он станет практически вечным. С ним ничего не надо делать на протяжении десятков лет, он становится теплым и имеет привлекательный внешний вид.

– Интересно, чья это идея – ваша или позаимствовали у западных коллег?

Когда мы начинали, это была моя идея. Однако не скрою, что кода уже многое было сделано, полпути пройдено, оказалось, что не одни мы такие умные. Оказывается,  в Германии уже есть такие предприятия, где освоили подобную продукцию.   Но изначально мы ничью идею не использовали, а пришли к этому сами.

– Роман Семенович, как многодетный отец, чему учите подрастающее поколение?

– Прежде всего, порядочности. Моему старшему сыну уже 33 года, он сложившийся бизнесмен, очень хороший управленец, наверное, лучше, чем я. Андрей руководит всей сферой услуг  нашей фирмы  (рестораны, отель, детский развлекательный центр, фитнес, сейчас он увлекся пивоварением).  Территория «Чисто» – это его вотчина. Кстати, недавно мы закрыли там автопокраску и перепрофилировали место в детский центр. А младших детей я учу английскому языку, спорту, ну и своим жизненным принципам, наверно,  как и все. Пусть у наших детей будет мир и счастье.

Метки:

Обсуждение