«Помещик» из Маковья. Гомельчанин Валерий Гапонько собирается сделать из заброшенной школы роскошную усадьбу

«Помещик» из Маковья. Гомельчанин Валерий Гапонько собирается сделать из заброшенной школы роскошную усадьбу

14.06.2018 в 13:18
Ольга Вальченко, "СБ. Беларусь сегодня"

32-летний телеоператор Валерий Гапонько живет в Гомеле, но душа тянет в деревню. Четыре года назад он приобрел на аукционе пустующее здание Маковской начальной школы, чтобы сделать из неё роскошную усадьбу.

Тоска по деревне

Пока вся живность, о которой заботится Валера, живет в Черетянке, соседней деревушке. Приглядывают за немаленьким хозяйством – гусями, перепелками, овцами, козами, вьетнамскими свиньями – родители парня. Но Валера знает о характере каждого питомца:

– Когда эта барашка родилась, её мать умерла. Мы выходили кроху, маленькая была совсем ручная, зато кошку гоняла будь здоров!

Живность, о которой заботится Валера, «прописалась» в деревне у его родителей

Валера отодвигает доски: за ними в пучке сена – свежее яйцо. Все тайные местечки родительских несушек он тоже успел выучить. 

Уже несколько лет Валера живет в Гомеле, но сельские пейзажи не потеснил из сердца даже бешеный городской ритм: 

– Помню, раньше собирали яблоки тоннами, сушили. Нарежешь ломтиками, разложишь на покрывале на солнце и следишь по очереди весь день. У нас и должность такая была – дежурный по яблокам. А еще дежурный по кухне, по воде, по яйцам – нас, детей, было пятеро. 

Была школа – станет усадьба

В городе, утверждает Валера, с каждым годом жить становится все сложнее. Поэтому и решил воплотить свою давнюю мечту – стать хозяином настоящей усадьбы с большим домом и богатым хозяйством.

Три года на бумаги

Для будущего имения телевизионщик присмотрел пустующее здание бывшей начальной школы в деревне Маковье. Продавалось здание на аукционе за 20 процентов стоимости, тогда, до деноминации, это составляло 70 миллионов рублей. В ход пошли все накопления. Вот только в целях продажи значилось – производственное или административное здание. Но Валеру заверили: перевести в жилое купленное помещение – труда не составит. Специалистам он поверил и в мечтах уже жил в своей «Таре». На деле все оказалось сложнее:

– Купил недвижимость в конце 2013 года, жилым оно стало всего год назад. Нет, можно было и быстрее, но это если на работу не ходить. 

Жилая зона займет 130 квадратов

Иногда казалось, что для оформления всех бумаг нужно спецобразование. Полного перечня документов Валера даже припомнить не может, усложнило ситуацию и наличие довольно внушительного участка – 45 соток. 

– По закону мне положено как приусадебную землю иметь всего 25. Пришлось делить надел на два куска. Сначала меня убедили, что все обойдется двумя миллионами (опять же до деноминации). А потом выяснилось, что измерять землю нужно не по четырем, а по пяти точкам! И стоить такая «переработка» будет уже десять миллионов. Я предложил самостоятельно перемерить линейкой…

Настойчивость Валеры и отзывчивость специалистов помогли уменьшить сумму до шести миллионов. С налогом на землю пришлось попотеть подольше:

– За 25 соток выходит около 20 рублей в год. За излишки мне с городской пропиской насчитали 250 рублей. Будь у меня на этой площади в Гомеле супермаркет с хорошим доходом – вопросов нет. А здесь что я должен выращивать, чтобы заработать на такой налог?

Но и в этом вопросе начинающему «помещику» пошли навстречу. Только был бы на месте активного телеоператора кто-то поскромнее, мечта так и осталась бы мечтой. В некоторых моментах людям не хватает всестороннего изучения вопроса, уверен Валера:

– Вызвали меня в исполком: «У вас все заросло и металлолом валяется!» Показывают фото, а на нем не металлолом, а часть фрезы. Я в тот день как раз позвал соседа с трактором все перепахать… 

О материальной стороне дела Валера говорит зажмурив глаза. Только необходимые бумаги, согласования, налоги обошлись ему приблизительно в 3000 рублей. Сколько ушло на работы по дому, молодой человек даже не считает.

Пчёлы и альпаки

Хозяин радушно приглашает нас в гости. Здание одноэтажное, но площадь поражает. Без сопровождающего в лабиринте бывших классов, спален и санузлов можно заблудиться. Одно крыло в 130 квадратных метров станет жилой зоной. Правда, пока оно больше напоминает склад: списанные с предприятий двери, рабочие, но уже десятилетия неактуальные телевизионные лампы, старая мебель и ящики из магазинов. Роль верстака исполняет бывший студийный стол, а старые рамы от телевизоров готовятся стать рамками для фотографий. Неработающие часы, по задумке мастера, с четырех сторон украсят кирпичную трубу – получится местный биг-бен.

Все свободное время Валера проводит в доме – пилит, строгает, копает. В жилой зоне уже поменял окна, поставил решетки и провел отопление. В котельной простой, но надежный аппарат, неподалеку в будущем появится печка – там Валера хочет сделать парилку. А планы на второе, хозяйственное, крыло здания поистине наполеоновские.

– Всё нужно делать с умом. Есть здесь закуток со сливом, значит, будет душевая перед парилкой. 

– Аппарат в котельной простой, но надежный

Огромный общий зал с разрушенным полом станет гаражом, а в обложенном кафелем школьном туалете Валера планирует разводить кроликов, рыб или виноградных улиток. 

Со временем на участке по­явятся и гуси, и овцы, и даже альпаки. На крыше уже стоят несколько ульев, вокруг дома – небольшой сад. 

– Каждый сантиметр должен приносить двойную-тройную пользу. Посеял фацелию – она хороший сидерат, улучшает структуру почвы и одновременно медоносная культура. Заведу кроликов – будет не только мясо, найду людей шить из шкурок пледы. При падеже – отправлять в автоклав на мясокостную муку. 

В планах и биогазовая установка, и даже солнечные батареи на крыше. Пока же в основном упор на обработку земли и ремонт здания. Единственное, что Валера точно трогать не будет, – так это старый дымоход, на вершине которого аисты свили гнездо. Уж очень хороший знак…

На старом дымоходе аисты свили гнездо

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена без письменного разрешения редакции. Цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Метки:

Обсуждение