Афера на 35 тысяч рублей: в Гомеле курьера телефонных мошенников приговорили к 7 годам колонии

Афера на 35 тысяч рублей: в Гомеле курьера телефонных мошенников приговорили к 7 годам колонии

25.11.2022 в 17:08

Мошенники умеют “говорить” голосами ваших родственников, а звонок в банк с мобильного переадресовывается на злоумышленника. Беларусь захлестнула волна звонков из украинских call-центров. Ущерб исчисляется миллионами долларов. Среди пострадавших – жители Гомеля и Гомельской области. Как это работает?

Суд Советского района Гомеля постановил приговор по уголовному делу о мошенничестве в особо крупном размере, совершенном группой лиц, сообщили в Гомельском областном суде.

В мае этого года фигурант через приложение Telegram присоединился к преступной схеме. В телефонной переписке вступил в преступный сговор с неустановленным лицом, от которого получал данные и алгоритм действий по обману престарелых граждан.

В преступной схеме ему была отведена роль курьера. Он прибывал по адресам и забирал у пенсионеров деньги для якобы благоприятного решения вопроса о непривлечении их родственников к уголовной ответственности из-за выдуманного ДТП. Всего у четырех стариков он забрал 35,2 тысячи рублей. Похищенным распорядился по собственному усмотрению.

Приговором суда признана вина фигуранта в завладении имуществом путем обмана (мошенничестве), совершенном группой лиц, в особо крупном размере.

Ему назначено наказание в виде семи лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима. Также он должен уплатить 200 базовых величин штрафа (6400 рублей).

Судом также разрешен вопрос о взыскании в пользу потерпевших материального и морального вреда.

Приговор в законную силу не вступил.

Телефонное мошенничество: как это работает

Наиболее распространённая схема заключается в том, что пожилым людям звонят и сообщают о том, что их родственник попал в ДТП и является виновником аварии. Чтобы избежать уголовной ответственности, необходимо внести определённую сумму. Ещё вариант – якобы звонит сотрудник безопасности банка и говорит, что на вас пытаются оформить кредит.

Все уловки основаны на психологии человека и технической части так называемых “скриптов” – последовательности действий операторов call-центров мошенников. Работают они уже по заранее собранным с помощью различных программ данным. Знают как вас зовут, где работаете, имена детей, родственников, номера их телефонов и пр.

Всю эту информацию возможно получить, если “жертва”, например, неосмотрительно щёлкнет на баннер на сомнительных сайтах. На телефон скрытно загружается зловред, который помимо выгрузки всей вашей информации на сервера обладает также возможностью перенаправлять все исходящие звонки.

Т.е., например, вы звоните с мобильного телефона в банк по опубликованному на официальном сайте учреждения номеру телефона, а попадаете снова на мошенника. Или звоните родственнику, якобы попавшему в ДТП. Телефон верный, абонент – мошенник. Функция замены голоса в режиме онлайн – также у них есть. Образец с ваших видео анализируется, распознается, и вот уже злоумышленник разговаривает голосом, например, вашего сына.

Далее, в зависимости от “скрипта”, происходит вывод средств. Если вариант с банком – мошенники получают доступ к вашему счёту и списывают все средства путём перевода. Или вы сами переводите средства на якобы “безопасный” счёт. В случае якобы попавшего в ДТП родственника необходим подельник на месте, чтобы смог забрать наличные, положить на банковскую карту и перевести деньги мошенникам.

В основном правоохранители ловят именно таких курьеров, которые ведутся на сообщения в интернете о лёгком заработке. Схватить за руку самих организаторов афер значительно сложнее, так как они находятся за пределами Беларуси. В настоящее время большинство call-центров мошенников, донимающих белорусов, находятся в Украине.

При этом масштабы этого явления в соседней стране поражают. Подробности на телеканале ОНТ в программе “Марков. Ничего личного” сообщил министр внутренних дел Беларуси Иван Кубраков:

– Минимум по 100 кол-центров есть почти в каждом областном городе в Украине. Масштабы огромные. Зарабатываются деньги, которые тратятся в том числе на оружие. В Украине создана огромная мошенническая сеть. Наши оперативники борются с этим. Работает интернет-разведка. Много материалов, которые имеются у нас, мы будем в дальнейшем использовать для того, чтобы противостоять кол-центрам, которые обманывают наших людей, по итогу совершают преступления на территории Беларуси. Еще до начала специальной военной операции России мы направили больше ста запросов в Украину. У нас были конкретные данные, конкретные люди, которые совершают эти преступления. Но ответа мы не получили ни на один наш запрос.

– То есть фактически “крышевание” целой мошеннической схемы в Украине вышло на государственный уровень? – спросил ведущий программы Марат Марков.

– Именно так. Практически все узаконено. И речь не только о кол-центрах. Там разработана целая система обучения операторов. Есть учебные центры, тоже находящиеся в Украине. Туда приводят так называемых специалистов, которые потом будут работать операторами. Их обучают, им объясняют, как разговаривать, предоставляют различные материалы, определенный набор слов, учат, как в той или иной ситуации доводить информацию.

Иван Кубраков подчеркнул, что МВД Беларуси проводит не только оперативную, но и профилактическую работу – через участковых, СМИ. Однако некоторые белорусы не прислушиваются и думают, что уж они-то точно на удочку телефонных мошенников не попадутся.

– Масштабы обмана огромные. Причиненный ущерб такими преступлениями только в этом году составил 4 миллиона 500 тысяч долларов. Этими деньгами мошенническим путем завладели люди, которые находятся в Украине. Там работает преступная схема, которую прикрывают украинские власти, полицейские, – резюмировал глава МВД.

Метки:

Обсуждение