Под предводительством бывшего таксиста из Гомеля преступники грабили мигрантов

Под предводительством бывшего таксиста из Гомеля преступники грабили мигрантов

29.02.2020 в 10:39
Руслан Пролесковский, "Народная газета"

Надежная охрана рубежей — один из главных приоритетов внутренней политики любого государства. Сегодня для этого используется целый комплекс современных технических средств — системы датчиков и видеонаблюдения, воздушное патрулирование, маневренные группы и многое другое. Попытки незаметно «перейти границу у реки» обречены на провал. Однако так было не всегда.

На рубеже веков система охраны белорусско-украинской государственной границы в Гомельской области проходила путь становления и развития. И как раз этот участок границы представлял большой интерес для дельцов из преступного мира. В частности, тех, кто делал деньги на нелегальных мигрантах, мечтавших в поисках лучшей жизни любой ценой попасть на Запад. Беларусь и Украина были для них лишь звеньями транзитного пути. Самостоятельно преодолеть его нелегалы не могли. Требовавшиеся для этого местные проводники тут же нашлись и принялись налаживать доходный бизнес. К слову, поначалу тариф доходил до 100 долларов с одного нелегала. Позже, когда конкуренция усилилась, цены несколько упали.

Одним из таких «сусаниных» оказался гомельчанин Владимир Ходаков (имя и фамилия изменены), которому на тот момент чуть перевалило за тридцать. До того как втянуться в темные дела, он работал таксистом. Собственно, на новом поприще требовалось делать то же самое: доставлять клиентов из пункта А в пункт Б. Конечной остановкой был Чернигов, в котором Ходаков передавал пассажиров «коллегам». Те, принимая эстафету, везли нелегалов в Киев и далее.

Помимо перевозчиков, в схеме также участвовал некий гражданин Афганистана по имени Хабиб. В Гомеле он делал деньги на земляках. Хабиб выступал посредником, который сводил «сородичей» с проводниками.

До поры до времени система работала.

Как-то раз Ходаков вёз темнокожую пару. И обратил внимание на беспокойное поведение женщины, которая сидела как на иголках. Чуть позже в телефонной беседе Володя поделился наблюдениями с черниговским коллегой. Тот был более осведомлен и пояснил причину. Оказалось, женщина имела при себе сумму, исчислявшуюся десятками тысяч долларов. Было от чего нервничать.

Ходаков задумался и после долгих размышлений пришел к выводу: нужно что-то менять. Развиваться, идти дальше, расти. И вообще, зачем довольствоваться малым, когда можно получать всё и сразу? Короче говоря, Владимир решил сменить квалификацию.

Поскольку её концепт предусматривал коллективную работу, он принялся формировать команду. Для начала посвятил в замысел нескольких приятелей, один из которых недавно вернулся из армии. Этот парень раздобыл несколько комплектов камуфляжной формы. В новой схеме внешнему антуражу придавалось серьезное значение.

Начинали, можно сказать, изящно. Ходаков вёз африканку, когда машину остановили люди в форме. Владимир, как мог, объяснил пассажирке, что дело плохо. Мол, нарвались на пограничников. Он, конечно, попробует договориться, но придется дать взятку. Общий смысл напуганная женщина поняла и безропотно передала энную сумму для решения проблемы. Позже точно так же развели нелегала из Афганистана.

Впрочем, в последующем с мигрантами не церемонились. Их открыто грабили. Происходило это по стандартной схеме. Вначале Владимир Ходаков и один из его товарищей играли роль проводников. Перед тем как выдвинуться в путь, инструктировали подопечных:

— Если нарвемся на пограничников — не вздумайте сопротивляться! Руки вверх и делайте, что скажут. Всем ясно?

Затем иностранцев везли в леса приграничья. (Иногда в качестве транспорта использовался трактор с прицепом.) В условленном месте разыгрывался отрепетированный спектакль — появлялись липовые пограничники. Мигранты с отчаянием поглядывали то на них, то на сопровождавших. Последние театрально вздыхали. Дескать, не повезло.

Следовала команда высаживаться. Пассажиров ставили лицом к транспорту и требовали упереться руками. Медлительных подгоняли тычками резиновых дубинок. Затем начинался странный досмотр, во время которого содержимое сумок и бумажников выкладывали на обочину. А денежные купюры «погранцы», ничуть не стесняясь, распихивали по своим карманам. Закончив обыск, «военные», ничего не говоря, прихватывали добротные вещи и уходили. Следом, также не утруждаясь объяснениями, испарялись проводники. Растерянные и ограбленные иностранцы оставались одни в чужом лесу.

Впоследствии преступники использовали дополнительную страховку. Разбой совершался на сопредельной стороне, то есть после пересечения границы. Нелегалы толком даже не знали, в какой стране они находятся. И, случись что, ничего объяснить не сумели бы.

Не обошлось без эксцесса. По­средник Хабиб задолжал деньги, но отдавать не торопился. Пресытившись, Владимир перешел к решительным действиям. Он был в курсе, что партнер также переправляет «сородичей». Знал даже конкретное время и маршруты следования. Устроить засаду не составило труда.

Очередная группа афганцев ехала на двух микроавтобусах. Бандиты на иномарках, используя опасные маневры, вынудили водителей прижаться к обочине.

Хабиб вновь стал жаловаться на безденежье. И даже несколько ударов резиновой дубинкой его позицию не поколебали. Тогда, получив условный сигнал, недобры молодцы бросились к автобусам — грабить нелегалов. Но не тут-то было. Внезапно те выскочили сами, возбужденно галдя, сжимая в руках отвертки и монтировки. Не ожидавшие такого преступники понеслись к своим машинам…

Однако это было исключение из правил. В дальнейшем бандиты действовали ещё жестче. Периодически иноземцев избивали. Для устрашения использовали ножи и газовый пистолет, почти всегда пускали в ход дубинки и наручники. Дошли до того, что стали привязывать потерпевших к деревьям. А поскольку происходило это ранней весной, привычных к теплу азиатов трясло от холода. Апогеем цинизма стало то, что проводники начали сдавать клиентов, передавая анонимную информацию настоящим пограничникам.

Поскольку «штатного расписания» в преступной группе не было, к ее делам приобщались все новые люди. В их числе оказались даже тесть и шурин Ходакова. А еще двое были родственниками между собой — отец и сын. И вообще, компания подобралась пестрая. Некоторые из участников занимались вполне мирными делами. «Артель» сплотила людей разных возрастов и профессий: продавца и фрезеровщика, водителя и оператора котельной, тренера спортшколы и машиниста насосной станции…

На след банды, действовавшей около года, сотрудники УКГБ по Гомельской области вышли по последнему эпизоду. Остальные всплыли в ходе следствия, которое установило около 80 потерпевших — выходцев из Афро-Азиатского региона и Афганистана.

На скамье подсудимых оказались 13 человек. Любопытно, что после задержания большинства участников долго не удавалось отыскать еще троих. Как выяснилось позже, они уже находились в СИЗО: двое — за угон машины, еще один — за фальшивомонетничество. 

Материалы следствия заняли 7 увесистых томов, а приговор Гомельского райсуда — 37 страниц печатного текста. Главный герой криминальной истории Владимир Ходаков получил 12 лет неволи. Остальные в зависимости от степени участия — от года исправительных работ до 11 лет лишения свободы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки на первоисточник.

Метки:

Обсуждение