Гомельчанка в 13-й раз попалась на продаже "липового" мёда, а афериста-мужчину задержали после шестой ходки под раковину

Гомельчанка в 13-й раз попалась на продаже “липового” мёда, а афериста-мужчину задержали после шестой ходки под раковину

04.08.2017 в 19:09
Виолетта ДРАЛЮК, "Народная газета"

Перед лихими людьми старики беззащитны, как дети. Разница, пожалуй, в одном. Рядом с детьми обычно есть родители. А у пожилых в охранниках только мудрость, опыт и осторожность. Увы, мошенники знают, как свести на нет такую систему защиты. Простое внимание, заинтересованный разговор и приветливое слово делают пенсионеров безоружными, заставляя открывать незнакомцам двери, приглашать в дом и доверяться, как родному человеку. Этим и пользуется хитроумный народец, придумывая все новые и новые уловки.

Гомельчанка в 13-й раз попалась на продаже липового мёда, а афериста-мужчину повязали после шестой ходки под раковинуВ  Гомельском районном суде слушали “медовое” уголовное дело. Ответ держала жительница областного центра — 39-летняя Алла Б. Причем свою “медовую” историю в суде она рассказывала вот уже в 13-й раз! Именно столько раз гомельчанку задерживали и привлекали к уголовной ответственности за подделку продукта, который она втюхивала доверчивым пенсионерам. В прокуратуре Гомельской области добавляют детали к ее портрету:

— Первая судимость по такому обвинению — в апреле 2010 года. С того времени, едва отбудет наказание, вновь берется за старый промысел.

А он прост и незатейлив, как урок труда в средней школе. На последнем суде Алла неторопливо перечисляла короткий список ингредиентов и приводила авторскую рецептуру лжемеда:

— Значит, вода, лимонная кислота и сахар. Варю сироп. Разливаю по банкам. Сверху смазываю медом…

Для покупателей же проводила другую маркетинговую политику: вот он — чистый мед по пролетарской цене — 40—45 рублей за банку. В микрорайонах областного центра и деревнях, ближайших к Гомелю, она имела успех у пожилых людей. 

Например, берем город — двор, подъезд, бабушки на лавочках. Алла им — о домашнем меде. Одна пенсионерка так и купила банку, а в разговоре упомянула о своей приятельнице, живущей на другом этаже. Алла — к приятельнице: мол, Марья Ивановна не смогла приобрести вторую банку меда, денег не хватило, может, вы.

В деревне Зябровка Гомельского района удачно забрела в один из частных домов. На стук открыл хозяин. Был не очень трезв, но внимательно выслушал речь гостьи:

— Жена заказывала две банки меда.

— Так её нет.

— Но она просила принести.

— Ладно.

Позвонить супруге и уточнить, что да как, — не смог. Руки не слушались. Нашел 50 долларов, отдал за товар. Алла честно признала:

— Это много.

— Сдачу потом принесете. 

Как узнали, что подделка? Да по-разному. Дети, приехав в гости, распробовали. Милиционеры, начавшие проверку, позвонили. Даже сами покупатели, съев верхушку содержимого банки, начинали понимать, что их надули… На последнем процессе Алла в содеянном раскаялась. Но суд ей верить практически перестал. Все-таки 13-й маршрут по одной и той же траектории. В итоге 3 года лишения свободы в ИК общего режима.

В прокуратуре Гомельской области приводят еще одно уголовное дело, в котором вновь потеряли пенсионеры. Место событий — областной центр. Действующее лицо — 31-летний горожанин Павел, в недавнем прошлом менеджер частной фирмы, занимающейся установками фильтров воды. 

Какой надлом случился в биографии молодого человека, сказать трудно. Однако, уволившись из коммерческой организации, Павел не отказался от бизнеса. Уходя из конторы, он прихватил клиентскую базу и немного квитанций к приходно-кассовым ордерам. И пошло-поехало. В областной прокуратуре рассказывают о сценарии, практически едином для всех: 

— Фигурант приходил в те квартиры, где ранее его фирма устанавливала водоочистительные системы. Сообщал клиентам о том, что необходимо провести замену фильтрующих элементов. Имитировал рабочий процесс, после чего сообщал о замене и необходимости оплатить его труды — от 25 до 40 рублей. 

Сценарий отчасти менялся, когда люди заявляли, что больше не хотят никаких фильтров и готовы от системы отказаться. Тогда мастер-самозванец предлагал выкупить оборудование, но для того, чтобы его демонтировать, тоже требовались деньги. С отдельных клиентов именно так он заполучил от 80 до 175 рублей. 

Нельзя сказать, что городские пенсионеры полностью потеряли бдительность. Некоторые, например, звонили в фирму. Там советовали обращаться в милицию. Но сориентировались не все. Один из потерпевших верил мастеру до последнего, о чем и рассказал в суде:

— В июле 2016 года мне позвонили по телефону и сказали, что придет сотрудник компании для замены фильтров. Пришел молодой человек — Павел. Он залез под раковину, что-то там делал, после чего сказал, что заменил детали и за это нужно заплатить 25 рублей. Впоследствии в течение июля он приходил еще пять раз, каждый раз снова залезал под раковину, после чего называл сумму. Когда молодой человек пришел в шестой раз, я заподозрил неладное.

Не так давно в одном из гомельских судов закончилась эпопея с фильтрами. Суд учел, что в подобную переделку Павел попал впервые. В итоге получил наказание в виде двух лет ограничения свободы в исправительном учреждении открытого типа.

К  сожалению, жизнь такова, что страдают именно те, кто готов довериться и не способен защититься. Дефицит общения, жизнь в одиночестве, ограниченность информации. Официальный представитель областного управления Следственного комитета Мария Кривоногова поделилась обобщенным анализом преступлений против престарелых:

— С начала года совершено более 420 краж имущества у граждан старше 60 лет. Нередки случаи, когда злоумышленники проникали в дома пожилых людей под видом представителей различных служб. Так, в мае этого года две женщины зашли к 89-летнему пенсионеру, представившись соцработниками. Они рассказали о посылках, которые потерпевший должен получить в честь Дня Победы, а также о подарке в размере 80 рублей. При этом попросили показать им деньги, которые хранятся в доме, для переписи номеров денежных купюр. Пенсионер вынес 1700 рублей, впоследствии пропавших из его кошелька. 

Или другой случай из практики областного УСК. К гомельскому фронтовику 1919 года рождения наведались три незнакомки: просили милостыню, после чего у ветерана исчезли часы и боевые награды времен Великой Отечественной войны. Внучка позвонила в милицию. Оперативники решились на эксперимент, зная, что мошенники нередко возвращаются в одну точку дважды, и установили у пенсионера в доме камеры видеонаблюдения. Так и случилось. Дамочки вновь постучали в двери. 

Пока одна вела задушевные беседы с дедушкой, две другие рыскали по шкафам. Камера все зафиксировала.

Можно ли защитить пожилых людей от мошенников? Следователи уверены, что можно, если чаще проведывать, встречаться, рассказывать. Ведь обычно глубокие старики обитают в своем замкнутом мире, забывая, что простые правила личной безопасности вроде “не разговаривай с незнакомцем” или “позвони близким” могут очень пригодиться. При этом, неважно, живешь ты в глухой деревне или на этаже в большом городе. 

Обсуждение