Велосипед в наши дни, несмотря на всеобщую автомобилизацию, становится все более популярным средством передвижения. Это не остается без внимания злоумышленников. Двухколесный друг на пару с мобильным телефоном – самые похищаемые вещи. Чтобы велосипед можно было опознать и найти, девять лет назад в Гомельской области стали создавать единую базу велоданных. Сегодня число зарегистрированных в ней велосипедов приближается к четверти миллиона.
Если у вас нет времени доехать до ближайшего отдела милиции и поставить там на учёт свой «ровар», милиционеры придут к вам, точнее, встретят на улице. Практика уличной регистрации велосипедов невероятно популярна. Такая процедура занимает всего три минуты.
Улица Мазурова в Гомеле – излюбленное место велосипедистов. Здесь тротуар разделен на вело- и пешеходную зоны. Сержант роты патрульно-постовой службы РОВД администрации Железнодорожного района Гомеля Андрей Старостов просит остановиться молодого человека.
– Что-то нарушил?
– Нет, хотим помочь вам зарегистрировать велосипед. Если украдут, легче найти.
– Это надо, у меня редкая модель. Какие данные?
– ФИО, серийный номер на раме, ваш адрес и мобильный. Всё, вы в базе. Счастливого пути!
Такие выездные акции сотрудники милиции проводят постоянно. Информация о них предварительно размещается на сайте УВД Гомельского облисполкома gomel.mvd.gov.by. В областном центре это восемь точек, где проходит наиболее интенсивный трафик велосипедистов. Самые масштабные пополнения базы – во время велопробегов.
По дорожке уверенно крутит педали пенсионерка. На руле два пакета.
– Остановка. Регистрируем транспортное средство в базу. Если украдут, быстро найдём!
Гражданка уверенно объезжает людей в форме:
– Кто его украдет? Ему лет как мне!
Со слов детей велик не зарегистрируют, необходимо присутствие родителей
А ведь такие пропажи сложно найти – велосипеды разбирают и сдают на металлолом. Основное место краж – подъезды, воры легко перекусывают инструментом цепочки и тросики.
К милиционерам подъезжает пара школьников – Никита и Милана Гринштейн:
– Зарегистрируете наши велики?
– Без проблем, но нужен кто-то из родителей.
Юных велосипедистов догоняет запыхавшийся папа Дмитрий. После небольшой консультации с милиционерами велосипеды поставлены на учет. По образованию Дмитрий юрист, он уверен, что наличие велобазы позволяет не только искать пропажу, но и доказывать ее принадлежность хозяину:
– Велосипед не машина. У кого из вас есть на него документы? Особенно если он неновый. Потом доказывай, что это именно твой, синенький, с царапиной, желтыми педалями. Внесение этого средства передвижения в милицейскую базу – уже факт принадлежности данной вещи именно вам. Дополнительных документов не надо.
Несколько интересных случаев из разыскной практики, когда велобаза помогла не только вернуть пропажу владельцу, но и найти преступника. Гомельские милиционеры проводили проверку ломбардов. В одном из них был обнаружен велосипед, который числился в угоне. По серийному номеру его вернули хозяину, вора разыскали через книгу учета в ломбарде. Еще одна история связана с фигурантами громкого уголовного дела (сейчас в Гомеле идет судебный процесс над похитителями женщины), в подвале дома одного из них найден пропавший велик. Оказалось, что велосипед им продал местный бомж, за воровство он ответит перед законом. Украденная вещь возвращена хозяину.
Механизм отработан, в областной базе зарегистрировано 222 814 велосипедов, рассказал начальник управления охраны правопорядка и профилактики милиции общественной безопасности УВД Гомельского облисполкома Павел Савченко:
– Ежегодно в базе регистрируется от 12 до 15 тысяч велосипедов. Интересно, что немало стало ответственных владельцев. Когда они продают велосипед, обращаются к нам, чтобы снять его с учета или перерегистрировать на нового хозяина.
КСТАТИ
Гомельских велосипедистов ожидает хорошая новость. В течение нескольких лет по инициативе общественного объединения «ВелоГомель» и поддержке городских властей специалистами из Минска разрабатывалась велосипедная концепция Гомеля. По ней до 2030 года в городе над Сожем может появиться 256 километров велодорожек. Создана карта. Концепция проработана, но, чтобы она воплощалась в жизнь, её необходимо утвердить горисполкому или городскому Совету депутатов.